Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Понятие государственной пенсии и ее законодательное обоснование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения в пенсионной системе, вступающие в силу с 2019 года, не затрагивают социальную пенсию по инвалидности и по потере кормильца, которая назначается безотносительно к общеустановленному пенсионному возрасту. Как и в случае со страховой пенсией, в отношении пенсий по государственному обеспечению полностью сохраняется право людей, потерявших трудоспособность из-за инвалидности, обратиться за назначением пенсии независимо от возраста.

При этом возраст, по достижении которого возникает право на социальную пенсию по старости, повышается на 5 лет в соответствии с поэтапным переходным периодом. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – начиная с 65 лет[70].

Размер социальной пенсии после индексации 2015 года составлял - 4769,08 рублей; на каждого иждивенца предусмотрена надбавка в размере 1589,69 рублей. Районный коэффициент учитывается в размере выплаты. В 2019 году проведена индексация социальных пенсий на 0, 4%[71].

Вторая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию этого вида - представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет - женщины и 55-и лет - мужчины. Правительством утвержден специальный список народностей, отнесенных в данную категорию. Основным условием для них является постоянное проживание в коренных местах и занятие промыслами, характерными для этих народов: оленеводство, охота и так далее.

Основным условием получения социальной пенсии по инвалидности, так же как и для трудовой такого вида, выступает факт установления какой-либо группы инвалидности (1, 2 или 3 группы). Он должен быть подтвержден актом медико-социальной экспертизы.

Несовершеннолетние дети, оставшиеся без родителей, и совершеннолетние до достижения возраста 23 года, если обучаются в учебных заведениях по очной форме – имеют право на получение социальной пенсии в связи с потерей кормильца.

За последние годы пенсионная система Российской Федерации подверглась значительным реформам. Был значительно изменен порядок индексации: увеличение социальных пенсий и ежемесячных платежей инвалидам производится раз в году в апреле. С 1 апреля 2019 года пенсии по государственному обеспечению индексируются на 2%[72]. Повышение затронет почти 4 млн. пенсионеров, из которых 3,2 млн. являются получателями социальных пенсий. Одновременно с индексацией социальных пенсий повышаются пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, граждан из числа работников летно-испытательного состава и некоторых других.


Средний размер социальной пенсии после повышения составит 9266 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства первой группы составит 13674 рубля и 13812 рублей соответственно. Средние размеры пенсий инвалидов вследствие военной травмы после индексации вырастут до 31,3 тыс. рублей, пенсии участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, – до 37,4 тыс. рублей.

Выводы по главе 2

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 - № 166-ФЗ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет - компенсация утраченного заработка в связи с прекращением гражданской, военной службы или службы в правоохранительных органах, выполняемой длительное время. Пенсия назначается лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе.

Пенсия по старости - компенсация вреда пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф (ЧАЭС и др.) Пенсия назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет.

Пенсия по инвалидности - выплата нетрудоспособным гражданам, получившим инвалидность во время военной службы либо катастроф различного характера. Пенсия назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами.

Пенсия по случаю потери кормильца - выплата членам семьи, находившимся на иждивении умершего, относящегося к одной из категорий граждан, указанных в законе № 166-ФЗ. Пенсия назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей.

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) - денежная выплата, обеспечивающая нетрудоспособных гражданам необходимыми минимальными средствами к существованию. Получателями этого вида пенсии являются инвалиды 1, 2 и 3 группы, дети-инвалиды (в. т.ч. с детства), дети-сироты. Пенсия назначается при определенных условиях постоянно проживающим в Российской Федерации нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа.


Гражданам, имеющим право на страховые пенсии различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии.

Заключение

Исследование законодательной и юридической литературы приводит нас к следующим выводам.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - гарантированная ежемесячная выплата из средств федерального бюджета, предназначенная для компенсации утраченного заработка, вреда здоровью или социальная помощь нетрудоспособным лицам. Для того, чтобы была назначена государственная пенсия, необходимо соблюдение всех условий, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 - № 166-ФЗ. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этим законом установлены категории лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, основания возникновения этого права, порядок определения размера пенсии и условия ее назначения. Для отдельных категорий граждан, например военнослужащих и пострадавших от аварии на ЧАЭС, этот закон устанавливает общие положения с отсылкой к иным законам, детально регламентирующим вопросы назначения пенсий. Источником финансирования государственных пенсий является федеральный бюджет. При установлении некоторых видов выплат не учитываются возраст и наличие общего страхового стажа.

Государственное пенсионное обеспечение должно быть всегда устойчивым и стабильным поскольку государственные пенсии являются основным источником существования для определённых категорий граждан. Для другого круга граждан они являются не основным, но существенным доходом бюджета семьи.

Государственные пенсии в Российской Федерации урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:

- растущая финансовая нагрузка Пенсионного фонда России (ПФР) в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;


- возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;

- ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;

- снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров.

Правительство изменило порядок индексации пенсий - увеличение государственных пенсий производится раз в году в апреле. Но основной проблемой государственного пенсионного обеспечения остаётся размер пенсий. Величина пенсий неадекватна социальным нуждам пенсионеров. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств. При составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий.

Для этого необходимо создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения.

Список мспользованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 - № 197-ФЗ (ред. от 13.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч.1), ст. 3.
  3. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 27.12.18) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 21, ст. 699.
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48, ст. 4563.
  5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 - № 166- ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51, ст. 4831.
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 (ред. от 11.12.17) № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. - ст. 4832.
  7. Федеральный закон от 17.12.2001 - № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (1 ч.), ст. 4920.
  8. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22, ст. 2063.
  9. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 31, ст. 3215.
  10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I), ст. 6965; Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 2 (часть II) (поправка).
  11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 03.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I), ст. 6989.
  12. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 21.06.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 9. - ст. 1018.
  13. Алистархов В. Кто поможет инвалидам? // Юрист. - 2017. - № 26. - С. 13.
  14. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации / Н.В. Антипьева. - М.: Владос., 2016. – 304 с.
  15. Белянинова Ю.В. Комментарий к федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» / Ю.В. Белянинова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 126 с.
  16. Волкова В.В. Правовые основы социальной защиты государственных служащих / В.В. Волкова, И.В. Карданова. – М.: Юнити, 2015. – 384 с.
  17. Галаганов В.П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия., 2016. – 190 с.
  18. Грудцына Л.Ю. Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты / Л.Ю. Грудницына, А.В. Макаров // Адвокат. – 2016. - № 9. С. 4-10.
  19. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г.Тучкова. - М: Волтерс Клувер, 2016. - 600с.
  20. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. - 2015. - № 4. - С. 47 - 54.
  21. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. – М.: Юрайт, 2018. – 407 с.
  22. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2017. - 441 с.
  23. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации / М.Б. Напсо // Современное право. - 2019. - № 2. - С. 38 - 49.
  24. Павлова Т.М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России / Т.М. Павлова // Молодой ученый. – 2017. - № 49. – С. 194-197. - (URL https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 09.09.2019).
  25. Павлова Т.М. Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ / Т.М. Павлова // Молодой ученый. – 2017. - № 49. С. 197-200. - URL https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 09.09.2019).
  26. Пенсия по государственному обеспечению // http://www.pfrf.ru>state_pensions (Дата обращения: 8.09.2019).
  27. Право социального обеспечения России / под. ред. Э.Г. Тучкова. - М.: Проспект, 2017. - 456 с.
  28. Рыбакова О.С. Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца / О.С. Рыбакова // Социальное и пенсионное право. - 2018. - № 4. - С. 25 - 29.
  29. Соколов В.А. Пенсия военных и госслужащим / В.А. Соколов. – М.: Эксмо, 2016. – 176 с.
  30. Социальная политика: энциклопедия / под ред. Н.А. Волгина, Т.С. Сулимова. - М.: Альфа-Пресс., 2016. – 324 с.
  31. Сочнева Е.Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России / Е.Н. Сочнева // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 1. - С. 52 - 56.
  32. Султанова М.К. Формы организации пенсионного обеспечения (Зарубежный опыт) / М.К. Султанова // Социально-гуманитарные знания. – 2016. - № 1. – С. 148-165.
  33. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь / А.Н. Тарасенкова // Библиотечка Российской газеты. – 2017. - Вып. 13. - 174 с.
  34. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы – ваши льготы и привилегии / В.И. Тресков // Библиотечка Российской газеты. – 2017. -№ 13. – 176 с.
  35. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков // Библиотечка Российской газеты. – 2016. - № 16. – 176 с.
  36. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 7.09.2019).
  37. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации / Е.В. Чупрова. – М.: Юрайт, 2017. – 246 с.
  38. Шишова М.А. Как оформить инвалидность / М.А. Шишова // Азбука права. – 2019. - № 1. С. 5-8.

Приложения

Приложение 1

Общая численность пенсионеров в Российской Федерации

( на 1 января 2019 г).

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Общая численность пенсионеров, тыс. человек

42367

42837

43327

43797

45182

45709

46071

46480

из них получающие пенсии:

по старости

32982

33451

33950

34422

35555

36004

36336

36710

по инвалидности

2689

2590

2511

2418

2365

2280

2202

2137

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

1591

1562

1541

1527

1608

1628

1636

1632

пострадавшие в результате
радиационных и техногенных катастроф и члены их семей

284

298

302

312

332

382

422

443

федеральные государственные
гражданские служащие

56

62

67

66

71

68

75

77

за выслугу лет

1913

1964

2009

2044

2142

2212

2243

2292

летчики-испытатели

1

1

1

1

1

1

1

1

социальные

2851

2909

2946

3007

3108

3134

3156

3188

Общая численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения

296,2

298,8

301,6

304,2

308,3

311,4

313,7

316,7

Численность занятых, приходящихся на одного пенсионера (в среднем за год), человек

1,60

1,58

1,56

1,583)

1,59

1,57

4)

Источник: Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 7.09.2019)

  1. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России, судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание, с 1 января 2017 года - лица, получающие пенсию в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
  2. Без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.
  3. Данные уточнены в соответствии с актуализированной методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда.
  4. В соответствии с Федеральным планом статистических работ срок представления данных по балансу затрат труда – 15 августа 2019 года.