Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Понятие государственной пенсии и ее законодательное обоснование).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1325
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. теоретические и законодательные основы государственных пенсий в Российской Федерации
1.1 Понятие государственной пенсии и ее законодательное обоснование
1.2 Категории граждан, имеющих право на государственную пенсию
Глава 2. Характеристика видов государственных пенсий, условия и порядок их назначения
Введение
Тема работы «Понятие и виды государственных пенсий» актуальна и интересна для изучения. Государство во всех цивилизованных странах решает проблемы людей, которые достигли преклонного возраста или оказались нетрудоспособными.
В жизни обязательно наступает момент, когда человек утрачивает способность трудиться. Это происходит по разным причинам, то ли из-за наступления почтенного возраста, то ли трудоспособность была утрачена вследствие болезни, но самостоятельное изыскание средств к существованию становится проблематичным. Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 года, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом.
Пенсионная система Российской Федерации - одно из важнейших направлений социальной защиты населения. Проведение очередной пенсионной реформы актуализировало проблему реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение. Система пенсионного обеспечения приводит к выполнению конституционные права граждан и носит государственный характер, что проявляется в повышенной ответственности государства. Роль государства в защите уязвимых групп населения возрастает, функция социального обеспечения льготных категорий граждан становится все более разнообразной и качественней.
При всем разнообразии видов пенсий, государственные пенсии выходят на первый план, хотя и полагаются определенной категории населения, поскольку осуществляются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Цель работы: раскрыть понятие государственных пенсий и проанализировать их виды.
Объект работы: правоотношения, возникающие в сфере государственного пенсионного обеспечения.
Предмет работы: законодательство, регулирующее правовые основы назначения и применения государственных пенсий.
Цель, объект и предмет работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть понятие государственных пенсий;
- определить категории граждан, имеющих право на государственную пенсию;
- проанализировать виды государственных пенсий;
- сделать выводы о существующей государственной системе пенсионного обеспечения.
Теоретическую и юридическую основу курсовой работы составили нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти; статистические данные, представленные на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации и на сайте Федеральной службы государственной статистики; книги и статьи по обозначенной теме, представленные в списке использованных источников.
Особое внимание мы уделяли статьям Конституции Российской Федерации и статьям Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», затрагивающим понятие и виды государственных пенсий. Значительную помощь в написании курсовой работы оказали Комментарий Ю.В. Беляниновой к федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также статьи Т.М. Павловой «Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России» и «Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ», напечатанные в журнале «Молодой ученый». Помогли разобраться во всех нововведениях законодательства по пенсионному обеспечению книги В.И. Трескова «Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы» и «Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии», напечатанные в Библиотечке Российской газеты. Исследование системы пенсионного обеспечения государственных служащих основательно проведено В.В.Волковой в книге «Правовые основы социальной защиты государственных служащих».
Структура работы определена ее целями и задачами, и состоит из введения; первой главы, включающей теоретические и юридические основы государственных пенсий в Российской Федерации, раскрывающей понятие и законодательное обоснование государственных пенсий, а также отражающей категории граждан, имеющих право на государственную пенсию; второй главы, в которой анализируются виды государственных пенсий; заключения, в котором сделаны выводы по результатам проведенного исследования; списка использованной литературы, содержащего 38 источников и 3 приложений.
Глава 1. теоретические и законодательные основы государственных пенсий в Российской Федерации
1.1 Понятие государственной пенсии и ее законодательное обоснование
Пенсия (от лат. pension - платеж, уплата - выплата) - материальное обеспечение граждан, осуществляемое в форме ежемесячных выплат, предназначенное для лиц, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца[1]. Пенсионная система - совокупность институтов социальной защиты граждан от социальных рисков по причине старости, инвалидности и утраты кормильца. Пенсионная система России обеспечивает регулярные периодические выплаты гражданам, достигшим пенсионного возраста.
Пенсионное обеспечение, по мнению В.В. Волкова, форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях[2]. Основаниями для пенсионного обеспечения в Российской Федерации являются:
- достижение пенсионного возраста;
- наступление инвалидности;
- для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть;
- для отдельных категорий граждан – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
На сегодняшний день пенсионная система чуть ли не единственная в России, которая претерпевает изменения практически ежегодно. Основными причинами необходимости поправок законодательной базы послужила нехватка денежных средств Пенсионного фонда, необходимая для достойного содержания пенсий, сопоставимых с уровнем заработной платы. В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, Правительство Российской Федерации проводит пенсионную реформу. Как указывает В.И.Тресков, в 2001 году была внедрена пенсионная модель, включающая в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование[3]. Согласно мнению Т.М. Павловой, пенсионная реформа представляет собой политику государства, связанную с необходимостью внесения изменений в действующее законодательство, и направленную на изменение условий пенсионного обеспечения граждан[4].
Пенсионная реформа проводилась на основании принятых федеральных законов от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[5] и № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»[6], от 12.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[7]. В целях развития пенсионной системы Российской Федерации 28 декабря 2013 года были приняты федеральные законы № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[8] и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[9], которые вступили в силу с 1 января 2015 года.
Тресков В.И.[10] определяет пенсию в России как гарантированную ежемесячную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.
Количество пенсионеров с каждым годом растет, о чем свидетельствуют данные федеральной службы государственной статистики (приложение 1). На 1 января 2019 года их количество составило 46480 тыс. человек. Увеличивается количество пенсионеров получающих государственные пенсии, а численность занятых, приходящихся на одного пенсионера – падает[11].
Для понимания сущности государственных пенсий обратимся к структуре пенсионного обеспечения, которая имеет три уровня:[12]
1. Обязательное пенсионное страхование.
2. Государственное пенсионное обеспечение.
3. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование включает в себя страховую пенсию по старости и страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца и финансируется за счет страховых взносов работодателя. Страховую пенсию по старости получает основная масса населения пенсионного возраста. Условиями для назначения страховой пенсии по старости являются: достижение установленного законом пенсионного возраста, уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, наличие определенного страхового стажа, и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение включает негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Государственное пенсионное обеспечение основано на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета.
Согласно этой структуре выделяется четыре вида пенсий:
1. Страховая пенсия.
2. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению.
3. Накопительная пенсия.
4. Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
Тресков В.И. определяет государственную пенсию как ежемесячную выплату, право на получение которой определяется согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[13].
Белянина Ю.В. подчеркивает, что пенсии, которые выплачиваются в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», являются государственными пенсиями[14]. Источником их финансирования является федеральный бюджет.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в статье 2 дает следующее определение государственных пенсий: «пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию»[15].
Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.