Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Понятие финансовых ресурсов).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФИРМЫ
1.1.Понятие финансовых ресурсов.
1.2.Собственные финансовые ресурсы предприятия.
1.3.Привлеченные финансовые ресурсы предприятия.
ГЛАВА.2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «ЗВЕЗДА»
2.1.Краткая характеристика ООО «Звезда»
2.2.Анализ финансовой состояния ООО «Звезда»
2.3.Оценка финансовых ресурсов ООО «Звезда»
Чаще всего в качестве источника формирования заемного капитала в хозяйственной деятельности предприятия применяются краткосрочные ссуды, которые предоставляются коммерческими банками, правительственными учреждениями, финансовыми компаниями, факторинговыми компаниями в виде займов, векселей, товарных кредитов, авансовых платежей. Эффективность использования собственных и заемных средств выражается в росте доходности фирмы, повышении оборотных средств, частичном увеличении основных средств.
Оценка финансового состояния, определение уровня ликвидности активов компании, показателей рентабельности, финансовой устойчивости должна осуществляться на самых первых этапах привлечения дополнительного капитала. Для принятия решения о привлечении заемного капитала, его размерах и источников, предварительно оценивается состав и структура собственного и заемного капитала на момент принятия решения, определяется возможность покрытия принимаемых на себя обязательств.
Важнейшим фактором, который предопределяет оценку потребности в дополнительном финансировании, является достаточность собственного капитала [6,C.248]. Для оценки достаточности собственного капитала используется формула (2)
К = , (2)
Где К – потребность в собственном капитале;
П – чистая прибыль предприятия, остающаяся в распоряжении;
r - доходность активов ( рентабельность активов) , рассчитанная как отношение чистой прибыли к величине активов фирмы;
i - средняя ставка процентов на рынке капитала;
D – величина заемного капитала.
На примере общества «Звезда» (данные отчетов 2017 года) можно оценить достаточность собственного капитала, учитывая, что величина активов составляет 455614 тыс.руб., заемный капитал – 316114 тыс.руб., рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли ( 36558 тыс.руб.) к величине активов и составляет 8%, или в долях единицы 0,08, размер средней ставки процента рыночного капитала составляет 17 %, или 0,17 долей единицы.
К = = 556075 тыс.руб.
Это означает, что фирма, имея прибыль размером 36558 тыс.руб., не сможет погасить свою потребность в собственном капитале, определенную величиной согласно произведенным расчетам 556075 тыс.руб. Если величина рентабельности активов меньше процентов по капиталу, что можно наблюдать практически по всем российским предприятиям, потребность в собственном капитале резко возрастает. По существу, часть формулы расчета достаточности собственного капитала, а именно: (r – i) * D / r - это необходимая фирме сумма для страхования от всяких финансовых рисков в текущей деятельности. По фабрике «Звезда» эта сумма составит 365628 тыс.руб.:
365628 тыс.руб. = ((0,08 – 0,17) * 316114 тыс. руб. / 0,08).
При устойчивом финансовом положении компания находит данную сумму, используя банковское кредитование или другие заемные источники финансирования. Величина заемного капитала составляет по итогам 2017 года 316114 тыс.руб.
При расчете потребности в инвестировании учитывают все внутренние резервы, нераспределенную прибыль прошлых лет, возможные резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции, высвобождая свободные денежные ресурсы. В объем инвестирования обычно включают затраты на приобретение необходимого оборудования, инструмент и инвентарь, расходы на патенты и нематериальные активы, прирост оборотного капитала.
Выводы. Финансовые ресурсы характеризуются как денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления затрат, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются на содержание и развитие объектов производственной и непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды.
Источниками финансовых ресурсов на предприятии являются собственные источники и приравненные к ним средства; источники финансовых ресурсов, поступающие с финансового рынка; источники, поступающие в результате перераспределения. Финансовые ресурсы на фирме делятся на собственные и заемные. Оценка финансового состояния, определение уровня ликвидности активов компании, показателей рентабельности, финансовой устойчивости осуществляется на основе соотношения собственных и привлеченных источников финансовых ресурсов, обеспечивающих непрерывное функционирование хозяйственной деятельности и получение в результате прибыли.
ГЛАВА.2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «ЗВЕЗДА»
2.1.Краткая характеристика ООО «Звезда»
Общество с ограниченной ответственностью «Звезда»» создано с целью осуществления коммерческой деятельности, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, привлечения и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов.
Общество с ограниченной ответственностью «Звезда», является юридическим лицом, имеет в собственности зарегистрированное имущество, имеет право от своего именно заключать договора, нести обязанности, выступать в суде истцом или ответчиком. Общество имеет право открыть свой расчетный счет в банке, имеет свой зарегистрированный товарный знак, эмблему. Официально компания зарегистрирована в 1992 году.
Общество «Звезда», или кратко - ООО «Звезда» , специализируется на розничной торговле косметикой. Компания из года в год растет и расширяется, ориентируясь на динамично меняющиеся условия российского рынка. Доля рынка компании на уровне 25,4 % по состоянию на декабрь 2017 года. Охвачено порядка 77 % жителей России.
Основные направления деятельности компании:
-организация розничной торговли косметическими товарами;
-оказание качественных услуг в сфере розничной торговли;
- создание необходимых условий для удовлетворения потребностей населения в приобретении косметических товаров;
Основными задачами, своим предназначением фирма считает:
1)Максимизацию доходов на рынке розничной торговли;
2)Сохранение конкурентоспособности своей продукции;
3)Усиление бизнеса в корпоративном сегменте;
4)Дальнейшее развитие бизнеса компании в странах СНГ;
5)Инвестирование средств в основные направления своей деятельности, включая развитие единой бизнес-модели, маркетинг, обслуживание клиентов и отношения с сотрудниками.
Компания постоянно внедряет новые методы продажи, которые включают в себя приемы и способы реализации товаров - самообслуживание, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Компания «Звезда» намерена продолжать реализацию своей стратегии прибыльного роста, уделяя особое внимание высокому качеству услуг, удовлетворению потребностей клиентов, эффективному маркетингу и внедрению новых технологий.
Компания имеет свой кадровый потенциал и материально-техническую базу. Структурные подразделения организации соподчинены единому руководству и взаимосвязаны между собой. Высшим органом управления на фирме является собрание учредителей. Соподчиненность служб организации можно рассмотреть на рисунке 4.
Как видно на схеме, генеральному директору непосредственно подчинены главный бухгалтер, коммерческий директор, технический директор, отдел кадров. Делопроизводитель выполняет функции отдела кадров и секретаря, занимается учетом личного состава. Группа закупки товаров проводит работы по изучению спроса и предложения нам товар, анализ цен, заключает договора с поставщиками, главная функция отдела – обеспечение предприятия товара для последующей реализации и маркетинговые исследования.
Группа сбыта проводит рекламную деятельность и организует реализацию товаров. Оптовые склады обеспечивают хранение товаров. Бухгалтерия и финансовая служба ведут бухгалтерский и экономический учет. Техническими вопросами и технологическими процессами производства ведает подразделение технологов и службы обеспечения информационными и программными процессами.
Рисунок 4. Организационная структура ООО «Звезда»
Данные учета кадрового ресурса за 2016 и 2017 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет численности и фонда заработной платы персонала за 2016 и 2017 годы
Показатель |
Значение показателя, тыс.руб. |
Изменения за 2017 г. к 2016 г. |
|||
2016 г. |
2017 г. |
(+,-) |
% |
||
Численность работников , чел |
52 |
68 |
16 |
30,77 |
|
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
8 861 |
12 893 |
4 032 |
45,50 |
|
Средняя заработная плата 1 работающего, тыс.руб. |
14,2 |
15,8 |
2 |
11,27 |
|
Выработка одного работающего, тыс.руб. |
5 105 |
6 399 |
1 293,4 |
25,33 |
По итогам 2016 года численность составляла 52 чел, за 2017 год – 68 чел., рост численности составил 30,8 %.., или 16 человек. Годовой фонд заработной платы персонала за 2017 год составил 12893 тыс.руб., что на 4032 тыс.руб. больше показателя 2016 года (8861 тыс.руб.). Средняя заработная плата одного работника составила по итогам 2017 года 15,8 тыс.руб.. Наблюдается рост заработной платы на 11,2 %.
Выработка среднегодовая одного работника ППП составит по итогам 2017 года 6399 тыс.руб. продукции (таблица 1).Относительно выработки одного работающего за 2016 год это на 1293 тыс.руб. больше (или на 25,3 %), так как производительность по итогам 2016 года составляла 5105 тыс.руб.
2.2.Анализ финансовой состояния ООО «Звезда»
Анализ проводился на основе данных баланса предприятия за 2017 год и формы №2 Отчета о прибылях и убытках. Отчеты представлены в Приложении 1 и Приложении 2. Согласно данным, объемы реализации продукции из года в год возрастают, что свидетельствует о стабильности компании. Рост объемов продаж в 2017 году достиг 64 %. Динамика объема продаж представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика объема продаж ООО «Звезда»
Показатели |
Объем продаж по годам, тыс.руб. |
||||
2014г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
Объем продаж |
243435 |
249277 |
265 480 |
435 116 |
|
Темп роста выручки, % |
1,05 |
1,02 |
1,07 |
1,64 |
До 2016 года темп роста объема продаж был незначительным, от 2 до 7 %. В 2017 году объемы возросли на 64%. Наглядно динамика роста объемов реализации продукции приведена на рисунке 3.
Динамика объема продаж, представленная на графике рисунка 5, показывает, что объем продаж постепенно возрастает от 2015 года к 2017 году. Уже к 2017 году фирма достигла объемов 435116 тыс.руб., начиная с 243435 тыс.руб. в 2015 году. Рост объемов 2017 году относительно 2015 года – 78,7 %. Это связано с изменением структуры, введением нового подхода к организации и распространению продукта.
Рисунок 5. Динамика объемов продаж ООО «Звезда», тыс.руб.
По итогам проведенного анализа, показанного в таблице 3, отслеживается изменение основных затрат, определена структура затрат в общем объеме затрат по данным 2017 года и абсолютные изменения показателей в 2017 году относительно 2016 года.
Затраты на реализацию услуг составили в 2017 году 388978 тыс.руб., что на 60,1 % выше показателя 2016 года (242960 тыс.руб.). Совокупные затраты, включая расходы по операционной и финансовой деятельности, расходы по расчетам с бюджетом , составили в 2017 году 390128 тыс.руб., что на 60 % выше данных 2016 года ( 243926 тыс.руб.).
По данным таблицы 3 можно заключить, что по статье затраты на закупку товаров в 2017 году относительно 2016 года произошло увеличение на 70,4 %, что объясняется изменением структуры объемов реализации товара. Рост коммерческих расходов составил 36,1 %.
Таблица 3
Анализ затрат реализованных услуг ООО «Звезда» за 2016 и 2017 годы
Показатели |
Значение показателя, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме себестоимости, % |
Отклонение % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||||
Затраты на закупку продукта |
170450 |
290405 |
69,9 |
74,4 |
70,4 |
||
Коммерческие расходы |
41230 |
56120 |
16,9 |
14,4 |
36,1 |
||
Управленческие расходы |
31280 |
42453 |
12,8 |
10,9 |
35,7 |
||
Себестоимость услуг |
242960 |
388978 |
99,6 |
99,7 |
60,1 |
||
Операционные расходы |
100 |
80 |
0,0 |
0,0 |
-20,0 |
||
Проценты к уплате |
510 |
860 |
0,2 |
0,2 |
68,6 |
||
Внереализационные расходы |
356 |
210 |
0,1 |
0,1 |
-41,0 |
||
Полная себестоимость услуг |
243926 |
390128 |
100,0 |
100,0 |
59,9 |
||
Итого переменных затрат |
211680 |
346525 |
86,8 |
88,8 |
63,7 |
||
Итого постоянных затрат |
32246 |
43603 |
13,2 |
11,2 |
35,2 |