Файл: Организационная культура и стратегия управления человеческими ресурсами (на примере Главного контрольного управления по г. Москве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что государственное управление является важнейшим системообразующим компонентом современной России и поэтому государство заинтересовано в эффективной и действенной системе управления, в развитых государственно-управленческих и государственно-правовых институтах, в сбалансированной структуре государственных органов, в отлаженных механизмах социально-управленческих взаимодействий с гражданами, со всеми общественными институтами.

Вектор развития российской государственности в настоящее время
в целом направлен на реализацию концепции
«эффективного государственного управления», который включает в качестве приоритетов в деятельности государственных органов верховенство права, результативность и прозрачность
власти и ее решений, отзывчивость и оперативность управления, совместную деятельность граждан и власти, равенство
и отсутствие дискриминации, подотчетность власти гражданам.
Данные положения воплощены в идеях демократического
управления, предполагающего служение государства обществу как ключевой миссии и цели государства, реализацию демократических преобразований в соответствии с принципом законности.
Достижение обозначенных стратегий развития в современных
реалиях видится, в первую очередь, через реализацию
идей нравственности в системе государственного управления и четкой правовой регламентации служебной деятельности государственных служащих.

Обеспечение государственного управления возложено
на государственную службу Российской Федерации различных видов и уровней.[1] Важнейшим механизмом реализации функций государственной службы выступает система управления персоналом, которая должна строиться и функционировать на законодательно установленных и одобренных обществом принципах, влияющих на формирование организационной культуры государственных органов, основываться на использовании эффективных методов и социальных технологий.

Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности выдвигается как одна из важнейших задач развития государственной службы. В частности, Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 гг.» подчеркивается значимость совершенствования управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации и повышение качества его формирования, совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности».[2]


Данные обстоятельства требуют новых подходов к управлению персоналом государственной службы России, что будет способствовать достижению целей государственной службы, эффективному ее функционированию. Важное значение в решении поставленных задач принадлежит организационной культуре, поскольку она в силу своей природы способна направлять соответствующим образом поведение персонала, снижать использование формальных механизмов контроля, защищать социальную стабильность государственного органа, снижать социальную напряженность в социальной среде государственной службы.

Организационная культура как система базовых ценностей ориентирована на формирование эффективных организаций и постоянное производство знаний. Как часть общей культуры, организационная культура предполагает формирование у персонала государственных органов образа мышления, нацеленного на инновации, на развитие профессиональных компетенций, осваивание современных информационных технологий и эффективных коммуникаций, способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Любая организация является объединением людей, деятельность которых упорядочена соответствующими нормами и правилами. Организация имеет границы, миссию, определенную цель, ценности, принципы деятельности, нормы, которые регулируют взаимодействие членов организации и систему взаимодействий с окружающей средой. Действия и поведение должностных лиц и персонала государственных органов, государственных служащих во многом определяются культурой соответствующего государственного органа или государственной службы.

В настоящее время проблема культуры государственных институтов и государственной службы обострилась: в условиях нестабильности социально-экономических процессов и преобразований в системе государственного управления складывается новый тип государственно-управленческой деятельности, основанный на открытости, отзывчивости бюрократии, профессионализме, эффективности, больших требованиях граждан к функционированию государственных органов - по сути, формируется наиболее эффективная модель государственного механизма. В то же время формальная структура управления персоналом государственной службы может быть более эффективной, если она дополняется воздействием на деятельность и поведение государственных служащих через организационную культуру.

Актуальна потребность развития духовно-культурной составляющей института государственной службы в целом. Характерные для чиновников морально-нравственные аномалии и девиации служебного поведения (формализм, коррупция, имитация активной деятельности и т.п.), материально-прагматическая направленность мотивации, их отношение к государственной службе как к «институту кормления» - свидетельствуют о ценностном кризисе в государственных органах. Эти факторы вызывают необходимость совершенствования организационной культуры, поскольку культура, по И.Г. Гердера, это - ступень совершенствования человека, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Это – то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития[3].


Культура в любом обществе является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленном в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом. Жан-Жак Руссо трактовал культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы.

В условиях кризисных явлений и неустойчивости общественного развития актуализируется проблематика эффективности государственного управления в целом, поэтому в научном и практическом аспекте деятельность государственных органов и их должностных лиц, изучается, в том числе, и через призму базовых составляющих любой организации: организационную структуру и организационную культуру.

Таким образом, актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, организационная культура выступает как вполне осознанная, определенная социальная реальность. Возникает настоятельная необходимость оценки ее состояния, выявление возможностей организационной культуры в обеспечении управляемости и повышении эффективности общественного или государственного института, результативности деятельности персонала государственных органов.

Во-вторых, сложилась объективная предопределенность (детерминанта) выдвижения феномена организационной культуры на первый план и научного осмысления ее управленческого воздействия на развитие системы государственного управления, государственной службы России в процессе реализации основных направлений развития государственной службы на 2016-2018гг[4].

В-третьих, кадровый потенциал государственной службы должен быть востребован посредством реализации государственной кадровой политики в системе государственной службы. Механизмом реализации этой политики является управление персоналом государственной службы. Данный процесс получил значительное теоретическое обоснование и методическую обеспеченность. Но процесс управления персоналом государственной службы должен изучаться и совершенствоваться также и с позиций влияния на него организационной культуры.


В - четвертых, возникает необходимость разработки конкретных действий по преодолению основных аномалий, снижающих эффективность кадровой политики в государственной службе (коррупция, бюрократизм, карьеризм). Такими направлениями деятельности наряду с профессиональным развитием кадров, общественным контролем деятельности государственных служащих и др. является совершенствование организационной культуры управления персоналом государственной службы.

Актуальность темы определяется и тем фактором, что проблемы, негативные тенденции, отражающие современное состояние государственной службы, формируются, прежде всего, по линии влияния на ее эффективность организационной культуры в системе управления персоналом государственной службы. В настоящее время поступление граждан на государственную службу, карьера государственных служащих пока еще больше всего зависят от личного отношения к ним руководителей государственных органов, а не от их профессионального уровня, деловых и моральных качеств персонала государственных органов и государственных служащих. В этой связи частая смена руководителей государственных органов приводит к изменению организационной структуры и организационной культуры этих органов и неоправданной смене персонала.

И еще одно обстоятельство определяет актуальность темы. Несмотря на то, что проблемное поле исследований в области организационной культуры интенсивно расширяется, уточняются представления о сущности организационной культуры, растет потребность в создании теоретических и методических средств изучения и изменения организационных культур в различных системах труда, для государственной службы эта проблема остается невостребованной. С одной стороны, еще явно недостаточно усилий со стороны ученых в развитии этой научной проблематики, а с другой – ни в одном документе, имеющем отношение к реформированию и развитию системы государственной службы, не конкретизируются понятия «организационная культура государственной службы» или «организационная культура управления персоналом государственной службы».

Изложенные выше и другие обстоятельства обуславливают актуальность исследования, послужили основанием для выбора темы работы, подчеркивают ее теоретическую и практическую значимость.

Объект исследования - система управления персоналом государственной службы Российской Федерации.

Предмет исследования – совершенствование организационной культуры управления персоналом государственного органа как ресурса его эффективности и развития (на материалах Главного контрольного управления города Москвы).


Цель исследования состоит в анализе организационной культуры управления персоналом государственной службы, ее совершенствование с целью повышения эффективности деятельности государственных органов, что предполагает решения следующих задач:

- выявить особенности управления персоналом государственной службы;

- показать роль принципов государственной службы для формирования организационной культуры управления персоналом государственной службы;

- осуществить анализ понятия «организационная культура управления персоналом государственной службы», ее структуры и уровней в контексте управленческого подхода;

- рассмотреть организационную культуру как стратегический ресурс развития института государственной службы;

- исследовать процесс управления организационной культурой;

-выявить проблемы и определить основные направления совершенствования организационной культуры (на материалах Главного контрольного управления города Москвы).

Теоретическую и методологическую базу работы составляют труды известных зарубежных и российских ученых, среди которых следует выделить российскую научную школу, в частности, Кибанова А.Я., Соколова В.М., Сулемова В.А. и др., в работах которых изложены концептуальные идеи управления персоналом, а также исследована нравственная доминанта государственной службы Российской Федерации. Теоретическим и практическим аспектам организационной культуры посвящены работы: А. Кеннеди, К. Камерона, Р. Куинна, Д. Коула, А. Левина, Э. Шейна, С.К. Рощина, Т.О. Соломанидиной, В.А. Спивака, П.Н. Шихирева и др.

Большинство исследователей сходятся на том, что - организационная культура это результат взаимодействия множества факторов, таких как отраслевые особенности, цели, специфика управления, исторически сложившиеся стереотипы поведения и др.

В курсовой использовались методы системного, социологического, структурно-функционального анализа, принципы диалектики, социального детерминизма и синергетики. Особое внимание придавалось изучению научных публикаций, полезными оказались экспертные оценки, контент - анализ научных статей. Исследование базируется на теоретических разработках ученых в области теории организации, теории управления, теории и организации государственной службы, теории и практики кадровой политики и др.

Кроме того, источниковую базу исследования составляют законодательные и нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, положения и выводы, содержащиеся в посланиях, докладах и выступлениях руководителей органов государственной власти Российской Федерации. В ходе исследования использованы данные официальной статистики, материалы периодической печати по проблематике исследования, а также материалы социологических исследований.