Файл: Организационная культура и стратегия управления человеческими ресурсами (на примере Главного контрольного управления по г. Москве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, анализ Федерального закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», позволяет выделить принципы организации и функционирования государственной службы России, которые лежат в основе деятельности и персонала государственной гражданской службы:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

- профессионализм и компетентность гражданских служащих;

- стабильность гражданской службы;

- доступность информации о гражданской службе;

- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Опираясь на принципы, закрепленные в законе, система государственной службы должна функционировать как эффективный механизм государственного управления.

Содержательное значение указанных в законе основных принципов подробно исследованы российскими учеными, поэтому выделим лишь некоторые из них.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты исходит из того конституционного положения, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов. Эти конституционные установления непосредственно касаются функционирования всех видов государственной службы – гражданской, военной и иных видов, а также личной служебной деятельности всех государственных служащих. Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным. Отсюда вытекает требование к государственным служащим обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации. Произвол государственных служащих по отношению к гражданам и их законным требованиям недопустим. Они должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в полном объеме, установленном российским законодательством. Конституция Российской Федерации содержит ряд норм, определяющих деятельность государственных служащих в данной сфере. Ст. 23 запрещает должностным лицам и государственным органам вмешиваться в личную жизнь граждан. В соответствии со ст. 24 эти органы и лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Установлена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41). Особое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).


Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц. Пункт 3 этой статьи предусматривает возможность каждого в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (к примеру, в Европейскую комиссию по правам человека или в Европейский суд по правам человека).

Особое значение для государственной службы имеет принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

По мнению ряда специалистов, профессионализм означает глубокие и всесторонние знания и владение эффективными практическими навыками в определенной области деятельности, а компетентность (от лат. competens – соответствующий, способный) – знание конкретного дела, существа выполняемой работы, а также умений и навыков распорядиться своими знаниями для достижения необходимых результатов.

Содержание рассматриваемого принципа заключается, во-первых, в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе за денежное вознаграждение, а во-вторых, в том, что сам государственный служащий должен быть компетентным сотрудником государственного органа, качественно осуществляющим свои полномочия.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих обязывает руководителей государственных органов:

- нормативно и четко определять компетенцию органа и его структурных подразделений;

- утверждать должностные регламенты для каждого государственного служащего;

- постоянно развивать процесс профессионального становления кадров;

- создавать условия для устойчивого карьерного роста государственных служащих;

- организационно и финансово обеспечивать процесс получения государственными служащими дополнительного профессионального образования;

- обеспечивать плодотворное сотрудничество в аппарате молодых и опытных государственных служащих.

Вместе с тем профессиональный рост и компетентность государственных служащих в значительной степени зависят от них самих, поэтому стремление к достижению максимально высокого уровня профессиональной деятельности должно быть свойственно каждому государственному служащему.

Таким образом, принципы организации и функционирования государственной службы непосредственным образом влияют на систему управления персоналом государственной службы, на конкретную деятельность государственных служащих, поскольку их неукоснительное соблюдение и руководство ими в процессе профессиональной деятельности позволит повысить эффективность управленческого воздействия и, соответственно, будет способствовать достижению целей управления персоналом. Кроме того суть этих принципов составляют глубинный уровень организационной культуры управления персоналом государственной службы.


1.2 Системный анализ организационной культуры c позиций управленческого подхода

Рассмотрение любой организации как сообщества, имеющего общее понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие «организационная культура», которое возникло относительно недавно, но в настоящее время вызывает особый интерес в научной среде и практической деятельности. Почему такое внимание уделяется в современном обществе проблемам организационной культуры? На этот риторический вопрос убедительно отвечает
Эдгар Шейн, внесший большой вклад в развитие различных
аспектов управленческой деятельности, в частности,
таких как организационное и карьерное развитие, организационная культура[9]. Потому, отвечает он, что «...в ней стали видеть не просто идею, позволяющую объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию». Обществу также не все равно, какими путями бизнес добивается успеха и в какой среде пребывают в организациях члены общества — сотрудники организаций. Дело в том, что в любом сообществе людей, которые объединены общими целями, складывается свой способ осуществления профессиональной деятельности, и культура определяет, как мы работаем, думаем и действуем в рамках организации»[10].

Первые упоминания о культуре восходят к античности, где она отождествлялась с образованием. В эпоху возрождения под культурой понималось активное творческое начало в человеке, служившее основой его гармоничного возвышенного развития. В современном смысле этот термин стал употреблять немецкий юрист историограф С. Пуфендорф (1632-1694 гг.) Организационная культура как часть общей культуры - это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере профессиональной деятельности. Организационная культура выражает уровень социальной интегрированности и профессиональной зрелости коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура - «это среда, атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем и кем мы имеем дело на работе»[11].


В настоящее время организационная культура считается главным фактором конкурентоспособности организации, составной частью ее стратегического развития. По своей сути организационная культура включает в себя набор коллективно разделяемых ценностей, правил, убеждений, традиций, стереотипов и поведенческих паттернов (моделей). Она получает выражение в символических средствах духовного и материального окружения людей, работающих в конкретной организации или государственном органе.

Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить противоречие индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками или служащими. В каждой организации устанавливается характерная лишь для нее система связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках организационной деятельности, способа постановки и ведения дела.

Эдгар Шейн, как было подчеркнуто выше, определяет организационную культуру «как совокупность основных убеждений,  сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказываются достаточно эффективными, поэтому и считаются ценными, а потому передаются новым членам организации в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам».[12]

В российской науке и практике понятие «организационная культура» было введено А.К. Гастевым, который вкладывал в этот термин управленческий смысл. Поскольку в понятие «организационная культура» входят идеи, убеждения, традиции и ценности, разделяемые всеми в организации, они находят прямое выражение в доминирующем стиле управления, методах мотивации сотрудников, имидже организации и т. д. Кроме того, организационная культура теснейшим образом связана с лидером, его культурой. Организация — своеобразное творение ее основателя, лидера, поэтому в ней, как в любом произведении, отражаются особенности личной культуры автора, его взгляды и заблуждения[13].

В целом следует отметить, что культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленном в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений,
в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе; т.е. это - система коллективно реализуемых смыслов, символов, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения общества в целом или присущих определенной группе людей.


Богданов А.А. утверждал: «Всякая деятельность объективно
является организующей или дезорганизующей». По его мнению, организовать - значит сгруппировать людей для какой-либо цели, координировать и регулировать их действия в духе
целесообразного единства. С точки зрения социальной организации выделены характерные черты организационной культуры: целевая природа, взаимосвязь позиций и ролей в процессе достижения цели, вертикальная и горизонтальная структурированность, специфичность средств регулирования и контроля деятельности, системная целостность, состоящая из частей[14].

Впервые проблемы культуры в государственных организациях затрагиваются в работах английских ученых А. Лоутона и Э.Роуза, которые раскрывают сущность, функции, типы организационной культуры, обращая особое внимание на тенденции отставания учрежденческой культуры от новых идей, стремление к сохранению старой культуры и ценностей. Ученые выделяют типы учрежденческой культуры: политическая, управленческая, правовая, рыночная и др.[15] Представляется, что организационная культура – это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающий рамки поведения. Принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы – все, что регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в конкретной ситуации. С учетом такого подхода организационная культура управления персоналом государственной службы - совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, систем убеждений и норм поведения, представляющих собой правила, которые должны определять, как в той или иной ситуации должен поступать персонал государственных органов и государственные служащие. Организационную культуру государственной службы представляем как исторически обусловленную социокультурную систему, представляющую собой нормативно определенные формы и способы организации деятельности государственных служащих на основе гармонии ее подсистем (профессиональная культура, культура организации, информационная культура, культура делового общения и др.) в интересах достижения высокой эффективности результативности государственного управления[16].

Организационная культура управления персоналом государственной службы, обеспечивающая эффективность и управляемость системы государственной службы, должна включать служение общественному благу, профессиональную компетентность, стабильность, гласность в осуществлении профессиональной деятельности, социальную ответственность за свои действия, дисциплинированность, стремление к анализу и учету возможно более широкого круга факторов и последствий принимаемых решений. Повышение уровня организационной культуры управления персоналом государственной службы, формирование ценностных ориентаций, установок, норм, отношений является важным условием эффективного функционирования государственной службы.