Файл: Стремление к риску и избегание риска у людей с разным уровнем нейротизма.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 2
К чертам рискованной личности относят экстремально выраженную, не корригируемую потребность (жажду) доминировать над другими людьми. Кроме того, отмечают, что таким людям свойственно плохое самоуправление (господство эмоциональной сферы над рациональной), слабо выраженное самосохранение (ослабленный инстинкт самосохранения), импульсивность, наличие «заряда рисковости», ригидность, индивидуалистичностъ, гиперактивностъ, инициативность, авантюрность намерений, комплекс вседозволенности, склонность к обману.
Есть также предположение, что эти психологические особенности могут охватывать довольно широкий диапазон характеристик личности. Они могут проявляться в разных качествах и в разной степени — от «рисковой слепоты» субъекта до «рисковой проницательности», от «рисковой нечувствительности (тупости)» до «рисковой чувствительности». Таким образом, можно считать, что рискогенность некоторых людей заключается в том, что они своими действиями, поведением, через которые проявляются определенные черты их личности, увеличивают рискогенность возникшей ситуации, а иногда и создают ее даже в нейтральных с точки зрения степени неопределенности, ситуациях
В работах, например, Ю.Козелецкого, полностью не исключается гипотеза, давно сформулированная Н.Коганом и М.Уоллахом (Kogan, Wallach), согласно которой существует определенный класс людей, которые в ситуациях, связанных с риском, ведут себя одинаково. Как в детерминированных задачах, так и в задачах случайного типа, они предпочитают одинаковый уровень риска. Таким людям свойственна постоянная готовность к риску, они всегда выбирают риск.
Иными словами, для таких людей функция предпочтения риска является постоянной и не подвергается изменениям в зависимости от вида задач по принятию решений. Однотипность поведения этих людей в различных ситуациях может считаться аргументом, свидетельствующим в пользу того, что они обладают «специальной» чертой личности — «риск–чертой» (термин О.П.Санниковой — черта устойчива во времени, стабильная, а не вызванное ситуативным влиянием состояние) или склонностью к риску.
Внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем ли мы ситуацию как перспективную или как угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относящийся к риску — это склонность к поиску сенсаций (новых впечатлений).
Корнилова Т.В., например, также считает, что при определенной предрасположенности к риску и условиях, поддерживающих эту предрасположенность, может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих действий в ситуации шанса
Склонность к риску, рискованность или риск–черта рассматривается в данном исследовании как устойчивое системное интегральное свойство личности, поликомпонентное по своей структуре, включающее формально–динамические, качественные, содержательные, социально–императивные характеристики. Представляя, таким образом, склонность к риску, мы опираемся на континуальный подход к исследованию структуры личности, предложенный Санниковой О.П. В контексте данного подхода личность рассматривается как макросистема, состоящая из разноуровневых подсистем, обладающих специфическими характеристиками. В качестве уровней выделяются:
- Формально–динамический.
- Содержательно–личностный.
- Социально–императивный.
К первому уровню относится совокупность всех свойств, отражающих динамику протекания психических явлений и индивидные свойства конституционального характера. Второй включает в себя собственно личностные свойства (понятие личности в узком смысле слова): направленность, потребностно–мотивационную сферу и т.п. Третий уровень условно назван социально–императивным (от лат. imperativus — повелительный, настоятельно требующий, безусловный). Если два первых уровня созвучны (и вербально, и по смыслу) представлениям о двухаспектности психического (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот класс характеристик, которые отражают и имеющиеся у личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п., и саму мораль личности. Третий уровень жестко контролируется сознанием
Границы между уровнями условны, переходы от одного к другому образуют некое пограничное пространство, объединяющее черты, принадлежащие к двум соседним уровням. Эти переходы имеют свое специфическое содержание. Зона пересечения формально–динамического (первый уровень) и содержательно–личностного (второй) уровней содержит общий для обоих класс характеристик, которые однозначно невозможно отнести только к одному из них. Здесь выделяются качественные особенности психологических составляющих темперамента и личности. Пограничная зона между вторым и третьим уровнями представляется как принадлежащее к обоим уровням свойство, обеспечивающее переживание, переработку информации, знаний, вообще, любых целенаправленных воздействий внешнего мира – индивидуальный опыт, сознание, самосознание. Данные уровни взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга. Именно это объясняет развитие отдельных психических свойств, пронизывающих личность от низших уровней к высшим.
К числу таких свойств можно отнести и рискованность или риск–черту. Как свойство личности она может проявить себя на всех ее уровнях, на каждом из них имеет свое специфическое содержание, а значит, является разноуровневым свойством. При этом характеристики разных уровней могут своеобразно взаимодействовать между собой, дополняют друг друга и образуя целостное интегральное свойство, несводимое к сумме его составляющих. Таким образом, рискованность как риск–черта может выступать как системное интегральное свойство личности.
Следовательно, невротизм, являющийся характеристикой людей тревожных, неспокойных и ранимых, можно также отнести к свойствам личности, влияющих на рискованность индивидуума. Так, в зависимости от уровня нейротизма и симптомов его выражения человек может быть более или менее склонен к привлечению, или, наоборот, и избеганию риска и рискованных ситуаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования – изучен фактор стремления к риску или избегания риска у людей с разным уровнем нейротизма.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие нейротизма, благодаря чему можно в целом заключить, что нейротизм представляет собой одну из фундаментальных сторон личности, которая может оказать влияние не только на отдельного индивидуума, но и на здоровье физическое и психическое целого общества.
- Приведены основные уровни нейротизма, среди которых выделяются повышенный и пониженный уровни – крайние степени.
- Изучено понятие риска, который представляет собой осознанное действие, направленное на результат, сопряженный с опасностью и различными угрозами.
- Проанализировано стремление к риску и избегание риска у людей с разным уровнем нейротизма.
В целом можно заключить, что степень стремления или избегания риска зависит от многочисленных факторов и сторон личности, в число которых также входит и нейротизм. Влияние данной черты разнится в зависимости от уровня самого нейротизма, который может быть измерен специальными опросниками.
Кроме того, тему нельзя назвать полностью исследованной, так как наука развивается, а методы и средства исследования модернизируются и улучшаются практически с каждым днем. Возможно, вскоре психология риска будет также выделена в отдельную науку, и будет рассматриваться более обширно, чем в контексте общей психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль,1989. 188 с.
- Бабаева и др. О вкладе О.К. Тихомирова в методологию, теорию и экспериментальную практику психологической науки // Методология и история психологии. 2009. Вып.4.Т.4.– С.9–27.
- Балдин К. В. Риск–менеджмент: М.: Издательство Эксмо 2006
- Безопасность жизнедеятельности / под ред. проф. Э.А. Арустамова. М., 2000.
- Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS, 1994. № 5. С. 161–168.
- Бережная Е.В., Порохня Т.А., Кукота С.И. Анализ существующих определений риска и подходов к его классификации: сб. науч. тр. / Сев.–Кав. ГТУ. Серия «Экономика», 2005. № 2. С. 76–85.
- Быкова С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 157–160.
- Васильев И.А. Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе решения мыслительных задач //Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1977.
- Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Воронеж , 1976. – 327 с.
- Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 503 с.
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.
- Ларичев О.И Теория и методы принятия решений: – М.: Издательство «Логос»,2000. – 296с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 1.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Ин–т рус. яз., Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992.
- Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март»,2004
- Пугачев В. П. Руководство персоналом: Практикум.: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 316с.
- Санникова О.П. Пролонгированный подход к исследованию детерминационных процессов. Наука і освіта. – Одеса, 6–7, 2007.
- Санникова О.П. Феноменология личности. Одесса: СМИ, 2003. – 256 с.
- Санникова О.П., Санников А.И., Быкова С.В. Риск и принятие решений. Харьков ТОВ (Алекс+) 2007.60с
- Современная психология: Справочное руководство / Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра–М, 1999.
- Фомичев А. Н. риск–менеджмент: Учебник. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К»,2008. – 376с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М., 1990. 366 с.