Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Понятие и характеристика права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Формы права собственности имеют не только теоретическое, но также и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется и правовой режим имущества, которое составляет объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми располагает его собственник.

Право собственности – это есть система правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в интересах собственника, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Основные формы и виды собственности, которые признаются в Российской Федерации, перечислены в Конституции Российской Федерации п.2 ст.8. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Практическое значение выделения форм права собственности состоит в определении правового режима имущества, которое составляет объект этого права, и перечня возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник.

Перечень форм собственности, который дан как в Конституции, так и в ГК РФ, не является исчерпывающим, потому как сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются иные формы собственности.

Актуальность и важность такого исследования выражается в следующем:

- во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику и только ему определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное "хозяйственное господство", а, следовательно, важно детальное исследование правомочий собственника и их содержания;

- во-вторых, в виду, обновления гражданского законодательства, актуально для рассмотрения института собственности граждан и юридических лиц, а также особенностей собственности государства и муниципальных органов.

Цель курсовой работы – исследовать такие формы собственности по действующему Российскому законодательству, как государственная и муниципальная.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- рассмотреть понятие и содержание права собственности;

-изучить субъекты права собственности и форм собственности;


-проанализировать особенности государственной собственности;

-исследовать особенности муниципальной собственности;

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе функционирования права собственности.

Предметом курсовой работы являются положения действующего законодательства, материалы судебной практики, научная и учебная литература по рассматриваемой теме.

Теоретическую основу работы составляют действующее российское законодательство, а также труды ученых-правоведов в области гражданского права, таких как Бердяев Н.А., Маттеи У., Соколовский К.И., Суханов Е.А., Толстой Ю.К. и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена общим положениям о праве собственности.

Во второй главе рассматриваются формы права собственности.

1. Теоретические основы права собственности

1.1. Понятие и характеристика права собственности

Категории «собственность», «право собственности» стары как мир; они исследованы представителями различных наук – философами, теологами, экономистами, историками, правоведами, социологами, психологами. Тем не менее на каждом этапе общественного развития, особенно в периоды социальных потрясений и перемен человечество снова и снова обращается к проблеме собственности.

Таким образом, феномен собственности является вечным предметом обсуждения. На каждом витке развития общества меняются и взгляды на собственность. И всякий раз устанавливаются какие – то представления о собственности, которые нося категорический, волевой характер и облекаются в императивные правовые нормы, имеющие непререкаемое значение до тех пор, пока новая волна социальных перемен не принесет очередные представления.

Так, согласно ГК РСФСР 1964г. в личной собственности гражданина мог находиться только один жилой дом (или часть дома), размер которого не должен был превышать 60 квадратных метров жилой площади. Если же у гражданина оказывалось по основаниям, допускаемым законом, (например, по наследству) более одного жилого дома, то он имел право по своему выбору оставить в собственности любой из них, а другой должен быть им в течение года продан, подарен или отчужден иным способом. Если он этого не произвел, то местные органы власти вправе были принудительно продать второй дом, либо, если покупателей на него не находилось, безвозмездно передать его в собственность государства (ст. 106 – 108 ГК РСФСР 1964г.).[1]


Позднее, с переходом страны на так называемые рыночные рельсы экономики, в период «шоковой терапии» менталитет властей и общества поменялся. Был принят ряд законов о собственности, восстановлен институт частной собственности. Пределы ее власти стали неограниченными. «Количество и стоимость имущества, - говорится в ныне действующем ГК РФ, - находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются», за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 213 ГК РФ).[2]

Анализируя различные воззрения по проблеме личности и государства, И. А. Покровский, в частности, воспроизводит взгляды некоторых ученых относительно декларации прав человека и гражданина: «Все декларации прав были направлены против органов власти, но не против самой власти, не против власти народа…В деле устроения общественной жизни народная воля не имеет никаких границ; против нее индивид не имеет никаких прав – ни духовных (воля народа может даже установить обязательную религию), ни материальных (собственность есть только уступленное государством пользование»)[3]. Таким образом, право собственности есть все же категория, не ограниченно имманентная человеческому индивиду, а созданная социальным сообществом индивидов, причем на разных этапах развития ее концепция претерпевала различные изменения.

Центральное место среди норм субинститута права собственности принадлежит норме права, определяющей понятие права собственности как субъективного гражданского права. Определить насколько сложным был путь развития законодателя в выработке данной дефиниции можно, если проследить основные вехи в развитии данной категории.

Первой такой вехой был классический Рим, его нормы частного права. Выработка понятия права собственности происходила тогда достаточно медленно. Долгое время юристы не могли отделить собственность от владения. Первое понятие, используемое для обозначения собственности («dominium») было достаточно широким, так как означало «господство» и применялось ко всем случаям, когда какая – нибудь вещь находилась в чьей – либо власти, хозяйственном господстве, доме. Классическая юриспруденция (III в. н.э.) определила следующие черты – характеристики права собственности: исключительность господства собственника над вещью, отсутствие ограничений у данного права, абсолютный характер защиты.[4]

Вторая условная веха, символизирующая развитие категории «право собственности» в гражданском законодательстве, - дефиниция данного права в законодательстве дореволюционной России. Статья 420 т. 10 Законов гражданских дореволюционной России содержала следующее определение: «Кто был первым приобретателем имущества, по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого ее приобретателя дошла непосредственно или через последующие законные передачи и укрепления, тот имеет на сие имущество право собственности».[5]


Условной вехой в выработке определения права собственности можно считать советский период развития гражданского законодательства в России. Он был ознаменован принятием Гражданских кодексов 1922 и 1964 гг. Именно в этот период гражданская юриспруденция полностью отождествляла собственность с правами владения, пользования и распоряжения. Такое понимание базировалось на нормах закона. Статья 58 ГК 1922 г. закрепляла положение, по которому собственнику принадлежит в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом. Почти аналогичное понимание собственности давала ст. 92 ГК 1964 г., констатируя, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имущества в пределах, установленных законом.

Гражданско–правовая наука советского периода предлагала более развернутые определения права собственности. Эти дефиниции содержали в себе упоминание о власти, господстве собственника, осуществлении права собственником «в своем интересе». Цивилистика того времени пыталась отразить в понимании права собственности и влияние классовых интересов. Разработка в 1994г. нового Кодекса поставила перед российским законодательством достаточно сложную задачу: сформулировать понимание права собственности с учетом мировых достижений законодательства и цивилистической доктрины.[6]

Российскому законодателю в нормах нового ГК[7] удалось добиться следующего.

Во–первых, объем власти собственника в отношении принадлежащего ему имущества законодатель выразил в формуле «любые действия». Желая показать участникам гражданско – правовых отношений, что под этим следует понимать, далее в этой же статье законодатель привел перечень возможных действий. Среди отчуждение имущества, передача в залог, во временное владение и пользование, иное обременение или распоряжение имуществом.

Во–вторых, волевой характер действий собственника в отношении принадлежащего ему имущества законодатель выразил словами «по своему усмотрению». Логика правового регулирования – провозглашение принципа автономии воли в ст. 2 ГК и принципа индивидуальной свободы лица при осуществлении гражданских прав в ст. 9 ГК – потребовала сделать акцент и на субъективном, волевом характере действий собственника.

В-третьих, законодатель обозначил пределы осуществления субъективного права собственности. Эти пределы, в соответствии со ст. 209, устанавливаются законом или иными правовыми актами. Цели законодательного ограничения права собственности могут быть различными. Так, ограничения могут быть связаны с предотвращением загрязнения окружающей среды или интересами общественного спокойствия. Они могут устанавливаться в общенациональных интересах, например, при строительстве железных дорог, прокладке линий электропередач, когда оказывается необходимым принудительное изъятие имущества у собственника. Ограничения могут быть связаны с поддержанием и развитием определенных отраслей экономики, например, лесного хозяйства. Наконец, закон устанавливает ограничения в целях сохранения определенных культурных ценностей. Кроме того, при осуществлении своего права собственник не должен нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.


В-четвертых, законодатель, по мнению Л. В. Щенниковой[8], попытался включить в определение такой признак собственности, как «возвращаемость» вещи, или упругость права собственности. Перечисляя действия по распоряжению имуществом, обременению его, он подчеркнул, что само право остается за собственником. Эта же идея проводится в п. 4 ст. 209 ГК,[9] где речь идет о том, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему. И в этом случае собственник сохраняет свое субъективное право как таковое.

В-пятых, свое понимание права собственности российский законодатель выразил и в ст. 210 ГК. Эта точка зрения также принадлежит Л. В. Щенниковой. Речь в этой статье идет о бремени содержания имущества. Законодатель посчитал важным отметить, что помимо благ имущество требует от собственника расходов. На субъекта права собственности возлагается обязанность уплаты налогов и сборов.

Раскрытие содержания права собственности невозможно завершить определением принадлежащих собственнику прав и правомочий. Одноименные правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, в том числе и носителю права хозяйственного ведения или права пожизненного наследуемого владения. Нужно выявить специфический признак, который был бы присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Данный признак состоит в том, что собственник принадлежащие ему правомочия претворяет по своему усмотрению. Если говорить о применение к праву собственности, осуществление права по своему усмотрению, в том числе и распоряжаться им, означает, что власть (воля) собственника опирается именно на закон и существует независимо от власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника и обусловлена ею.

В законодательстве гражданском этот признак в известной степени размыт, т.к. лица, которым принадлежат гражданские права, все эти права (а не только право собственности) применяют по своему усмотрению (п.2 ст.1 и п.1 ст.9 ГК). Но поскольку указанный признак в отношении права собственности закреплен специально (п.2 ст.209 ГК),[10] задача заключается в том, чтобы выявить присущее ему содержание применяя к праву собственности, что и было сделано. Собственник вправе совершать,по своему усмотрению, в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2 ст.209 ГК).[11]