Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Понятие и характеристика права собственности).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Обратный переход имущества из муниципальной в государственную собственность допускается только тогда, когда органы местного самоуправления согласны, либо по решению суда.
Перечень объектов, которые подлежат передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. N АР-18/1599.[36]
Согласно п.1 ст.61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
Иначе, передача объектов (имущества), которые относятся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления или по решению суда (п.1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации").
Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, которые арендуют различные организации, в том числе относящиеся к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, которые находятся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, даже если ранее переданы ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ, нежилые помещения, принадлежащие государственным предприятиям переходят в муниципальную собственность лишь в том случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.
Но следует знать, что это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ многократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии со ст.125 ГК РФ и п.2 ст.23 Закона «об общих принципах организации местного самоуправления» права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и государственные органы, органы муниципальных образований имеют право выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296). При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.
В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ).[37] Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования.
Гражданский кодекс РФ, признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов, позволяет выступать в гражданско - правовых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности.
Субъектами права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования.[38]
Тем не менее и ГК РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" трактуют , что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Отсюда следует, что субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, которые действуют в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, которые действуют по специальному поручению, и которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, указывает: "Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ, - это прежде всего право самого населения. [39]Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности, с точки зрения гражданского права, не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме".[40]
Важным остается вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Вопросы регулирования приобретения и прекращения права муниципальной собственности - смены собственника муниципального имущества относятся к гражданскому законодательству, т.е., в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, - к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Муниципальные образования регулируют порядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества.
Итак, в отличие от норм муниципального права, главные из которых устанавливает Российская Федерация, менее общие - ее субъекты, а наиболее конкретные - муниципальные образования, полномочия по регулированию порядка осуществления прав муниципальной собственности распределяются только между Российской Федерацией, которая и устанавливает соответствующие нормы гражданского права, и муниципальным образованием, как собственником муниципального имущества, свободным в осуществлении этих прав в той мере, в которой они не ограничены федеральными законами, без какой-либо необходимости делегировать муниципальному образованию государственные полномочия по регулированию порядка и условий приватизации муниципальной собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема характеристики форм и видов права собственности в России на современном этапе еще не достаточно изучена, но однако ей посвящены многие труды отечественных ученых-правоведов. На наиболее полное освещение такой сложной темы в рамках отведенного объема работы и времени претендовать сложно, так как эта тема достаточно широка и многогранна. Не случайно, что лишь гражданско-правовой характеристике отдельных разновидностей форм права собственности посвящены отдельные монографии. В данной работе рассмотрены лишь наиболее существенные, актуальные и проблемные вопросы данной темы.
Итак, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право.
Термин «право собственности» применяется в двух значениях. 1) право собственности в объективном смысле и 2) право собственности в субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле – совокупность юридических норм, которые закреплены и охраняют принадлежность материальных благ определенным лицам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении этого имущества и его защиту. Право собственности в субъективном смысле – есть закрепленная возможность лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его содержания.
Право государственной собственности, как одна из разновидностей собственности в целом, состоит из принадлежащих государству и субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.
Муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности.
С целью совершенствования правоприменительной деятельности разработке путей решения законодательных проблем в данном направлении.
Таким образом, необходимо отметить, что не односторонний, а лишь комплексный подход к решению всех законодательных и научных проблем способен дать желаемый результат в правоприменительной практике по рассмотрению наиболее сложных и спорных дел, встречающихся в гражданском судопроизводстве.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗот 30.12.2008 № 6-ФКЗ.
2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 21.12.1994, в ред. от 03.08.2019. // РГ. – 1994г. – 12 декабря.
3.Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. От 03.08.2018г) // "Собрание законодательства РФ", 16.12.1996, N 51, ст. 568
4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества "(ред. от 29.06.2018) // СЗ РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(ред. От 30.10.2018) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6.Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа" // СА Президента и Правительства РФ. – 1992. – № 11. – Ст. 864.
7.Постановление Президиума ВС РФ от 12.07.1993 N 5396-1
"О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и о порядке распоряжения объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации"// "Ведомости СНД и ВС РФ", 29.07.1993, N 30, ст. 1208
8.Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447(ред. от 16.03.2018)"О совершенствовании учета федерального имущества" // СЗ РФ. - 20.08.2007, N 34, ст. 4237
9. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. - 1996. - N 9.