Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Понятие и характеристика права собственности).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Право собственности относится к числу исключительных прав.
Это значит, что собственник наделяется правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.
В зависимости с дозволительной напряженностью гражданско-правового регулирования собственник может совершать в отношении своего имущества разные действия, но только, если они не противоречат законам и иным правовым актам. Собственник ,соответственно, обязан принимать меры, которые предотвращали бы ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Он должен воздерживаться от поведения, если данное поведение приносит беспокойство его соседям и другим лицам, и тем более от таких действий, которые совершаются исключительно с намерением причинить кому-то вред. Кроме того, собственник не должен выходить за общие пределы осуществления гражданских прав, установленные ст.10 ГК.[12] На собственника кроме того возлагается обязанность в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом и иными правовыми актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами. Данные обстоятельства подлежат учету при определении общего определения права собственности. И наконец, давая определение права собственности, следует базироваться на общее определение субъективного гражданского права, которое распространяется и на право собственности.
Таким образом, право собственности - это система правовых норм ,которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
1.2 Субъекты права собственности и форм собственности
Основные формы (виды) собственности, которые признаются в Российской Федерации, перечислены в Конституции РФ (ст. 8). Это перечисление воспроизведено в п.1 ст.212 ГК РФ: "В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности" [13](см. приложение 2). Тем самым законодательно закреплено разделение отношений собственности на две сферы - сферу частной собственности и сферу публичной собственности.
Субъектами права частной собственности выступают граждане и юридические лица.[14]
Участниками отношений публичной собственности выступают:
- Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность);
- субъекты Российской Федерации (государственная собственность субъекта РФ);
- муниципальное образование (муниципальная собственность).
Собственность граждан и юридических лиц можно отнести к сфере частной собственности. Следует, однако, иметь в виду, что субъектный критерий отграничения публичной собственности от частной должен применяться с учетом тех оговорок, которые вытекают из закона.
Прежде всего, следует помнить, что такие разновидности юридических лиц, как унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения не обладают правом частной собственности на закрепленное за ними имущество; собственником такого имущества выступает орган публичной власти (п.З ст.213 ГК РФ).[15]
С другой же стороны, имущество хозяйственных товариществ или обществ может выступать объектом частной собственности даже в тех случаях, когда оно полностью сформировано за счет вкладов государственных или муниципальных учредителей. Другими словами,можно отметить, что хозяйственные товарищества и общества остаются субъектами частного права и тогда, когда никто другой, кроме государства или муниципальных образований, не принимал участия в их учреждении, а их имущественные сделки подчиняются нормам, которые приписываются для оборота имущества, которое составляет частную собственность.
В правовом отношении граждане и юридические лица, как субъекты права собственности, занимают одинаковое положение: т.е. они пользуются одинаковой защитой закона. Тем самым подчеркивается отсутствие различий в возможностях, которые предоставляются правом для использования своего имущества в коммерческих, предпринимательских целях.[16] Другое дело – это форма предпринимательской деятельности. Ведение такой деятельности гражданином без образования юридического лица предполагает его гражданско-правовую ответственность перед кредиторами в объеме всего имущества, которое принадлежит ему на праве собственности .
Если гражданин участвует в предпринимательстве тем, что вносит часть своего имущества в виде вклада (пая) в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив, то собственником вклада становится данное юридическое лицо, а гражданин право собственности на внесенное имущество утрачивает.[17] Вместо утраченного вещного права он приобретает обязательственное право: право требования доли от прибыли, которая пропорциональна сделанному вкладу, либо право на получение пропорциональной вкладу части имущества юридического лица, распределяемого между вкладчиками при его ликвидации, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами.
Ограничения, которые допускаются в отношении объектов права собственности граждан и юридических лиц, устанавливаются только законом.
К их числу относятся:
- ограничения в круге имуществ, которые пригодны для приобретения или обладания на праве собственности: закон может определить виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- ограничения по признаку количества, либо стоимости имущества (например, установление предела площади земельного участка, составляющего объект права собственности граждан или юридических лиц).
Специальными нормативными актами устанавливается перечень объектов, которые неотчуждаются по своему назначению (либо не подлежащих приватизации); для некоторых видов имуществ могут предусматриваться особенности в порядке их приобретения и отчуждения либо в порядке владения, пользования и распоряжения ими. В данном случае , речь идет о таких объектах собственности, которые призваны удовлетворять не интересы частных лиц, а потребности населения страны в целом или ее отдельных регионов, областей, населенных пунктов. Неотчуждаемы, в частности, морские пристани, участки берегов рек и озер; особый порядок изготовления и реализации предусмотрен для охотничьего и боевого оружия, и т.д.[18]
Содержание права государственной собственности характеризуется теми же чертами, что и право собственности. Это вытекает из общего конституционного положения, согласно которому права всех собственников в Российской Федерации признаются равными (ст.8 Конституции РФ). Гражданско-правовое регулирование отношений собственности с участием субъектов права государственной собственности имеет место во всех случаях, когда указанные субъекты действуют в соответствующих правоотношениях на началах равенства, то есть не пользуются своими властными полномочиями (ст. 124 ГК РФ).
Субъектами права государственной собственности выступают:
- Российская Федерация в целом;
- субъект Российской Федерации.
Объектом права государственной собственности выступает:
- имущество, находящееся в федеральной собственности;
- имущество, находящееся в собственности субъектов РФ.
Оно закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п.4 ст.214 ГК РФ). Кроме того, право государственной собственности распространяется на землю и иные природные ресурсы, в отношении которых прочие субъекты права (граждане, юридические лица либо муниципальные образования) не имеют доказательств права собственности (п.2 ст.214 ГК РФ).[19]
Весь массив государственных имуществ, входящих как в федеральную собственность, так и в собственность субъектов Федерации, разбивается на две части:
- имущество, которое закреплено за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- казенное имущество, которое состоит из бюджетных средств и иного государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Право муниципальной собственности.
Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (п. 1 ст.215 ГК РФ).[20]
По аналогии с государственным имуществом, вся масса имущества, находящегося в муниципальной собственности, распадается на две части:
- имущество, которое закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- муниципальное казенное имущество, которое состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, входя составной частью в сферу публичной собственности, муниципальная собственность не тождественна государственной и не признается ее разновидностью, хотя во многом и схожа с последней.
Обратный переход имущества из муниципальной в государственную собственность допускается только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
2. Формы права собственности
2.1. Право государственной собственности
Государственная собственность, как экономическая категория, есть принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти.[21] С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность материальных благ народу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
Одной из особенностей института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но также и нормы других правовых отраслей, которые также регулируют считаемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., а иначе представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, но, однако, основную роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.[22]
Право государственной собственности (федеральная собственность; собственность субъектов Федерации) формируется и функционирует для выполнения государственных задач. Государство обладает своим имуществом и защищает
Свое имущество на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности, существующей в общей инфраструктуре частной собственности, находят определенное выражение известные властные, публичные элементы, которые при обоснованно демократической организации общества ограничены законом. Земля и другие природные ресурсы, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Собственностью РФ и ее субъектов и управление ею осуществляют, согласно Конституции РФ, ГК РФ, соответствующие органы власти и управления.
Государственное имущество закрепляется в соответствии с ГК РФ (ст. 214) за отдельными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Казну государства (всей РФ, ее субъектов) составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.
Прежде всего, сохраняется правило о многочисленности субъектов государственной собственности, в роли которых и выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, которое составляет федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, которое составляет собственность субъекта Российской Федерации). Закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов, в соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ.[23] До принятия специального закона по этому вопросу, в соответствии со ст. 4 Вводного закона, сохраняют силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". [24]