Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.
_____________________________________________________________
Источники: Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест,1998 г. https://vocabulary.ru/termin/vlijanie.html;
Livejournal October 14th, 2011https://kulagin-oleg.livejournal.com/15193.html;
Grandars.ru http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/vlast.html;
Мастерская своего дела. MSD.com.ua1999–2017https://msd.com.ua/biznes-planirovanie/metody-upravlencheskogo-vliyaniya/ (Дата обращения: 27.06.18)
3.2. Методы управленческого влияния


Как известно, управление - это искусство выполнять работу с помощью других людей. Управление людьми и организациями осуществляется посредством информационных управляющих воздействий. При передаче информации от руководителя к подчиненному имеет значение не только содержание этой информации (что необходимо сделать, чего надо достигнуть, каким образом следует выполнять работу, на что обращать внимание), но и форма, в которую это содержание "упаковано". Изменять "упаковку" информации можно с помощью различных методов и приемов управленческого влияния.
Управленческое влияние  — это разновидность внушения, целью которого является побуждение другого сделать что-либо, стимулирование, создание установки, управление мотивами.
Существует несколько способов управленческого влияния на подчинённых. Способы управленческого влияния можно поделить на две группы: эмоциональное влияние на подчинённых и рассудочное влияние на подчинённых.
В группе эмоциональных средств влияния на подчинённых основное место занимает "заражение" и подражание.
Заражение - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматикой, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.  Хотя, заразить людей можно и в противоположном направлении.

Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.
Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них "эталоном" для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.


В группу способов рассудочного управленческого влияния на подчинённых входят: внушение, убеждение, требование, просьба, угроза, наказание, подкуп, приказ.
Чем сложнее метод, тем больше приемов и вариаций он имеет. Например, самый простой метод - это наказание. Это влияние на сотрудника посредством явной или неявной угрозы наказания. Формула метода: "Сделай это, иначе получишь  это (что-то нежелательное)" или "Сделай это, иначе не получишь это (что-то желательное)". В данном случае сотрудник выполняет распоряжение руководителя только для того, чтобы избежать наказания в том или ином смысле (штрафа, выговора, увольнения, ухудшения отношений, потери репутации и т.д.). Но даже этот метод надо применять с умом. Во-первых, не для всех. Есть люди, для которых он противопоказан в принципе. Во-вторых, не всегда, а только в исключительных ситуациях. В-третьих, важно понимать, что для этого человека будет значимым наказанием и уметь подобрать правильные слова. Например, если для человека ведущим трудовым мотивом является карьера, то возможно сформулировать задание так: "Если ты не примешь участие в этом проекте, то не сможешь получить новый профессиональный опыт и продолжить карьерный рост".
Похожий метод - влияние закона. В этом случае при постановке задачи сотруднику происходит ссылка на какие-то обязательные условия (законодательство, инструкции, трудовой распорядок и др.), действующие в организации, на взаимные договоренности ("Мы с тобой уже договорились о том, что..."), на групповые нормы ("У нас принято..."). Понятно, что нарушать закон большинству людей неприятно и затратно. Поэтому распоряжения исполняются.
Пример - это ссылка на авторитетные источники, собственный опыт руководителя или опыт других людей, имеющих значение для сотрудника:

"Ты знаешь, я много раз сталкивался с такой ситуацией (пояснение), поэтому я бы … (побуждение)».

«Ты знаешь, по данным (пояснение), поэтому наиболее эффективным решением является (побуждение)».

«Х всегда делал (советовал, говорил) так…».

«Я бы на твоем месте …».

Мы воспитаны так, что слушаемся других: родителей, учителей, власть, начальство на работе и так далее. А неподчинение может иметь различные негативные последствия.
Требование. Звучит четко и убедительно, не носит в себе оскорбления или не уважения. Например, «Будьте добры, напечатайте этот приказ к 12 часам».
Уговоры. Руководитель вправе взывать к определенным чувствам своего подчиненного, вызывать у него ответную реакцию. Уговоры чаще всего выступают в виде завуалированных торгов по принципу: «Ты — мне, я — тебе». Результативность зависит от степени развития лидерских качеств у руководителя.  Например, «вы же понимаете, если этот клиент не подпишет с нами контракт, и мы не сможем поднять зарплату для этого отдела». Это наиболее простой и эффективный путь достижения успеха. Недостаток: метод срабатывает только для тех подчиненных, кто разделяет чувства и убеждения руководства и компании в целом.
Угрозы. Когда уговоры перестают «срабатывать» как мягкий способ управленческого влияния, обычно задействуется жесткий стиль влияния — угрозы. Например, «Если к обеду станок не будет работать, вас ждет выход на работу в ваш выходной!» Если и можно говорить о каких-то основаниях, то лишь о том, что страх иногда является достаточным (но это не значит, что хорошим) мотивом для действия. На короткое время он может сработать, но нужно помнить о том, что он не может быть мотивом долговременной, а тем более целесообразной деятельности.
Угроза имеет еще больше отрицательных побочных последствий: обида, разрыв деловых отношений, желание возместить ущерб от отрицательных эмоций в виде мести и т.п.
Просьба. Способ управленческого влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Этот метод, звучит примерно так: «Пожалуйста, давайте  соберем достаточно информации о конкурентах до начала совещания. Иначе мне влетит от шефа». Здесь могут быть полезны дополнительные навыки ведения деловой беседы. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшей из сторон натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.
Подкуп. Склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Т.е. руководитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение. В некоторых случаях подкуп - это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительные вознаграждения за дополнительные усилия, например: "Поработай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше". Недостаток: возможно привыкание или шантаж со стороны подчиненных.
Туманные приказы. Иногда руководители, используют в своей работе общие фразы и расплывчатые приказы. К примеру, фраза: «Ты же знаешь, что заказчик ждет макет сегодня, нужно постараться успеть к этому
сроку». Наивно предполагать, что данный приказ воспримется всерьез его исполнителем.
Вознаграждение - влияние через обещание того или иного вознаграждения. Это то, что еще называют стимулированием. Общий принцип: "Если сделаешь это, то получишь это". Так же как и в случае с наказанием, здесь надо понимать, что важно для сотрудника, какое вознаграждение будет для него значимым. Понятно, что вознаграждение не должно сводиться к банальным формам - деньги, подарки, льготы, статус. Вознаграждение должно учитывать более сложные потребности и мотивы личности. Например,


«Если за месяц вы это сделаете, то я поставлю перед генеральным вопрос о расширении ваших полномочий».

«Коллеги будут Вам благодарны, если вы поможете сделать это».

«Вам предстоит решить очень интересную и нестандартную задачу».
Внушение - Это психологическое влияние посредством введения человека в состояние транса. Внушение возможно с помощью силы взгляда или с помощью слов. Способность к внушению - это природный дар. С другой стороны, имеются специальные приемы, с помощью которых возможно вызывать на некоторое время расстройство сознания человека и в это время "вбрасывать" в его подсознание определенную информацию, побуждающую его к действиям. В практике менеджмента использовать не рекомендую. Нехорошо как-то. Неприятно. Не по-людски.
Манипулирование - скрытое психологическое влияние манипулятора на "жертву". Сродни внушению. В этом случае "жертва" не осознает, что ею управляют. Существуют разнообразные приемы манипулирования, используемые в служебных отношениях между начальниками и подчиненными:

Решение "здесь и сейчас".

"Страшный эталон".

"Метод Штирлица".

"Подмена цели".

"Иллюзия выбора".

"Подмена цели".

"Скрытая лесть".

"Давление авторитетом".

"Поглаживания".

"Дружеские связи".

"Взаимный обмен".

"Поручение трудного задания".

"Желаемые ситуации".

"Обещанного три года ждут".

"Заплатим потом".

"Подумайте о своем будущем".

"Уход от ответа" и другие.

Вместе с тем, имеются специальные манипуляции, которые часто используют подчиненные по отношению к своим руководителям. 
Убеждение - самый честный метод влияния. Смысл убеждения в том, чтобы сотрудник осознал важность или необходимость решения той или иной задачи или выполнения действий определенным способом. В процессе убеждения тоже могут использоваться специальные технологии. Наиболее известные и практичные из них это:

Метод Сократа.

Метод Паскаля.

Метод Гомера.

Метод метафорического влияния.

Метод рефрейминга (переосмысления ситуации).

Метод управленческого эксперимента.

Метод смены ролей.

Самая слабая сторона убеждения - это медленное воздействие и неопределенность.
Четкие указания.  Как правило, озвученные руководителем указания четко сформулированы и не требуют дальнейшего обсуждения и возражений. Преимущества: Их четкость, все лучше, чем туманность и неопределенность. Недостатки: Жесткая направленность указаний и отсутствие  возражений со стороны подчиненных.
Критика - влияние через мотивирующую критику действий сотрудника, но не самого сотрудника. Здесь существуют определенные правила, которые следует соблюдать, чтобы в результате критики создать у человека мотивацию на решение задачи. Однако, во многих случаях критика со стороны руководителей имеет обратный эффект - демотивацию людей.
Вовлечение - смысл метода в том, чтобы сотрудник сам поучаствовал в разработке или принятии того решения, которое ему придется потом исполнять. Это решение должно стать для него "родным". Нет нужды говорить о том, что мотивация к исполнению своих решений будет гораздо выше, чем решений, спущенных сверху.
По степени эффективности каждый метод влияния на подчиненных отличается, но, в принципе, использование каждого из них зависит от поставленной цели. Человек, стремящийся оказывать влияние на окружающих, должен, прежде всего, отдавать себе отчет в том, насколько морально обоснованы его цели.


Для того чтобы успешно влиять на окружающих, следует учесть несколько моментов:

Влиятельность — это свойство заслуживающих доверие людей.

Необходимо вознаграждать (поощрять) положительные изменения.

Наши ожидания влияют на окружающих.

Публичное выражение своих взглядов укрепляет новое отношение.

Нам необходимо и самим следовать своим поучениям.

Ключевым фактором является личное взаимопонимание.
















_____________________________________________________________
Источники: Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест,1998 г. https://vocabulary.ru/termin/vlijanie.html;
Театральная школа Бенефис - методы управленческого влиянияhttps://www.teatr-benefis.ru/staty/biznes/metody-upravlencheskogo-vliyaniya/;
Livejournal October 14th, 2011https://kulagin-oleg.livejournal.com/15193.html;
Grandars.ru http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/vlast.html;
Мастерская своего дела. MSD.com.ua1999–2017https://msd.com.ua/biznes-planirovanie/metody-upravlencheskogo-vliyaniya/ (Дата обращения: 27.06.18)

3.3. Основные различия и сходства влияния лидера и власти.


Проблема соотношения власти и лидерства в организации была актуальна всегда. Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и группы. А лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за то, чтобы приобрести власть, а затем еще более яростно за то, чтобы ее удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчиненным. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. И не будем забывать, что власть – это возможность влиять на поведение людей.
Власть и лидерство взаимосвязаны и разделены одновременно.
Один из ключевых моментов – это разделение понятий «лидерство» и «руководитель». Лидер отвечает за межличностные отношения, в то время как руководитель – за формальные. Лидер – это представитель своей группы, в то время как руководитель обычно абстрагирован от нее. Лидерство, в отличие от руководства, - это всегда стихийный процесс. При этом сфера деятельности руководителя шире, в его распоряжении больше информации и санкций.
Несмотря на то, что руководство – существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации. Например, влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнет ограничивать выпуск продукции или производить товары или услуги низкого качества. Файли, Хаус и Керр устанавливают различие между управлением и лидерством: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы».
Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его или ее формальной должности в иерархии.


Первостепенный интерес для фирмы представляет руководитель организации (organizational leader) — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».
Влияние как важнейшая составляющая процесса взаимодействия между людьми, является психологической основой лидерства. Чтобы стать лидером и оставаться им, человеку мало обладать потенциальной властью, надо пользоваться ею, постоянно оказывать влияние на других людей, навязывать им свою волю и проводить через них свои решения, превращать этих других в своих последователей. Влияние в процессе общения взаимно. Но применительно к лидерству говорят о так называемом несимметричном влиянии, которое возникает, когда один человек влияет на другого значительно сильнее. Причем, это влияние должно сохраняться на протяжении длительного периода времени.

Разумеется, прежде чем навязать кому-то свою волю, необходимо обладать некоторой властью. Власть же может опираться на различные ресурсы: возможности, действия, объекты и т. д. Они могут быть идеальными (воля, характер, организаторские способности и т. п.) или материальными (деньги, средства поощрения или принуждения), на которых основывается процесс влияния одного индивида на другого или группу.

Выделяют три основные группы таких ресурсов:
1) Средства влияния, не зависящие от конкретного человека, являющегося лидером, но связанные с его официальной позицией, ролью или положением в обществе. Официальное положение уже включает в себя законную власть, в рамках которой человек может заставлять другого действовать в определенном направлении. Обладающий властью человек может позволить себе, действуя в соответствии с законом, наказывать или поощрять тех лиц, которых считает нужным. При этом под наказанием и наградой понимаются достижение или лишение каких-то преимуществ в социальной иерархии, получение «материальных выгод», физическое насилие или отсутствие такового. Лидер, достигающий той или иной официальной позиции, получает средства контроля над распределением различных благ, имеет в распоряжении определенные средства насилия, а также поддержку закона или обычая, который обязывает граждан подчиняться этому лидеру.