Файл: Понятие и признаки государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политическая организация означает, что деятельность, осуществляемая государством, носит политический характер. Говоря другими словами, - имеет непосредственную связь с отношениями, сформировавшимися непосредственно между основными социальными группами. Вполне понятно, что государство не является единственной в обществе политической организацией. Также в аспекте рассматриваемого вопроса необходимо отметить то, что кроме государства в обществе действуют и другие политические организации, среди которых можно указать такие, как [38, с.78]: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых имеет непосредственное отношение к политике [36, с.117].

Однако необходимо учесть тот немаловажный в данном случае факт, что государство является особой политической организацией, обладающей такими качествами, которых нет у других политических организаций и посредством которых государство выделяется из их среды.

Территориальная организация означает, что распространение государственной власти происходит непосредственно в пределах территории страны, которая одновременно представляет собой и территорию государства. В рамках данной территории можно говорить о существовании распределения государственной власти по горизонтали. Посредством территориальной организации государства определяется порядок формирования и деятельности центральной и местной власти, фактор подчиненности одного территориального звена другому и, наконец, - административно-территориальное устройство данного общества [27, с.113].

Структурная организация означает, что распределение государственной власти осуществляется также и по вертикали, посредством чего образуется система иерархически связанных государственных органов, которыми выполняются строго определенные функции [38, с.193].

Государство в узком (политическом) смысле представляет собой уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющую собой определенную политическую организацию [29, с.108].

Общему понятию государства свойственно не только познавательное, но и практическое значение. Данный факт объясняется тем, что им дается правильная ориентировка в сложных и зачастую даже обладающих противоречивостью вопросах хозяйственной, политической и культурной жизни, к которым имеет непосредственное прямое отношение государство и которые, в свою, очередь связаны с государством [41, с.281].

Человеческое сообщество, которое проживает на территории государства и подчиняется его власти, является населением.


2.2 Сущность государства и ее особенности

Необходимо принимать также во внимание и то, что сущность государства является главным в государстве - непосредственно тем, посредством чего устанавливается его содержание, направление и функционирование.

Как можно заметить из проведенного анализа юридической литературы - многие авторы склоняются к тому, что в государстве необходимо выделять несколько сущностей [35, с.156].

На протяжении довольно продолжительного периода времени (а непосредственно - в течение советского периода государства) принято было говорить о существовании только марксистского подхода к сущности государства [42, с.211]. Как следует из указанного подхода - государство рассматривалось в качестве машины для подавления одного класса другим. Марксистским подходом предполагалось одностороннее понимание сущности и социального назначения государства, упрощая её и сводя к насилию одного класса над другим, что выражалось непосредственно через принуждение.

Сущность продолжает оставаться неизменной, невзирая на то, что ряд его характеристик может подвергаться изменениям в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина.

Государство, как уже было отмечено выше, является явлением сложным.

К примеру, согласно одной теории, можно говорить о наличии двух подходов к сущности государства: общесоциального и классового [37, с.110]. Исходя из классового подхода, сущность государства заключается в том, что оно является машиной, посредством которой происходит подавление угнетенных классов. Данный подход охарактеризовал ряд исторических типов государства (речь о рабовладельческом, феодальном, буржуазном), однако на современном этапе развития наблюдается изменение характеристик государства и данный подход уже не в состоянии дать объяснение сущности современных государств [39].

С точки зрения общесоциального подхода - государство является средством достижения несогласия, компромисса в обществе. Им должны быть приняты меры, способствующие предотвращению, сглаживанию потенциальных конфликтов, вражды между разными слоями и группами населения. Характерной особенностью государства с классовой сущностью является наличие классов, интересы которых взаимно исключают друг друга [38, с.283]. Для современного общества характерным является наличие разнообразных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства заключается в том, чтобы найти возможности, которые бы способствовали достижению максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними [43, с.109].


Непосредственно с данной точки зрения под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, созданное под началом государственной власти.

В политологии под государством подразумевается некий центр политической системы, институт власти, распространяющейся на всё общество [44, с.96]. В узком смысле государство рассматривается и в юридических науках, где оно трактуется в качестве источника права и закона, посредством которых упорядочивается жизнь общества и деятельность непосредственно самого государства и входящих в его состав структур [46, с.51-52].

Также необходимо отметить, что категория «сущность» является главной, внутренней основой в явлении, событии или предмете. Определить сущность государства - это значит установить, в чьих руках происходит сосредоточение государственной власти, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Как уже было отмечено выше - можно с уверенностью говорить о факте существования в литературе довольно большого количества концепций в понимании сущности государства. Приступим к рассмотрению некоторых из них.

Теологическая концепция сущности государства. Её сторонниками являются Фома Аквинский и Августин Блаженный. Как следует из предложенной ими теории, суть состоит в том, что государство создано богом и его деятельность представляет собой проявление божественной воли. Социальное назначение этой концепции заключается в осуществлении мер защиты правовой веры; защиты праведников; наказании грешников; способствовании направлению людей к добру. В настоящее время данный подход можно встретить в сочинениях мусульманских юристов, которыми трактуется государство и вся его деятельность непосредственно с позиции воли Аллаха [48].

Арифметическая концепция (классическая). Ее возникновение имело место в период эпохи античности. Содержанием норм данной концепции трактуется государство как сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время имеет широкое применение в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву [54].

Юридическая концепция. Что касается данной концепции, то ее широкое распространение было получено в период 19-начала 20 вв. [19, с.108]. Как следует из данной концепции – государство представляет собой юридическое явление, субъект права, деятельность которого имеет непосредственное прямое отношение к правовым нормам и, прежде всего, к конституции. Таким образом, сущность государства сводится к кому, что оно представляет собой универсальное юридическое лицо, которым приобретено право издавать правила поведения, являющиеся обязательными для других юридических лиц. Государство является, как следует из данной концепции, своего рода «союзом союзов». При этом союзами создаются свои правила поведения, а государством - общие для всех союзов и их членов.


Личностная концепция. Рассматривая данную концепцию, нужно отметить, что ее зарождение произошло непосредственно в рамках теории «общественного договора». Принято говорить о существовании двух подходов в понимании рассматриваемой концепции [45, с.201]:

а) В период догосударственной эпохи проходила война «всех против всех». С целью избежать гибели, люди пошли на объединение в образование, которое в настоящее время принято именовать государством;

б) Человек по своей природе желает объединения с себе подобным. Как следствие - государство по своей сути представляет собой результат стремления людей объединиться в союз.

Кибернетическая концепция. Данная концепция была сформирована в период 60-х годов прошлого столетия. Государство, с точки зрения этой концепции, представляет собой определенную информационную систему, обладающую прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится в качестве движения информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь) [32, с.307].

Социологическая концепция. Ее создание датируется периодом 17-18 вв. В современной науке относится к числу имеющих самое широкое распространение. Сторонниками этой концепции трактуется государство в качестве особого организованного общества [45, с.107]. Это общество, в котором людей в одно целое свела не родственная связь, а территория. Кроме того, для такого общества характерным является наличие особой публичной власти - политической, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

С сущностью государства близко соединено такое понятие, как «социальное назначение государства». Посредством социального назначения происходит раскрытие признаков того, для чего предназначено государство, признаки того, каким целям оно должно служить. Кроме того, характерным в данном случае можно назвать то, что социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой [21, с.79].

Итак, можно отметить следующее:

1. Государством решаются общие дела или осуществляется управление людьми, которые проживают на его территории;

2. Государство представляет собой арбитра в вопросе разрешения социальных споров (национальных, классовых, религиозных, производственных, споров между отдельными организациями и гражданами);


3. На государство возлагается и обязанность заниматься урегулированием внешних конфликтов;

4. Государством устанавливается определенный правопорядок, обеспечивая его, в том числе посредством принуждения;

Глава 3. Признаки государства: понятие и сущность

3.1 Понятие и характерные особенности признаков государства

3.1.1 Суверенность как признак государства

Схематично признаки государства можно представить следующим образом (приложение 2) [32, с.202]:

В качестве одного из существенных признаков, отличающих государство от других политических организаций, выступает фактор его суверенности. Под государственным суверенитетом принято подразумевать фактор верховенства государственной власти внутри страны и фактор ее независимости непосредственно на международной арене, что объясняется тем, что взаимоотношение государств друг с другом имеют в качестве основания принципы равенства и невмешательства во внутренние дела. Данным предполагается [31, с.119]:

- факт безусловного распространения государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;

- факт распространения власти государства на все население, которое обладает устойчивой юридической связью с ним (выражено в виде гражданства или подданства);

- факт прерогативы государства на то, чтобы осуществлять властные полномочия в юридической, общеобязательной форме;

- наличие монопольного права, которым наделено государство, на применение насильственных средств принуждения;

- факт осуществления государством сборов и налогов, эмиссии;

- фактор единства и неделимости государственной территории, ее неприкосновенность;

- фактор невмешательства во внутренние дела государства [40, с.105].

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.

Рассмотрение фактора суверенитета народа осуществляется со стороны современной политической и правовой науки в качестве основополагающего принципа демократической государственности.