Файл: Понятие и признаки государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве яркого примера выступает фактор образования ряда стран Европы и Азии, возникновение которых, исходя из точки зрения, высказанной рядом ученых, происходило посредством применения насилия и завоевания. Имеет место утверждение, гласящее, что происхождение всех западноевропейских государств имело место вследствие завоеваний [22, с.185].

Однако в данном случае необходимо отметить, что создание русского государства проходило и развивалось органически, что было характерно и римского государства.

В соответствии с принципами, которые заложены в рассматриваемой теории, приходится сталкиваться с неизбежным возникновением вопроса относительно того, имеют ли возможность люди постоянно проживать во взаимной вражде: не является секретом тот факт, что наличие такого положения вряд ли представляется возможным назвать устойчивым.

Со стороны некоторых представителей рассматриваемой теории было высказано предположение о том, что формирование руководства осуществляется в некий так называемый «инструмент» всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, ими указывается, что в процессе своего формирования и развития, государству приходится проходить ряд следующих фаз [35, с.195]: осуществление покорения одного народа другим; фактор возникновения каст (классов); осуществление постепенного смягчения их неравенства; осуществление замены военного господства на господство права; фактор непосредственно происхождения государства, где все люди наделены правами и обязанностями; осуществление соединения людей в однородный народ; фактор зарождения и осуществление процесса развития чувства патриотизма, и образование нации.

Итак, резюмируя, представляется возможным утверждать, что исходя из рассмотренной теории происхождения государства, государство является ничем иным, как результатом проявления насилия, вражды, фактов завоеваний и проведения войн, превращение которых происходит в последствии в первооснову государства и права.

Как следствие: в процессе завоеваний побежденное племя превращается в раба, а победители переквалифицируются в членов господствующего класса; в процессе завоеваний победитель переквалифицируется в собственника с появлением частной собственности; победителями осуществляется создание принудительного аппарата, используемого с целью осуществления процесса управления побежденными, что превращается в государство [25, с.284].


Психологическая теория и ее характерные особенности. Возникновение данной теории датируется периодом середины XIX века. Широкое распространение данная теория и ее идеи имели место в период конца XIX - первой половины XX века. В качестве наиболее крупного представителя данной теории принято считать русского государствоведа и правоведа Л. Петражитского.

Рассматривая данную теорию и её характерные особенности, целесообразно отметить, что со стороны её сторонников общество и государство определяются в качестве некой суммы так называемого психического взаимодействия, которое имеет место среди людей, и их различными объединениями [26, с.126].

Основу рассматриваемой теории составляет утверждение, что основой государственного образования является ряд принципов необходимости коллективного взаимодействия и психологической потребности, испытываемой человеком - жить в рамках организованного сообщества [30, с.241].

Рассматривая вопрос естественных потребностей, которые испытывает общество в некой определенной, конкретно взятой организации, сторонниками психологической теории высказывается убеждение, которое гласит о том, что общество и государство являются следствием психологических закономерностей, которые приходится проходить человечеству в своем развитии [15, с.243].

Не вызывает сомнения тот факт, что разрешение всех общественных явлений происходит исходя из психических актов людей. Исходя из смысла, содержащегося в данной теории, представляется возможным утверждать, что содержанием психологической теории объясняются большинство вопросов, имеющих непосредственное прямое отношение к общественной жизни, и которые вполне осознанно можно назвать ускользающими от внимания экономической, договорной, органической теорий.

Однако не стоит забывать о том, что предпринимаемые попытки свести всю общественную жизнь к фактору психологического взаимодействия людей, пытаться найти объяснение жизни общества и государства посредством общих законов психологии является таким же преувеличением, как и любые другие представления, имеющие отношение к обществу и государству в целом.

Расовая теория. Рассматривая данную теорию и относя ее к числу современных, стоит отметить тот факт, что ее истоки уходят к эпохе рабовладельческого строя [31, с.186].

Представляя данную теорию в качестве полноценной теории современных взглядов на вопрос происхождения права, необходимо отметить, что свое наибольшее значение рассматриваемая теория получила распространением ее в период конца XIX - первой половины XX в. В качестве яркого примера распространения расовой теории образования государства можно, вне всякого сомнения, назвать фашистскую политику и идеологию. Суть содержания рассматриваемой теории состоит в факте наличия принципов физической и психологической неравноценности человеческих рас [32, с.308].


Целесообразным так же является и необходимость обратить внимание на то, что данная теория стала причиной, повлекшей за собой применение чудовищной практики осуществления «узаконенного» уничтожения целых народов, национальных меньшинств, которые были непримиримы в своем отношении к фашизму национальных слоев [23, с.545].

В процессе исторического развития, которое проходило общество, можно констатировать абсолютное превращение расовой теории в некий пережиток истории, исчерпавший себя в полном объеме.

Можно отметить, что в условиях активизации расовой теории среди общественных движений, приобретает актуальность содержание вопроса относительно преемственности расовой теории и отведенной ему роли и месте в современном обществе.

Материалистическая (марксистская) теория. Основой, на которой происходит базирование данной теории, является ряд принципов, в соответствии с которыми возникновение государства принято связывать, прежде всего, с наличием ряда обоснованных экономических причин, среди которых можно указать, к примеру, такие, как [36, с.219]: процесс общественного разделения труда; фактор появления частной собственности; процесс раскола общества на классы, которым были присущи противоположные экономические интересы. Происходит смена родоплеменной организации государством, родовых обычаев – правом [52].

Теологическая теория. Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория [18, с.6].

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.

Патриархальная. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа, стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи [6].


Договорная. Теория договорного происхождения государства возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости [49].

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. [53].

Патримониальная теория. Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей [38, с.264].

Ирригационная теория. Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель.

Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах [47]. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои [39].

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д. [51].

Спортивная теория возникновения государства. Данная теория была разработана испанским философом и социологом Хосе Ортега-и-Гассет. Происхождение государства он объяснял, как результат физической и военной подготовки членов первобытного общества. Хосе Ортега-и-Гассет обращает внимание на тот факт, что в первобытном обществе существовало огромное количество военных и физических ритуалов и испытаний.


Следует признать, что данная теория базируется на проверенных исторических фактах о обрядах инициации и опыте проведения Олимпийских игр. Однако, спортивная теория не может объяснить процесс возникновения государства в большинстве других стран [55].

Автором диффузионной теории происхождения государства был немецкий этнограф Фриц Гребнер, который отвергал исторические законы развития различных человеческих обществ.

Возникновение государства диффузионная теория объясняет, как результат передачи опыта управления обществом от одних народов другим. Таким образом, такая форма управления обществом как государство распространилась и заняла доминирующую позицию, среди других форм управления обществом. Сторонники данной теории предполагали, что существует объективный процесс распространения опыта государственного строительства одного народа на другие народы. Различия между конечным результатом такого строительства они объясняли исключительно природными и экологическими факторами, которые оказывали существенное воздействие на процесс государственно-правового строительства [50].

Резюмируя, можно отметить, что различные концепции происхождения государства и права дополняют друг друга и содействуют мыслительному воссозданию более полной и верной картины этого сложного и многоаспектного процесса.

Глава 2 Понятие государства и его сущность

2.1 Понятие государства

Непосредственно под государством в широком смысле необходимо понимать общество, которое организовано определенным (особым) образом. В данном обществе люди в одно целое объединены не на основании родственных связей, что имело применение в период первобытного общества, а на основе территории, занимаемой данным обществом [20, с.49].

Что касается понятия государства в широком смысле, то в данном случае оно близко к понятию «страна». В случае такого подхода под государством обычно подразумевается фактор совокупности трех главных признаков [24, с.73]:

- публичной суверенной власти;

- населения;

- территории.

В этом случае под государством можно понимать политическую, территориальную, структурную организацию общественной жизни, основанную на нормах права.