Файл: Понятие и признаки государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суверенитет нации выступает в качестве правового принципа, предполагающего наличие полновластия нации (исходя из этнического смысла этого термина) [32, с.327]. В данном случае речь о праве нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принципом национального суверенитета подчеркивается роль нации в качестве важнейшего конституирующего элемента государственности [44, с.128]. Однако стоит в аспекте рассматриваемого вопроса обратить внимание на то, что в случае прямого прочтения имеет место вступление его в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Решение данной проблемы современным международным и конституционным правом, как правило, осуществляется в пользу принципа целостности государственной территории.

3.1.2 Публичная власть как признак государства

Термин «власть» подразумевает под собой способность оказывать влияние в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п. [49].

Власть политической элиты носит институализированный характер. Говоря другими словами - ее осуществление происходит посредством органов и учреждений, которые объединены в единую иерархическую систему. Характерным в данном случае является то, что правители меняются, а учреждения сохраняются (исключение составляют случаи уничтожения государства, что есть результат захвата или гражданская война). В качестве отличительных признаков государственной власти, в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.), выступают [45, с.203]:

- фактор ее всеобщности, или публичность (говоря другими словами, - распространение прерогатива на всю территорию, на все население), а также то, что она представляет все общество в целом;

- фактор ее универсальности (говоря другими словами, - подразумевается способность решать любые вопросы, которые по своей сути затрагивают общие интересы);

- общеобязательность ее указаний.


Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь находятся в непосредственной прямой зависимости от ее легитимности.

Непосредственно под легитимностью власти подразумевается [45, с.219]:

- фактор ее законности (говоря другими словами, - установление посредством средств и способов, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными);

- фактор ее поддержки населением;

- фактор ее международного признания.

Кроме того, необходимо помнить и о факте существования множества средств, при помощи которых происходит обеспечение легитимности власти, среди которых можно указать: многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др. [15, с.211].

3.1.3 Право и правоохранительные органы как признак государства

Право. В качестве системы обязательных правил поведения право по своей сути представляет собой мощное средство управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государством осуществляется правотворчество (говоря другими словами проводится процесс издания законов и других нормативных актов, адресованных всему населению) [22, с.139]. Посредством юридических норм устанавливается, что именно необходимо делать (невзирая на то, что данные установления никогда не выполняются в полной мере).

Правоохранительные органы. Характерной особенностью данной части государственного аппарата можно назвать ее достаточно обширную разветвленность, образуя свою подсистему, в состав которой входят: судебные органы, прокуратура, полиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. [12, с.102]. Они необходимы любому государству, что объясняется тем, что осуществление власти правителей проводится, основываясь на нормах права, приказах. Говоря другими словами ей присущ императивный характер.

Достижение строгой обязательности их выполнения может иметь место только непосредственно с применением мер государственного принуждения. В случае проявления к власти неуважения, с помощью правоохранительных органов применяются санкции, содержание которых предусматривается правовой системой. Характер и объем принуждения находятся в непосредственной прямой зависимости от многих причин. В случае нелегитимности власти, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. В случае неэффективности власти либо в случае, если законы, которые ею изданы, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой [15, с.95]. Насилие представляет собой последний аргумент, к которому прибегает политическая элита в случае ослабления ее идеологической основы и возникновения угрозы возможности свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (это может быть взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.), правоохранительные органы используются также с целью предупреждения дисбаланса в обществе (речь может идти о регистрации сделки в нотариате, примирении судом спорящих сторон, предупреждении работниками милиции правонарушений и др.) [10, с.102].


3.1.4 Прочие признаки государства

Армия. В качестве одной из главных целей, достижение которой стоит перед правящей элитой, выступает необходимость сохранения территориальной целостности государства. Не является секретом тот факт, что пограничные споры, периодическое возникновение которых имеет место в мире непосредственно между смежными государствами, зачастую представляют собой причину конфликтов, перерастающих в военные. Наличие хорошего оснащения армии современным вооружением предоставляет возможность осуществить захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и в настоящее время продолжают оставаться необходимым атрибутом, наличие которого должно иметь место в любом государстве. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Применение армии может также иметь место и в случае критических внутренних конфликтов, с целью обеспечения поддержания правопорядка и правящего режима, хотя данное и не выступает в качестве прямой ее задачи [22, с.182].

Кроме того, в качестве признаков государства содержанием юридической литературы называют также налоги, займы, государственный язык [8, с.302].

Налоги. Рассматривая налоги, необходимо отметить, что под таковыми принято понимать обязательные и безвозмездные платежи, взыскание которых проводится в установленных размерах и в период определенных сроков, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном изымание налогов носит принудительный характер, однако в странах с развитыми формами государственности происходит постепенный переход к их добровольной уплате.

Территория. Без территории не представляется возможным непосредственно сам факт существования государства. Однако оно может подвергаться изменениям со временем (уменьшаться, что есть результат поражения в войне, либо же может наблюдаться его увеличение в процессе экспансии) [11, с.105]. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц [8, с.311].


Население. Представляет собой человеческое сообщество, которое проживает непосредственно на территории государства. Население и народ (нация) являются понятиями не тождественными. Народ (нация) представляет собой социальную группу, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Кроме того, характерным можно назвать то, что население государства может состоять из одного народа либо же ему может быть присуща многонациональность.

Право применения силы и физического принуждения как признак государства. В качестве существенного признака государства выступает наличие монополии на легальное применение силы, физического принуждения. Суть содержания данного признака выражается в диапазоне государственного принуждения, простирающегося от ограничения свободы до физического уничтожения человека [13, с.102].

Кроме названных признаков также принято выделять и формальные атрибуты, символику государства. К числу последних принято относить герб, флаг, гимн, столицу.

3.2 К вопросу о раскрытии признаков государства в российской Конституции

Рассматривая вопрос раскрытия признаков государства содержанием норм Конституции Российской Федерации, необходимо сразу обратить внимание на то, что нормами Конституции 1978 года тесно увязывались в единое целое два основных признака государства, таких, как: «территория» и «суверенитет». Конституция непосредственно и начиналась с того, что провозглашалось важнейшее исходное положение: Российское государство - это суверенное государство. Кроме того, целая глава в Конституции 1978 года посвящалась характеристике главных свойств, присущих суверенному государству [5]:

- самостоятельность и возможность свободного осуществления всей полноты власти на территории страны;

- целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации;

- единство территорий Российского государства и др.

Что же касается содержания норм Конституции Российской Федерации 1993 года, которая действует в настоящее время, то необходимо обратить внимание на факт отсутствия всех указанных признаков, присущих суверенному государству. В содержании норм первой статьи Конституции даже отсутствует упоминание при определении Российской Федерации, что она представляет собой суверенное государство. Кроме того, также необходимо обратить внимание и на факт отсутствия непосредственно самого понятия «суверенное государство». Правда, содержанием преамбулы Конституции отмечается возрождение «суверенной государственности России», а нормами ст. 4 отмечается «суверенитет Российской Федерации», однако данные выражения обладают иным содержанием [1].


Также отмечается отсутствие фиксирования в нормах Конституции и положения, касающегося того, что территориями субъектов Федерации, «включаемыми», в соответствии с нормами п. 1 ст. 66 Конституции РФ, в состав территории РФ, осуществляется образование единой территории единого государства. А из этого следует, что имеет место факт наличия возможности понимания территории Российского государства в качестве суммы территорий субъектов Федерации. И события стали свидетельством того, что такая возможность имела активное использование на практике в процессе утверждения конституций в субъектах Федерации. В конституциях всех «суверенных» республик «забыли» написать о территории и суверенитете Российской Федерации. К примеру, нормами Конституции Кабардино-Балкарской Республики [2] относится в разряд исключительного ведения республики «территория» и «статус» республики, «защита» ее «государственности». Констатируется наличие фактов грубого нарушения, тем самым, содержания норм ст. 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой территория и федеративное устройство Российской Федерации отнесены к разряду исключительного ее ведения [1]. В процессе самопровозглашения своего суверенитета, всеми республиками были объявлены территории республик в качестве своих территорий. Республика Татарстан в процессе составления и принятия своей Конституции пошла еще дальше – в нормах данной Конституции присутствует статья, содержанием которой объявляется территория республики «неприкосновенной» (статья 60) [3]. Установив верховную власть на «своей» территории, рядом республик было закреплено нормами Конституций также и право на отделение от России.

Отметим, вместе с тем, что многие края и области не пошли по этому пути, заняв принципиально иную, государственную позицию. Так, в Уставе Ставропольского края также подчеркивается, что край является неделимой частью Российской Федерации и не имеет права выхода из ее состава [4].

Резюмируя, можно утверждать, что термин «государство» является сложным, многозначным понятием. Содержание понятия сущности государства, раскрытие его сущности нельзя сводить к какой-то одной трактовке или выявить одним определением.

Государство по своей сути представляет собой сложную систему определенных разноуровневых подчиненных факторов и характерных черт, составляющих одно целое.

Признаки, прежде всего, наделены возможностью и компетенцией показать, раскрыть содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.