Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование, подготовка и практика общения будут неполными и безуспешными, если не будут определены и поняты барьеры для эффективного общения. Эти барьеры представляют собой физические, социологические и психологические препятствия, которые мешают планированию, организации, передаче и пониманию сообщения. Существует ряд таких препятствий, которые могут возникнуть в процессе общения. Естественным результатом таких препятствий или мешающих факторов является неправильное понимание сообщения. Эти факторы мешают уверенности в себе, самораскрытию и самосознанию коммуникационных отправителей и получателей. Эти барьеры для эффективной коммуникации опасны для любой организации, если они не удалены вовремя. Когда коммуникатор передает идею в неизмененном и неискаженном виде получателю, и получатель отвечает на него, тогда процесс связи является первым шагом к улучшению способностей и навыков общения, но понимание факторов, которые мешают нам передавать точное значение, очень важно для эффективного общения. Но этот процесс «идеального» общения никогда не может существовать из-за ряда факторов, которые стоят на его пути в качестве барьеров. Коммуникатор должен определить и понять причины плохого общения, чтобы эффективно общаться.

   Актуальность  данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания (философии, социология, психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
     Объектом  исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. 

Предметом -   причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
     Цель  работы  является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
    Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1. Описать виды коммуникаций;

2. Сделать анализ коммуникаций в деловых формах общения; 3. Основные типы барьеров для эффективной коммуникации; 4. Описать навыки и умения, необходимые руководителю для успешности делового общения;


5. Сделать описание объекта исследования анализ результатов исследования.

Методы  исследования - процессе исследования применялись научные методы теоретического исследования. 

1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в общении

1.1 Виды коммуникаций

Коммуникация - это акт передачи информации или идей с помощью речи, визуальных эффектов, письма или любого другого подобного метода. Этот процесс имеет отправителя, который отправляет сообщение, и получателя, который получает сообщение. Между ними речь или идеи должны быть достаточно простыми, чтобы их можно было декодировать и понимать. Если идеи не представлены должным образом, то декодирование является неправильным, и получатель не понимает [14].

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и др.) Показывают, что любое сообщение содержит три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативная - это передача и обмен информацией;

- интерактивный, т.е. взаимодействие;

- восприятие - взаимное восприятие, взаимная оценка в общении.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

- умение устанавливать психологический контакт;

- с учетом особенностей коммуникативного воздействия;

- аргументация, логика и адекватность ситуации общения;

- эффективность использования словесных (словесных) и невербальных средств общения [5].

В коммуникативном процессе обычно различают словесное (речь используется как знаковая система) и невербальное общение (невербальные знаковые системы) [11].

Невербальное общение структурно представлено следующими системами:

- зрительные - жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потливость), организации пространственно-временного общения и вспомогательные средства общения - подчеркивающие или скрывающие особенности телосложения (пол, возраст, раса). Характер движений отражает эмоциональные реакции человека;

- акустические - это такие особенности речи, как темп, смех, плач, кашель, пауза;


- тактильный - это трогательно, рукопожатие, объятия, поцелуи [11].

Интерактивная сторона (взаимодействие). Коммуникация как  взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной  деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы взаимодействия людей могут быть разными. Мы перечисляем типы мотивов, но которые человек взаимодействует с другими людьми:

- мотивация максимизации общего выигрыша (мотив сотрудничества);

- мотивация максимизировать собственный выигрыш (индивидуализм);

- мотивация максимизации относительной выгоды (конкуренция);

- мотивация максимизировать победу другого (альтруизм);

- мотивация к минимизации победы другого (агрессия) [2]. 

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет средства общения, а также результат взаимодействия и взаимоотношения партнеров по общению. Соответственно, существуют разные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, знание и взаимопонимание) включает в себя:

- познание себя в процессе общения;

- знание и понимание собеседника;

- прогнозирование поведения партнера в общении. Для эффективного общения очень важно понимать другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Вот почему важно знать существующие шаблоны, которые формируют «рисование» коммуникации [19].

Типы межличностного общения.

Межличностное общение осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивные решения, а также готовность каждого партнера к адекватному поведению. А. II. Панфилова выделяет пять видов общения:

- познавательный,

- убедительно,

- выразительный,

- наводящий,

- ритуал [3].

Каждый из этих видов общения имеет свои цели, ожидаемый результат, организационные условия, а также коммуникативные формы и средства.

Когнитивное общение.

Цель: расширить информационный фонд партнера, предоставить необходимую информацию, прокомментировать инновационную информацию [20].

Ожидаемый результат: освоение новой информации и ее практическое применение, внедрение инноваций и саморазвитие.

Коммуникативные формы: отчеты, сообщения, лекции, консультации, семинары, беседы, отчеты, а также письменные работы (рефераты, экзамены, курсовые, дипломные работы, проекты) позволяют интегрировать степень усвоения теории вопроса, просмотра учебных программ.


Коммуникативные средства и технологии: комментарии, рассуждения и доказательства; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация нового словаря, резюме, использование словесных и невербальных ключей доступа к слуховым, визуальным и кинестетическим каналам, речевой культуре и ораторскому искусству [6].

1.2 Анализ коммуникаций в деловых формах общения

Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.

Общение –сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение — намеренное влияние и воздействие на по­ведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимо­оценка, сопереживание, формирование убеждений, взгля­дов, характера, интеллекта. [5]

В общении можно выделить ряд аспектов [6]: содержание, цель и средства. 

Содержание   общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей [19].

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации [21].


Частью делового общения, понимаемого в таком смысле, является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.

2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности. [7]

Если исходить из такого понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц «в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [8]». Это определение является достаточно широким, так как под него подпадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля. Более того, в последнее время в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования.

Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой [1].

Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной (деловая корреспонденция и документация) и устной (деловая речь). Последняя является основой коммуникации в бизнесе, или деловом общении.