Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Сущность и особенности конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) степень реализации собственных интересов, достижение целей,

2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Уклонение (избегание, изъятие). Эта форма поведения выбирается, когда человек не хочет утверждать свои права, сотрудничать, чтобы принимать решение, воздерживается от выражения своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль подразумевает тенденцию избегать ответственности за решения. Такое поведение возможно, если результат конфликта для индивида не особенно важен, или если ситуация слишком сложная, и разрешение конфликта требует от своих участников большой силы или у человека нет силы для разрешения конфликта в его пользу.

Конфронтация, конкуренция характеризуются активной борьбой человека за свои интересы, используя все доступные средства для достижения своих целей: использование власти, принуждение, другие средства давления на противников, использование зависимости других участников от нее. Ситуация воспринимается индивидуумом как чрезвычайно важная для него как вопрос победы или поражения, которая предполагает жесткое отношение к противникам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Соблюдение, адаптация. Действия индивида направлены на поддержание или восстановление благоприятных отношений с противником путем сглаживания различий за счет собственных интересов. Такой подход возможен, когда вклад индивидуума не слишком велик или когда объект несогласия более важен для противника, чем для индивидуума. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значительна, если более важно поддерживать хорошие отношения с противником, чем защищать свои интересы, если у человека мало шансов на победу, малость.

Сотрудничество означает, что человек активно участвует в поиске решения, которое удовлетворяет всех участников взаимодействия, но не забывая о своих собственных интересах. Ожидается открытый обмен мнениями и интерес всех участников конфликта к разработке общего решения. Эта форма требует позитивной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, и решение проблемы важно для всех, то при таком подходе можно в полной мере обсудить вопрос, возникшие разногласия и выработку общего решения с учетом интересов всех участников.

На компромиссе действия участников направлены на поиск решения путем взаимных уступок, разработку промежуточного решения, которое подходит обеим сторонам, в которых никто не выигрывает, но и не проигрывает. Этот стиль поведения применим при условии, что противники имеют одинаковую силу, имеют взаимоисключающие интересы, у них не так много времени, чтобы найти лучшее решение, они удовлетворены промежуточным решением в течение определенного периода времени.


Стили избегания и уступок не подразумевают активного использования конфронтации при разрешении конфликта. В конфронтации и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием для решения проблемы. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, породивших его, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества полностью реализует эту задачу. С уклонениями и соблюдением, разрешение конфликта отложено, и сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может только привести к частичному разрешению конфликта, поскольку остается довольно большая область взаимных уступок, и полностью причины не устранены.

Переговоры представляют собой широкий аспект общения, который охватывает многие области деятельности человека. В качестве метода разрешения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических методов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнить определенные условия:

- наличие взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

- отсутствие существенной разницы в возможностях (силе) субъектов конфликта;

- этап развития конфликта соответствует возможностям переговоров;

- Участие в переговорах сторон, которые могут реально принимать решения в сложившейся ситуации.

Считается, что целесообразно вести переговоры только с теми силами, которые имеют власть в нынешней ситуации и могут влиять на исход события. Есть несколько групп, интересы которых затрагиваются в конфликте:

- первичные группы - затрагиваются их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешных переговоров,

- вторичные группы - их интересы затронуты, но эти силы не стремятся открыть проявление своего интереса, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил, стоящих за внешним проявлением одного конфликта, является «югославский кризис».

Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо подготовиться к ним: вести диагноз состояния дел, выявлять сильные и слабые стороны сторон в конфликте, прогнозировать расстановку сил, выяснять, кто будет вести переговоры и какую группу они представляют.

Помимо сбора информации, на данном этапе необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах. В связи с этим необходимо ответить на такие вопросы:


- Какова основная цель переговоров?

- Какие альтернативы доступны? Действительно ведутся переговоры для достижения наиболее желательных и приемлемых результатов;

- Если соглашение не будет достигнуто, как это повлияет на интересы обеих сторон?

- В чем заключается взаимозависимость противников и как она выражается извне?

Также разрабатываются процедурные вопросы: где лучше вести переговоры? Какая атмосфера ожидается на переговорах? хорошие отношения с противником важны в будущем?

Второй этап переговоров - первоначальный отбор позиций (официальные заявления переговорщиков). Этот этап позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать противникам, что их интересы известны вам, и вы принимаете их во внимание; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Третий этап переговоров - найти взаимоприемлемое решение, психологическую борьбу.

На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их реализация может повлиять на интересы другого участника. Противники представляют факты, полезные только для них, заявляют, что у них есть всевозможные альтернативы. Здесь возможны различные манипуляции и психологическое давление на лидера, чтобы всячески использовать инициативы. Цель каждого из участников - достичь равновесия или небольшого доминирования.

Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика. На этом этапе уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает затягиваться, напряжение увеличивается, и требуется некоторое решение. Несколько недавних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти этот вопрос. Но для конфликтующих сторон важно четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их главной цели (см. Предыдущую таблицу) и которые сводят на нет всю предыдущую работу.

Председательствующий судья, используя предоставленную ему власть, регулирует последние разногласия и ведет стороны к компромиссу.

Исходя из вышесказанного, можно дать общие рекомендации по управлению конфликтами и стрессами в команде ООО «Logistic Centr»:

1. признать существование конфликта, т.е. признать существование противоположных целей, методов противников, идентифицировать самих этих участников. Практически эти проблемы не так-то просто решить, достаточно сложно признать и сказать вслух, что вы находитесь в состоянии конфликта с сотрудником по какой-то проблеме. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, но нет открытого признания, каждый выбирает свою собственную форму поведения и влияния, с другой, но нет совместной дискуссии и выхода из сложившейся ситуации.


2. определить возможность переговоров. После признания существования конфликта и невозможности его решения «в движении» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, какие переговоры с или без посредника и кто может быть посредником, одинаково подходящим как для стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров. Определите, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. указать время, место, порядок ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. принять согласованное решение. Рассмотрев ряд возможных вариантов, с взаимным обсуждением и при условии, что стороны придут к соглашению, целесообразно представить это общее решение в письменной форме: коммюнике, резолюции, соглашения о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или критических случаях документы оформляются после каждого этапа переговоров.

5. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием продуманного и скоординированного решения, а затем ничего не происходит и не меняется, то эта ситуация может стать детонатором других, более мощных и затяжных конфликтов. Причины, которые вызвали первый конфликт, не исчезли, а только усилились с невыполненными обещаниями. Повторные переговоры будут намного сложнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные в рамках этой работы, позволяют сделать выводы из теоретического и практического плана.

Потенциальные причины конфликтов в организациях - общие ресурсы, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей и плохое общение.

К потенциальным негативным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального духа, высокая текучесть кадров, ухудшение социального взаимодействия.

При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например, более глубокую работу по поиску решений, различным мнениям и улучшению сотрудничества в будущем.

Структурные методы разрешения конфликта связаны с эффективной интеграцией структуры управления организации.

Существует несколько межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, компромисс, принуждение и решение проблем. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, требующих разнообразных мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновением этих взглядов, чтобы найти решение, приемлемое для всех сторон. Наиболее эффективные организации часто применяют стиль решения проблем в разрешении конфликта.


Существуют разные определения конфликта, но все они подчеркивают существование противоречия, которое принимает форму несогласия, когда дело касается взаимодействия людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяется как отсутствие соглашения между двумя или более сторонами - отдельными лицами или группами.

Отсутствие согласия связано с наличием различных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако, как уже отмечалось, оно не всегда выражается в форме видимого конфликта или конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто вынуждены каким-то образом преодолевать разногласия и вступать в открытое конфликтное взаимодействие.

Чем точнее определение основных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Очень желательно, чтобы партнерам удалось согласовать свои идеи о том, как определить конфликтную ситуацию. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

Согласование интересов может дать лучшие результаты, чем согласование позиций, поскольку противоположные позиции имеют противоположные, а также совпадающие интересы. Следовательно, решение может быть найдено путем нахождения совместных или совпадающих интересов.

Регулирование конфликта еще не является его решением, поскольку основные структурные компоненты конфликта остаются. Однако все регламентирующие действия являются либо предпосылками для разрешения, либо моментом этого процесса. Решением конфликта является его окончательный этап.

Отсутствие согласия связано с наличием различных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако, как уже отмечалось, оно не всегда выражается в форме видимого конфликта или конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто вынуждены каким-то образом преодолевать разногласия и вступать в открытое конфликтное взаимодействие.

Начало конфликта связано, по крайней мере, с тремя условиями:

1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другой стороне посредством физических действий, демаршей, заявлений и т. д .;