Файл: Особенности договора розничной купли - продажи».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 972

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договор найма-продажи до перехода права собственности на товар к покупателю подпадает под действие норм ГК РФ об аренде имущества. Так, покупатель до перехода к нему права собственности на товар пользуется в отношении его некоторыми правами. [5]

Правила об аренде применяются в случае, если иное не вытекает из существа обязательства из договора розничной купли-продажи. В частности, покупатель не обязан платить арендную плату, так как цена товара и порядок оплаты товара устанавливаются договором розничной купли-продажи, законом или иными правовыми актами.

Как правило, право собственности переходит к покупателю с момента оплаты товара в полном размере. Однако соглашением сторон может быть установлено, что право собственности переходит к покупателю с момента оплаты части цены товара.

Таким образом, из всего вышесказанного мы видим, что законодатель в ГК РФ раскрыл достаточно большое число разновидностей договора розничной купли-продажи. Нужно отметить, что в моей курсовой работе, рассмотрены лишь виды данного, а не договоры розничной купли-продажи различными видами товара (продовольственных товаров, алкоголя, лекарственных средств и др.), которые не следует смешивать.

Рассмотрев виды договора розничной купли-продажи, можно перейти к рассмотрению правового положения сторон договора: продавца и покупателя.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ – ПРОДАЖИ

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОДАВЦА

Анализ определения договора розничной купли-продажи, находящийся в ГК РФ позволяет сделать вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар, все остальные обязанности являются производными из неё. Рассмотрим некоторые из них:

Итак, ГК РФ предусматривает, что товар должен быть передан:

- в определенном месте (ст.499 ГК РФ).

- вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК РФ).

- в определенном количестве, (ст.465 ГК РФ).

- в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,

- установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).


- свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).

- в таре и упаковке, (ст.481 ГК РФ).

Продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:

1) информация об изготовителе (исполнителе);

2) информация о товарах.

Первый информационный блок "информация об исполнителе" в соответствии со ст.9 Закона "О защите прав потребителей" должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

Второй информационный блок – предоставление покупателю необходимой и достоверной "информации о товаре" предлагаемом к продаже (п.1 ст.495 ГК РФ). Это общее положение конкретизируется в ст. 10 Закона "О защите прав потребителей". Применительно к розничной купле-продаже она в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары.

- сведения об основных потребительских свойствах товаров.

- цену и условия приобретения товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом.

- место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;

- информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

1. Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона "О защите прав потребителей").

2. Отказаться от исполнения договора в случае:

- неявки покупателя (или не совершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ).


- неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

- отказа покупателя принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).

- неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ).

Я рассмотрела основные обязанности продавца, которые, на мой взгляд, имеют наиболее важное значение для определения правового статуса данного субъекта договора.

Итак, проанализировав их, мы можем прийти к выводу, что обязанностей у продавца в гражданском законодательстве намного больше, чем прав, и на самом же деле он гораздо более уязвим, нежели покупатель. И это легко понять после рассмотрения правового положения покупателя-потребителя. Правовое положение покупателя сводится к длинному ряду прав, и всего лишь к двум обязанностям. Итак, перейдем к непосредственному изучению правового положения покупателя.

2.2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ

Покупателем по договору розничной купли-продажи может быть любой гражданин, приобретающий товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Анализируя статьи ГК РФ, касающиеся розничной купли-продажи, можно выделить две основные обязанности покупателя – оплата и принятие товара.

При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают, т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

Законодатель дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора.

Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д[6].

Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов, к примеру такие как право: на помощь в выборе товара, проверять цену товара (по сопроводительным документам).


Покупатель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Покупатель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке[7].

Покупатель имеет право на судебную защиту своих прав, которая осуществляется судом.

Иски о защите своих прав могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства; либо в месте заключения или исполнения договора.

В ст.503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

Лицо, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками[8].

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

У покупателя существуют определенные в законе сроки предъявления требований в отношении недостатков товара

Покупатель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.


В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.