Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Синтезируя социально-экономические процессы, можно раскрыть инновационные практики и традиции тех или иных явлений, происходящих в обществе. Многообразие форм собственности является одним из основополагающих принципов рыночной экономики, поэтому одной из главных задач при переходе от одной экономической системы к другой в России было разгосударствление и приватизация собственности.
Важно понять насколько экономические последствия данных процессов получили правовую оценку и выражение в социуме. Двунаправленность исследования имеет целью восполнить существенную особенность экономического института приватизации государственного и муниципального имущества и определить насколько данное явление имеет в праве институциональную форму и значение. Необходима обратная связь экономики и права, состоящая в изучении экономического смысла в совершенствовании регулирования экономики правом.
Рассматривая социально-экономическое значение приватизации, необходимо исходить из конструкции «экономико-правового института», которая смогла бы проанализировать выгоду от процесса приватизации государственного и муниципального имущества в виде положительного эффекта - разгосударствления государственного и муниципального имущества, и отрицательного - в виде применения санкций в случае неправомерных действий со стороны субъектов, участвующих в правоотношениях данного рода.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества следует понимать переход государственной и муниципальной собственности к физическим или юридическим лицам. Термин приватизации был определен Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»[1] и далее Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[2]. С этих законодательных актов начинается отсчет положительных и отрицательных последствий приватизированного имущества огромного количества россиян. Стоит отметить, что в 90-е годы были допущены многочисленные нарушения прав, особенно несовершеннолетних.
Формулируя цель приватизации - разгосударствление, в государственных документах преследовались следующие задачи:
- обеспечить равноправие различных форм собственности;
- демонополизировать производство;
- урегулировать и гармонизировать доходы различных групп и слоев населения;
- перераспределить доходы и имущество, создать класс собственников;
- развить фондовый рынок.
Все это достигалось различными способами проведения приватизации:
- продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
- продажа предприятий на аукционе;
- продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
- выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
Сущность приватизации можно выразить через эффективность законодательства различных и дополняющих друг друга смыслов. Во-первых, следует рассматривать теории и методы оценки эффективности законодательства о приватизации, во-вторых, оценить эффективность реализации долгосрочных программ, поставленных государством. С одной стороны, приватизация является явлением, которое замедляет темпы расширения государственного сектора экономики, с другой же стороны, это передача (полная или частичная) права собственности на средства производства или имущественные ценности в собственность частных лиц или организаций.
Фактически эффективность законодательства квалифицируется юридическими фактами, имеющими эпохальное значение для экономического развития страны.
Приватизация должна оказаться инструментом по повышению эффективности объектов хозяйствования, а также механизмом усиления конкуренции экономики.
Содержанием приватизации является объем прав и обязанностей производителей и предприятий, которые имеют своей целью строительство рыночной экономики. В связи с этим социально-экономические задачи приватизации можно сформулировать следующим образом:
- реализовать решения по эффективной работе предприятий;
- перенести бремя правительственных расходов на налогоплательщиков;
- отказаться от государственной монополии и создать условия гражданского общества, правового и социального государства, бороться с монополиями;
- повысить инициативность населения как реальных собственников и катализаторов развития экономики;
- увеличить доходы населения и, соответственно, платежеспособность;
- привлечь работников предприятий и организаций к управлению капиталами;
- поддержать малое предпринимательство и т.д.
В современном мире можно выделить по крайней мере два типа приватизации, различие между которыми обусловлено наличием (отсутствием) системных преобразований с точки зрения перехода от одной конкретной системы хозяйства к другой. Полнота осуществления поставленных задач в разных типах приватизации, реализация управленческих решений имеет ключевое значение.
Нормы закона о приватизации должны предусматривать возможные проблемы реализации права в отношении процессов разгосударствления и варианты оценки правомерного решения проблем. Российское законодательство колеблется между крайностями - от нормоустановлений одновариантного безальтернативного исполнения до правомочий, исполняемых в произвольном порядке.
Определяя воздействие норм о приватизации на общество, следует оценить правовые, финансовые и экономические последствия для прав, интересов, экономических выгод и возможностей лиц, физических и юридических, а также последствия для органов публичной власти вследствие действия нормы[3].
Результатами приватизации с точки зрения социально-экономических последствий следует выделить следующие:
- Массовая продажа государственной собственности по минимальным ценам.
- Обесценивание приватизированной собственности.
- Продажа имущества в отдельные руки.
- Отсутствие механизма защиты владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.
- Уменьшение ВВП страны из-за занижения стоимости активов приватизированных предприятий.
- Недополучение федеральным бюджетом средств за проданное имущество из-за неверного установления цены.
- Фактический отказ от проведения оценки эффективности деятельности большей части предприятий.
- Проблемы в реализации права на приватизацию, коррупционные схемы.
- Создание узкой прослойки богатых собственников, усиление внутренних противоречий, расслоение общества.
Вследствие вышеуказанного были созданы частные монополии, которые пришли на смену централизованному планированию. Отсутствие системного подхода в проведении приватизации в России, короткие сроки, установление цели как выработки рыночных механизмов хозяйствования привели к социальной и экономической неэффективности приватизации в стране.
Результатом стали неучтенные интересы большинства населения, неравенство, сопровождаемое снижением доходов. В 2018 году, согласно Ро с стату, доходы сократились на 0,2 %, это означает, что россияне в реальном выражении продолжают беднеть. Что значит в «реальном выражении»? Другими словами, фактический рост зарплаты или иного дохода обесценивается инфляцией, в результате товары и услуги дорожают быстрее. То есть номинальная (без учета инфляции) зарплата растет, а количество и качество товаров, которые можно купить за данную сумму, падают. Зачастую зарплата не растет, и возможность покупать различные товары 9 снижается еще сильнее, поэтому приходится переходить на дешевые продукты и отказываться от некоторых услуг.
Динамика падения реальных доходов с 2014 по 2018 год выглядит следующим образом:
Рис. 1. Динамика падения реальных доходов (2014 - 2018 г.).
Рис 2. Статистика по роста рельных доходов в % (2000-2018 г.).
По итогам 2018 года доходы населения находятся на уровне 2009-2010 годов. Рост относительно 1999 года чуть более, чем в 2 раза.
Рис. 3. Статистические данные Росстата (1999 – 2018 гг.).
Хотя цифры падения до уровня 2009 года выглядят достаточно драматичными сами по себе, некоторые экономисты 11 % называют слишком оптимистичным, ссылаясь на то, что Росстат часто завышает «бумажные» цифры.
К примеру, цифры средней зарплаты в 42 тыс.рублей по стране выглядят не соответствующими объективной реальности и не сходятся со статистикой других ведомств, равно как и официальный показатель инфляции в 4 % по 2018 году вызывает большие вопросы.
При этом в 2019 году реальные доходы мало того, что продолжат падать, но и ускорят свое падение. Из-за повышения НДС до 20 % ЦБ ожидает «существенного повышения инфляции»[4].
По итогам приватизации можно отметить, что у большинства населения не было капитала для приобретения акций предприятий по рыночным ценам, отсутствовала социальная защищенность работников предприятий, снизился рост развития социальной инфраструктуры. В ряде случаев было намеренное разорение предприятий и, как следствие, переход акций в руки определенных слоев населения.
Таким образом, благодаря приватизации был преодолен дефицит товаров в стране и обеспечена конвертация рубля, однако усиления конкуренции в экономике не произошло.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1 Приватизация как трансформация государственной или муниципальной собственности в частную собственность
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Данное понятие указано в ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»[5]. Гражданский кодекс РФ в статье 217 трактует похожее понятие приватизации. Положения ГК о приватизации применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное[6].
Приватизация бывает двух видов: приватизация государственной и муниципальной собственности и приватизация жилья. Для каждого вида приватизации принят соответствующий федеральный закон, который регламентирует принципы и способы, порядок данной приватизации. Для государственного и муниципального имущества действует указанный выше закон, а для приватизации жилья был принят Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Рассмотрим подробнее приватизацию государственной или муниципальной собственности. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, но не все юридические и физические лица могут приобрести государственное или муниципальное имущество. Законом установлены ограничения,. например для государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля публично-правовых образований превышает 25 процентов, юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет[7]. Правительство России утвердило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы. Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 ФГУПов, доли участия государства в десяти ООО, более тысячи объектов другого имущества государственной казны. Согласно документу, поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества ожидаются в 2017-2019 годах в размере 5,6 миллиарда рублей ежегодно[8].