Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собственники государственного и муниципального имущества - Россий­ская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функ­ции собственника осуществляют: Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы исполнительной власти субъек­тов РФ; органы местного самоуправления.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

  1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ еже­годно на очередной финансовый год.
  2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принима­ется Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации фе­дерального имущества.
  3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом спо­собом.
  4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана привати­зации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая[9].

Используются следующие способы приватизации государственного и му­ниципального имущества:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, либо в общество с ограниченной ответственностью.
  2. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, либо на специализированном аукционе.
  3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.
  4. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ.
  5. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
  6. Продажа государственного или муниципального имущества без объявле­ния цены.
  7. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
  8. Продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления[10].

Теперь рассмотрим вопросы, касающиеся приватизации жилья. Приватиза­ция жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Россий­ской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту брони­рования жилых помещений. Бесплатная приватизация жилых помещений явля­ется бессрочной[11].


Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотрен­ных законом в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих на это право лиц[12].

Не все жилые помещения подлежат приватизации. Не подлежат приватиза­ции жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за некоторыми исключениями, указанными в законе.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется догово­ром передачи, заключаемым органами государственной власти с гражданином. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и госу­дарственная пошлина не взимается. Каждый гражданин имеет право на привати­зацию жилого помещения один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственни­ками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после до­стижения ими совершеннолетия[13].

Преимущества приватизации для собственника: снимаются ограничения на распоряжение имуществом; приватизированная квартира может передаваться по наследству; выселить владельца можно только при предоставлении аналогично­го жилья или возмещении его стоимости; можно сделать перепланировку при получении необходимых согласований; квартира в собственности может слу­жить залогом для ипотеки; можно прописывать и выписывать людей по своему желанию.

Есть у приватизации жилых помещений и недостатки: владелец ежегодно платит налог на недвижимость; ежемесячно нужно оплачивать капитальный ре­монт многоквартирного дома, причем тарифы постоянно повышаются; при от­сутствии завещания право на квартиру нанимателя получают все законные наследники.

Порядок приватизации жилья таков, что заявитель обращается в местную администрацию, ее представители заключают с инициатором договор о привати­зации. Он вместе с пакетом документов в дальнейшем передается в Росреестр, регистрирующий права на жилье. В администрации документы рассматривают 2 месяца. Росреестр регистрирует права в течение 10 дней. Если приватизация одобрена, то заявитель подписывает договор о передаче квартиры в собствен­ность. Завершением процедуры считается внесение записи о смене владельца в ЕГРН.


В январе 2016 г. глава Министерства строительства и ЖКХ сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%. Процент приватизированных квартир в Хабаровском крае на тот момент составлял 76,5%. Однако на 2019 год в РФ осталась некоторая доля неприватизированного жилья (в Москве, например, около 400 тысяч неприватизированных квартир).

Но, какие бы существенные плюсы не были у приватизации, некоторая до­ля людей прибегает к процессу деприватизации.

Деприватизация - возврат жилья государству после проведенной ранее приватизации. Передача эта исключительно добровольная, основана на личном желании собственника. Квартира после этой процедуры может быть предостав­лена в пользование на основе договора социального найма.

Расприватизация - принудительный возврат квартиры в государственную собственность по судебному решению. То есть, договор признается недействи­тельным на основании нарушения законодательства или самой процедуры[14].

В государственную (муниципальную) собственность нельзя вернуть следу­ющее жилье: полученное по наследству; являющееся объектом договора мены или купли-продажи; обремененное залогом или арестом; если уже после прива­тизации в квартиру были прописаны жильцы.

Имеется два мотива, которыми руководствуются граждане при проведении данных процедур. Первый из них сводится к тому, что многие владельцы квар­тир не желают нести материальную ответственность по выплате налогов на жи­лье. Второй причиной осуществления деприватизации может стать ущемление одного из собственников квартиры в его правах при приватизации. В данном случае решение о возврате принимается в судебном порядке.

В отличие от приватизации, деприватизация проводится довольно быстро - по закону заявка рассматривается в течение месяца, однако на практике выходит так, что процедура осуществляется в течение нескольких дней. Для передачи жилья в собственность государства его владельцам необходимо предоставить в органы местного самоуправления соответствующие документы. Проведение де­приватизации не возвращает собственникам жилья права повторной приватиза­ции данного дома или квартиры либо приватизации другого жилья. Процедура эта необратима, однако за владельцами квартиры закрепляется право на прожи­вание в ней на основании договора социального найма.

Таким образом, мы видим, что процесс приватизации продолжается до сих пор. Любой человек, который до сих пор не приватизировал жилье, в котором он проживает, может это сделать бесплатно и бессрочно, но лишь единожды (если не сделал это в несовершеннолетнем возрасте). Для государственного и муници­пального имущества имеется множество способов приватизации, можно как по­лучить имущество на аукционе, так и преобразовать унитарное предприятие. В научной работе также была затронута тема деприватизации, то есть следует го­ворить о том, что приватизация не является окончательной.


В завершении следует присоединиться к суждениям о том, что правовое ре­гулирование приватизации, как и в целом института права собственности «направлены на обеспечение потребностей экономических и социальных преоб­разований в России и установление баланса частных и публичных интересов»[15].

2.2 Проблемы приватизации

Отделение местного самоуправления от государственного управления и децентрализация экономики, привело к выделению муниципальной собственности как особой формы собственности, отличной от государственной и частной, но признаваемой и защищаемой Конституцией Российской Федерации наравне с иными формами собственности. Обретение местным самоуправлением как формой публичной власти определенной самостоятельности в решении вопросов местного значения предопределило необходимость экономической самостоятельности муниципальных образований и устойчивости источников финансирования реализации местных полномочий. Основополагающим признаком муниципального образования выступает муниципальная собственность. Она играет важную роль в механизме регулирования социально-экономических отношений на территории муниципальных образований и в современных условиях становится основным внутренним ресурсом городского развития. В соответствии с действующим законодательством муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления и представлена как сочетание трех групп объектов: имущество, находящееся в собственности муниципального образования, имущественные права, средства местного бюджета[16]. Одним из источников пополнения местного бюджета является приватизация муниципального имущества.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ): «Приватизация - это процедура передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества[17].

В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается «возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности <....> муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц».


Другим основным нормативным актом, регулирующим исследуемые отношения, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[18].

Необходимо отметить, что в указанный закон №159-ФЗ в 2013 г. были внесены существенные поправки[19], направленные на поддержку СМСП. Их основная часть касается выкупа арендованной недвижимости, находящейся, в том числе, в муниципальной собственности, указанными субъектами. Были сняты ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений, планируемых к приватизации.

Право на преимущественный выкуп предоставлено было изначально на помещения, арендуемые не менее 2­х лет по состоянию на 1 июля 2013 г., летом 2018 г. данные ограничения были сняты[20]. Разрешен выкуп помещений, запрещенных к приватизации и предназначенных для оказания имущественной поддержки СМСП, если лицо арендует это имущество по состоянию на 1 сентября 2012 г. не менее 5 лет и оно включено в перечень таких помещений также не менее 5 лет. Те, кому ранее было отказано в выкупе по вышеназванным причинам (несоответствие площади, срока аренды, запрет на выкуп) могут повторно обратиться с заявлением о выкупе (кроме случаев, когда имущество выставлено на торги или унитарным предприятием заключен договор о его отчуждении).

Также СМСП могут теперь обжаловать установленную оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости. При этом на время обжалования срок заключения договора купли-продажи данного объекта приостанавливается. При приобретении имущества в рассрочку ее минимальный срок ее должен составлять не менее 5 лет. Действие льготного периода приватизации недвижимости было продлено до 1 июля 2015 г. Летом 2018 г. были сняты и эти ограничения, и льготная приватизация стала бессрочной[21]. Местные власти могут устанавливать льготы по аренде для СМСП, занимающихся не только социально значимыми, но и иными приоритетными видами деятельности.

В целом внесенные изменения открыли широкие возможности для приобретения муниципального имущества СМСП в неограниченном количестве помещений на любую общую совокупную площадь.

Кроме того, данные отношения регулируются муниципальными правовыми актами. Так, например, в г. Челябинске к таковым относятся: