Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
- Решение Челябинской городской Думы от 26.05.2009 г. № 3/16 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
- Решение Челябинской городской Думы от 29.06.2010 г. № 15/5 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск»;
- Решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 г. № 37/5 «Об утверждении Порядка приватизации муниципального имущества в городе Челябинске»;
- Распоряжение Администрации города Челябинска от 07.10.2013 г. № 6055 «Об утверждении критериев определения целесообразности приватизации муниципального имущества и отсутствия необходимости использования данного имущества для муниципальных нужд».
Существует несколько способов приватизации муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
2) продажа муниципального имущества на аукционе;
- продажа находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ;
- продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажа муниципального имущества без объявления цены;
- внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
- продажа находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Вопросами приватизации муниципального имущества занимаются специально уполномоченные на это органы местного самоуправления. В городе Челябинске таковым является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям (далее - Комитет), являющийся структурным подразделением Администрации города.
Основными целями приватизации муниципальной собственности в городе Челябинске являются[22]: повышение эффективности управления муниципальным имуществом, оптимизация его структуры; создание условий для роста социально-экономической эффективности деятельности приватизируемых муниципальных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных капиталах) которых находятся в муниципальной собственности и могут быть приватизированы; - пополнение бюджета города Челябинска доходами от приватизации муниципального имущества.
Для достижения данных целей Комитетом составляется Прогнозный план приватизации на календарный год с указанием способов приватизации и доходов местного бюджета в результате проведенных мероприятий.
Так, в течение 2016 года из Прогнозного плана было приватизировано 15 объектов, в том числе[23]: 12 объектов - субъектами МСП, арендующими приобретенное ими муниципальное имущество; 3 объекта - в порядке, предусмотренном Законом № 178-ФЗ (2 нежилых помещения по результатам открытых аукционов и приватизация МУП «Челябавтотехэксперт» (преобразовано в ООО «Челябавтотехэксперт»). По состоянию на 01 января 2017 г. осталось не реализовано 27 объектов муниципальной собственности, в том числе 25 объектов недвижимого имущества, 2 пакета акций, которые планировалось реализовать в течение 2017 - 2018 годов.
За указанный период было объявлено 6 аукционов по продаже 14 объектов недвижимого имущества, выставленных неоднократно. В связи с отсутствием заявок торги были признаны несостоявшимися.
На 2016 год было запланировано поступление денежных средств в размере 150,0 млн. рублей, фактически в бюджет города поступило 92,3 млн. рублей, что составило 62 %.
В течение 2017 года приватизировано 24 объекта, в том числе: 16 объектов - субъектами МСП, из них 2 объекта недвижимого имущества, включенных в Прогнозный план, 14 объектов недвижимого имущества без включения в Прогнозный план; 8 объектов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ[24], из них 7 объектов недвижимого имущества по результатам открытых аукционов, в частности, МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Челябинска» преобразован в АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Челябинска».
По состоянию на 31 декабря 2017 г. остались не реализованными 1 пакет акций АО, а также 14 объектов муниципальной собственности, в отношении которых были проведены открытые аукционы, которые в связи с отсутствием заявок были признаны несостоявшимися.
На 2017 год было запланировано поступление денежных средств в размере 94,0 млн. рублей, фактически в бюджет города поступило 69,5 млн. рублей, что составило 74 %.
Анализ конкретных показателей ежегодных прогнозных планов приватизации муниципального имущества в г. Челябинске и результатов их реализации за 2016-2017 годы показал, что они не выполняются, точнее, выполняются в очень незначительных объемах (в среднем на 54%). Большая часть приватизируемых объектов становится собственностью арендующих их субъектов МСП, что и обеспечивает основной доход в бюджет города от приватизации в целом (более 90%).
Причинами низких темпов приватизации муниципального имущества являются: неудовлетворительное состояние большинства приватизируемого муниципального имущества; снижение спроса со стороны потенциальных покупателей муниципального имущества.
Объекты, приватизация которых не была осуществлена в 2017 году, а также объекты, планируемые к приватизации в 2018 году, были включены в Прогнозный план приватизации муниципального имущества в городе Челябинске на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Кроме того, в рамках создания условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) Комитетом осуществляется отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого СМСП.
В соответствии с федеральным законодательством субъекты МСП имеют преимущественное право на приобретение арендуемого ими же имущества, не включенного в утвержденный перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП (данный перечень в г. Челябинске утвержден уже упомянутым нами Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 г. № 3/16)[25].
Комитет в этом случае обеспечивает проведение независимой оценки имущества в срок, не превышающий двух месяцев с даты получения заявления, принимает решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, а также направляет заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в 10-тидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае несоответствия заявителя критериям СМСП, а также в случае невозможности отчуждения имущества в соответствии с законом, Комитет в 30-дневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Исходя из обобщенной информации, можем сделать вывод, что приватизация муниципального имущества в г. Челябинске реализуется не очень успешно. Ежегодные прогнозные планы приватизации не выполняются, точнее, выполняются в очень незначительных объемах (в среднем на 54%). Большая часть объектов приватизируемых объектов становится собственностью арендующих их субъектов МСП, что и обеспечивает основной доход в бюджет города от приватизации в целом (более 90%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:
1. На сегодняшний день определение «приватизация» указанно законодателем в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором говорится, что «приватизация государственного и муниципального имущества - это отчуждение имущества, возмездное, которое находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц».
2. Благодаря приватизации был преодолен дефицит товаров в стране и обеспечена конвертация рубля, однако усиления конкуренции в экономике не произошло.
3. Следует присоединиться к суждениям о том, что правовое регулирование приватизации, как и в целом института права собственности «направлены на обеспечение потребностей экономических и социальных преобразований в России и установление баланса частных и публичных интересов».
4. Исходя из обобщенной информации, можем сделать вывод, что приватизация муниципального имущества в г. Челябинске реализуется не очень успешно. Ежегодные прогнозные планы приватизации не выполняются, точнее, выполняются в очень незначительных объемах (в среднем на 54%). Большая часть объектов приватизируемых объектов становится собственностью арендующих их субъектов МСП, что и обеспечивает основной доход в бюджет города от приватизации в целом (более 90%).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 01 января 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 28. - Ст. 959
- Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях тотчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03 июля 2018 г.) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.Белов В. А. Гражданское право. Том III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. 1189 c.
- Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145.
- Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145.
- Федеральный закон от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145. 06.07.2018.
- Федеральный закон от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145. 06.07.2018.
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // в Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 4. Ст. 251.
- Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 2002. - N 16
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. № 16. 26.01.2002.
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. № 16. 26.01.2002.
- Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03 июля 2018 г.) // Российская газета. № 158. 24.10.2019
- Распоряжение Администрации города Челябинска от 07.10.2013 г. № 6055 «Об утверждении критериев определения целесообразности приватизации муниципального имущества и отсутствия необходимости использования данного имущества для муниципальных нужд». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Челябинска.
- Виноградов В. А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М. : ИНИОН РАН, 1998. 120 с.
- Ерошкин А.К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 604.
- Ерошкин А.К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 604.
- Игнатов В. М. Приватизация государственной собственности в РФ : проблема правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 19 с.
- Калачева Т.Л. Перспективы развития гражданского законодательства России: институт права собственности // основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность: Сб. науч. тр. / под ред. проф. Н.Т. Кудиновой. - Хабаровск: изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2012. - Вып. №6. - 145 с.
- Камышанский В. П. Приватизация предприятий. Право собственности. М.: А-Приор, 2009. 336 с.
- Кашанин А. В. Понятие и правовая природа приватизации // Правоведение. 2000. № 2. С. 113—121.
- Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования / Общество и право. 2014. №3. С. 135-139.
- Муниципальное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Е.В. Авраамова [и др.]; под общ. ред. В. А. Виноградова. М., 2015. - 406 с.
- Новикова С. В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 100. С. 510.
- Отчет о выполнении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества в городе Челябинске за 2016 год
- Отчет о выполнении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества в городе Челябинске за 2017 год
- Пащенко А. В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право. 2012. № 2. С. 14-19. н
- Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / Под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. -у 448 с.
- Рассолова Т.М. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 847 c.
- Решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 г. № 37/5 «Об утверждении Порядка приватизации муниципального имущества в городе Челябинске» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Челябинской городской Думы. - URL: http: //www.chelduma.ru
- Решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 г. № 37/5 «Об утверждении Порядка приватизации муниципального имущества в городе Челябинске» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Челябинской городской Думы. - URL: http: //www.chelduma.ru
- Решение Челябинской городской Думы от 26.05.2009 г. № 3/16 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего иредпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Челябинской городской Думы. - URL: http://www.chelduma.ru
- Сайт Школа инвестора [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://investorschool. ru/realnye-doxody-naseleniya-rossii-dinamika-s-2000-po-2017
- Шатрова О. В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях: дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. 117 с.
- Экономико-правовые институты регулирования регионального развития Российской Федерации: монография / Н.М.Казанцев, Е.М. Бухвальд, А.Р.Бахтизин и др.; под ред. Н.М.Казанцева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ЗАО «Гриф и К», 2013. С. 160
- Интернет - газета Lenta.ru. Правительство утвердило план приватизации на 2017-2019 годы - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/02/15/privatization/ (дата обращения 24.10.2019).
-
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 28. - Ст. 959 ↑
-
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 2002. - N 16 ↑
-
Экономико-правовые институты регулирования регионального развития Российской Федерации: монография / Н.М.Казанцев, Е.М. Бухвальд, А.Р.Бахтизин и др.; под ред. Н.М.Казанцева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ЗАО «Гриф и К», 2013. С. 160 ↑
-
Сайт Школа инвестора [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://investorschool. ru/realnye-doxody-naseleniya-rossii-dinamika-s-2000-po-2017 (дата обращения: 24.10.2019) ↑
-
О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) // Собрание Законодательства РФ. - 2001. - № 4 - Ст. 251; 2018. - № 27 - Ст. 3954. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание Законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2018. - № 32. - Ст. 5132. ↑
-
О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) // Собрание Законодательства РФ. - 2001. - № 4 - Ст. 251; 2018. - № 27 - Ст. 3954. ↑
-
Интернет - газета Lenta.ru. Правительство утвердило план приватизации на 2017-2019 годы - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/02/15/privatization/ (дата обращения 24.10.2019). ↑
-
Рассолова Т.М. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 847 c. ↑
-
О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) // Собрание Законодательства РФ. - 2001. - № 4 - Ст. 251; 2018. - № 27 - Ст. 3954. ↑
-
О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 28 - Ст. 959; 2017. - № 52 - Ст. 7922. ↑
-
О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 28 - Ст. 959; 2017. - № 52 - Ст. 7922. ↑
-
О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 28 - Ст. 959; 2017. - № 52 - Ст. 7922. ↑
-
Рассолова Т.М. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 847 c. ↑
-
Калачева Т.Л. Перспективы развития гражданского законодательства России: институт права собственности // основные тенденции государственного и общественного развития России: история и современность: Сб. науч. тр. / под ред. проф. Н.Т. Кудиновой. - Хабаровск: изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2012. - Вып. №6. - 145 с. ↑
-
Ерошкин А.К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 604. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 01 января 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. ↑
-
Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03 июля 2018 г.) // Российская газета. № 158. 25.07.2008. ↑
-
Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145. ↑
-
Федеральный закон от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145. 06.07.2018. ↑
-
Федеральный закон от 03.07.2018 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. № 145. 06.07.2018. ↑
-
Отчет о выполнении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества в городе Челябинске за 2017 год ↑
-
Отчет о выполнении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества в городе Челябинске за 2016 год ↑
-
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации гсосударственного и муниципального имущества» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. № 16. 26.01.2002. ↑
-
Решение Челябинской городской Думы от 26.05.2009 г. № 3/16 «Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего иредпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Челябинской городской Думы. - URL: http://www.chelduma.ru (дата обращения 24.10.2019 г.). ↑