Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Коренные изменения, которые произошли, в следствии, перехода нашей страны от плановой, командно-административной модели экономики к рыночной системе экономических отношений возникла необходимость сформировать конкурентную рыночную среду, демонополизацию экономики, построение новых отношений собственности.
Механизмом данных экономических перемен должна была стать приватизационная реформа. Цель данной реформы заключалась в преобразовании государственной собственности посредством отдачи государственного имущества в собственность, собственно говоря, частную, а именно в собственность граждан и юридических лиц.
Приватизация представляет из себя определенный способ передачи имущества из публичной в частную собственность, данная процедура имеет прямую связь с изъятием достаточно объемной величины объектов, которые находились в собственности публичной, в силу отличительной формирования прежней, национализированной экономики.
Уже на протяжении нескольких десятилетий являются достаточно актуальными, вопросы, связанные с приватизацией публичного имущества. Присутствие и частного и публичного интереса к данной сфере указывает нам на важность этой деятельности. Государство, с одной стороны, имеет стимул и интерес в таких аспектах как пополнение бюджета, развитие экономики и увеличение конкурентоспособности, а также привлечение инвестиций и освобождение от тяжести содержания имущества, которое требует довольно таки больших затрат. А собственники приватизированного имущества, с другой стороны, имеет стимул и интерес в таких аспектах как получение права управлять самостоятельно приватизированным имуществом, и в свою очередь извлекать максимально большую выгоду при его эксплуатации, но только лишь в случае, если таковые объекты были приватизированы в целях предпринимательской деятельности.
Целью данной работы является исследование понятия и значения приватизация.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты приватизации;
- изучить социально-экономическое значение приватизации государственного и муниципального имущества;
- рассмотреть приватизация как трансформация государственной или муниципальной собственности в частную собственность;
- выявить проблемы приватизации.
Объект исследования – приватизация.
Предмет исследования – выявить понятия и значение приватизации.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Понятие «Приватизация публичной собственности»
Большинство авторов считают то, что приватизацию следует определять в двух смыслах — в юридическом и экономическом.
Экономисты понимают приватизацию как определенную деятельность, которая противоположна национализации, вот только при ней действия совершаются наоборот, а именно возникает переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация представляет, из себя, механизм экономики, который допускает и разрешает государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом рентабельность регулирования имущества, является одним из основных факторов для осуществления приватизации и национализации.
Давайте посмотрим, откуда же берет свое начало термин «приватизация». Итак, данный термин своими корнями уходит во Францию, где указанно, что с французского языка privatization, но который, появился от латинского pnvatus, и можно определить, как «частный».
Правовед В. М. Игнатов определяет сущность приватизации, как в широком, так и в узком смысле. «Приватизация в широком смысле рассматривается как один из институтов управления экономикой через сокращение государственного сектора и повышение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Понимание приватизации в уже узком смысле можно показать, как не что иное, как - мероприятия по снижению роли государства и увеличению роли частного сектора в деятельности или во владении имуществом».
Как могли бы мы с вами заметить, данное определение содержит в себе парочку очень важных аспектов: во-первых, здесь приватизация показана как определенный процесс, который имеет протяженность по времени, а никак не на один раз; во-вторых, приватизация понимается не только как выдача собственности та, что является государственной в руки частные, а еще как структурированное разделение двух, процессов, которые, стоит отметить, имеют достаточно тесную взаимосвязь между собой. А именно это первое, снижение масштабов деятельности государства, ну и увеличение роли частного сектора.
В общем и целом, приватизацию экономисты чаще всего трактуют как деятельность, которая является прямо противоположной такой деятельности как национализация, а также при которой начинается переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация представляют собой определенный и очень важный механизмами экономики, который позволяет государству принимать активное участие в экономических отношениях. Стоит также заметить один очень важный момент, главным фактором для совершения приватизации оказывается результативность управления имуществом.
Как ни странно, но конкретного и общего определения данного термина нет даже в юридической науке. Если же брать такие отрасли права как гражданское и земельное право, то проанализировав их мы заметили, что они не имеют общих взглядов насчет определения понятия «приватизация» и его содержании. Рассмотрим по данному поводу позицию О. В. Шатрова, «в научной литературе термин «приватизация», со времен первого упоминания, претерпел различные изменения в части его смысловых границ, что в конечном счете привело к тому, что появился целый ряд сформулированных положений, в которых содержатся обширное или же, наоборот, узкое его толкование в соответствии от целей и задач, поставленных авторами перед собой».
Существует такое мнение, которое следует принять во внимание, а именно, что приватизация является определенной деятельностью. К примеру, как отмечает правовед В. П. Камышанский, «приватизация является возмездной, конечно если иное не было предусмотрено законом, сформированной, упорядоченной, а также целенаправленной деятельностью по предоставлению в собственность граждан и юридических лиц объектов государственной и муниципальной собственности, реализуемая по решению и при личном участии специальных, уполномоченных на то, органов в конкретное время, в установленном порядке и формах».
Но в то же время, С. В. Новиковой считает, что следует более досконально сформулировать понятие «приватизация». Так, например, ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что «основанием появления гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления». Правовед С. В. Новикова считает, что «приватизация государственного и муниципального имущества - это определенный комплекс мероприятий направленных на возмездное отчуждение имущества, которое находится в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть, как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности»68. Учитывая данное определение мы можем почеркнуть дальнейшие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объект составляет имущество, которое находится в собственности Российской Федерации (или же иначе мы можем назвать его федеральным имуществом), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; изъятием имущества; возмездность или же иначе говоря платность отчуждения; покупатели представляют собой физические и юридические лица; имущество, которое находилось в собственности публичной теперь относится к собственности частной.
Правовед А. В. Пащенко остановил свое мнение на точно такой же точке зрения. Он считает, что доктринальное определение приватизации иногда имеют свойство немного отличаться от законодательно закрепленной дефиниции69. Одни, российские и зарубежные ученые, формулируя понятие приватизация, имеют ввиду, не только, именно, сам процесс передачи публичного имущества, а также конечно и реализацию целого ряда мероприятий по уменьшению влияния госсектора и соответственно — по укоренению позиций частного сектора в экономике и усилению предпринимательской деятельности в стране. Другие, считают, что приватизация государственного и муниципального имущества - это особого назначения форма управленческой деятельности, комплекс координированных, упорядоченных и целенаправленных действий субъектов приватизации, направленных на передачу объектов государственной и муниципальной собственности в частную.
Понятие приватизация, предполагается, что содержит в себе всего лишь только общественные отношения, которые в свою очередь носят конкретно возмездный характер. Для получения прав собственности гражданам, а также юридическим лицам следует взять во внимание сделку приватизации.
Как мы уже выяснили ранее, определение приватизации существует как в узком, так и в широком смысле. Так, например правовед А. В. Кашанин представляя приватизацию в широком смысле выражает ее как «уменьшение сферы влиянии государства, при предоставлении в частные руки определенные области общественных отношений»70. Что же касается приватизации в узком смысле, то ее данный правовед определяет как «точно определенные действия, которые направленны на предоставление конкретного имущества из государственной собственности в частные руки».
Вообще такое явление как приватизация, мы считаем, что следует определять по-разному: во-первых, можно ее определить как то, что это переход права собственности на имущество непосредственно от государства к частным лицам, но стоит отметить, который является санкционированным самим государством, во-вторых, можно ее определить как определенную и узаконенную форму отчуждения государственной собственности, а также как некий способ конкретного приобретения права частной собственности. Возвращаясь к правоведу А. В. Кашанину, следует отметить то, что он утверждает, что термин «отношение приватизации» представляет собой научную абстракцию, так как на данный момент до сих пор нет единого однородного именно такого отношения. Так в процессе приватизации появляется множество правовых связей между всяческими субъектами, обладающими разного рода правовой природой.
Гражданские права, среди которых право собственности, имеют особенность начинаться как из договора, так и из иной сделки, как из актов полномочных органов, так и из судебных решений, которые установили эти права. Как мы уже ранее говорили и теперь, подытожив, скажем еще раз, что под приватизацией понимают двустороннюю сделку, и обосновывается это тем, что для нее обязательно нужна воля обеих сторон. Но и не следует понимать приватизацию только исключительно как вид гражданско- правовой сделки, такое нужно заметить, запрещено. Договор приватизации не предусматривает полноту его свободы.
В таких правоотношениях объекты бывают заблаговременно известны, а субъекты подвластны не столько гражданскому законодательству, сколько условиям специальных нормативно-правовых актов.
Рассмотрим определение термина «приватизация», которое дает правовед В. А. Белов «под приватизацией понимается отчуждение вещей из государственной или муниципальной собственности, очень нужных для публично-правового образования, в частную».
Исходя из этого, мы видим, то, что подход к определению приватизации, как и усовершенствование приватизационного законодательства в основной степени обуславливаются: во-первых, ситуацией в государстве; во-вторых, экономическими целями, преследуемыми им при отчуждении своего имущества. Соответственно способы реализации такого отчуждения, а именно способы приватизации, достаточно прочно связаны с целью приватизации. Законодатель, в процессе совершенствования данного института в России, к определению «приватизация» подходил по-разному.
На сегодняшний день определение «приватизация» указанно законодателем в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором говорится, что «приватизация государственного и муниципального имущества - это отчуждение имущества, возмездное, которое находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц».