Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
При всем разнообразии жанров и сюжетов пьесы Шекспира имеют общие черты, и это создает в нашем воображении вид их создателя. У каждого, кто знаком с произведениями Шекспира, есть свое ощущение его художественной индивидуальности. Даже тот, кто не владеет методами литературного анализа, чувствует, что трагедии Софокла или Расина отличаются от пьес Шекспира. И так же достаточно обычного художественного чутья, чтобы не спутать комедию Мольера или Гоголя с комедией Шекспира.
В чем же заключаются особенности, присущие пьесам Шекспира?
Шекспир создает напряженно драматическое и поэтично, вдохновляемое видение жизни. Каждая пьеса представляет собой мир в миниатюре: она дает картину не куска действительности, не отдельных сфер ее, а именно целого мира.
Фабула пьесы разворачивает большой цепь событий, охватывающих важнейшую полосу в жизни героев. Рядом с главным действием происходят побочные события, что является или вариантом основной коллизии, или фоном, что создает контраст по отношению к последней. В течение пьесы судьба основных действующих персонажей решается полностью, или они находят свое счастье, или погибают.
Действие пьес тесно сплетена с характерами. Хотя фабула, как правило, данная Шекспиру историей или литературой, герои пьес не марионетки, подчиняются сформированном сюжета, а живые человеческие образы. Характеры разнообразно проявляют себя в жизненных ситуациях, возникающих по мере развития событий. Многоплановость действия органично сливается главных действующих персонажей, охваченных сильными личными мотивами - страстью, принципу, жаждой жизненных благ, стремлением утвердить себя в жизни.
Пьесы Шекспира - совершенное воплощение всех видов поэзии: эпоса, лирики и драмы; они органично слиты с средствами сценического искусства - звучным словом, пластикой движений, красочностью театрального зрелища, вокальной и инструментальной музыкой, наконец, хореографией. Они - наиболее доступной той эпохе воплощение синтеза искусств.
В сложном сочетании разнообразных художественных элементов является поэтический драматизм - неразрывность драмы и поэзии, самые высокие эмоциональные эффекты достигаются средствами драматического изображения жизни, и самые высокие эмоциональные эффекты, обусловленные несравненным по лирической силе выражением духовной жизни человека.
Круг вопросов, поднятых в "Гамлете", охватывает едва ли не все существенное в жизни - природу человека, семью, общество, государство. Трагедия отнюдь не дает ответы на все поставленные в ней вопросы. Такого намерения у Шекспира и не было. Уверены ответы на проблемы легко даются при нормальном состоянии общественной и личной жизни. Но когда возникает критическая ситуация, появляются возможности различных решений, и уверенность сменяется сомнениями, какое из них следует выбрать. "Гамлет" - художественное воплощение именно таких критических моментов жизни. Поэтому, я думаю, бесполезно спрашивать: "Что хотел сказать своим произведением Шекспир?". "Гамлет" невозможно свести к одной всеобъемлющей формулы. Шекспир создал сложную картину жизни, что дает повод для различных умозаключений. Содержание "Гамлета" шире событий в нем происходят.
К тому же мы и сами расширяем содержание произведения, перенося сказанное в нем на более близкие и понятные нам жизненные ситуации, уже не похожи на те, которые изобразил Шекспир.
Трагедия не только богата мыслями сама по себе, но она побуждает к мысли, что в ней прямо не высказанные. Это один из тех произведений, что удивительно стимулируют мышление, возбуждают в нас творческое начало. Мало кто остается не тронутым трагедией. Для большинства она остается тем личным достоянием, о котором каждый чувствует себя вправе судить. Поняв Гамлета, проникшись духом великой трагедии, мы не постигаем только мысли одного из лучших умов; "Гамлет" - один из тех произведений, в котором выражена самосознание человечества, осознанием им противоречий, желание преодолеть их, стремление к совершенствованию, непримиримость ко всему, что враждебно человечности.
Список использованной литературы
- Аникст А.А., Первые издания Шекспира. М., "Книга", 1994, 160 стр.
- Аникст А.А., Шекспир. Ремесло драматурга. М., "Советский писатель", 1994, 608 стр.
- Аникст А.А., Трагедия Шекспира "Гамлет". Лит. Коммент.: Кн. Для учителя. ? Г.: Просвещение, 1986. ? 124 стр.
- Макалін Г.В., Михальска Н.П., История английской литературы. Підр. пособие для студентов педагог. ин-тов и фак. иностр. языков. К., "Высшая школа", 1997. - 528 стр.
- Мальцев В.Г., Художественная литература. К.: Образование, 1996. - 319 стр
- Шрейдер В.А. Хрестоматия по зарубежной литературе. К.: Образование, 1992. - 616 стр.
- Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. ? М., 1995.
- Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Герой и его время. М., 1994.
- Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. - К., 1991.
- Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения / Пер. Спасской В.М и Фриче В.М. – М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1899; М.: Алгоритм, 1999. – 734 с.
- Блум Х., США. Научная монография. "Западный канон: книги и школы веков". – М.: Иностранная литература, 1996.
- Гарин И. Шекспир // Гарин И. Пророки и поэты. В 7 т. – М.: Терра, 1994. – Т. 6.
- Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир.– 2-е изд., перераб. и доп. – Л.; М.: Искусство, 1966. – 350 с.
- Левит Т. Сто сорок семь строк Шекспира [в рукописи пьесы А. Мандэя «Сэр Томас Мор] (Публикация) // Театр. 1941. №4. С. 132–136.
- Морозов М. Шекспир: 1564–1616. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1956. – 214 с. («Жизнь замечательных людей»)
- Пинский Л. Шекспир. – М.: Худож. лит., 1971. – 606 с.
- Смирнов А.А. Шекспир. – Л.; М.: Искусство, 1963. – 192 с.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1978–1985.
- Урнов Д.М. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии: В 2 т. Т. 1. – М.: Рипол классик, 1998. – 784 с.
- Шведов Ю., Эволюция шекспировской трагедии – М., 1975.
- Шенбаум С. Шекспир: Краткая документальная биография / Пер. А.А. Аникста и А.Л. Величанского, Вступ. ст. А.А. Аникста – М.: Прогресс, 1985. – 432 с.