Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
Трагедия “Ромео и Джульетта” созвучна всему периоду творчества Шекспира своей антифеодальной направленностью и прославлением молодой любви. Но если в комедиях этого периода любовь сметает все препятствия, то в здесь это столкновение приводит к трагическому исходу. Главное препятствие для пылкой и верной любви Ромео и Джульетты – родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте необычайно поэтична и внутренне музыкальна.
“Отелло” – трагедия ревности, которую Шекспир назвал “зеленоглазым чудовищем”; но в то же время это и трагедия обманутого доверия. “Отелло”, может быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и в этом произведении главное – вера в человека. Дездемона действительно “чиста, как небо”, и Отелло убеждается в этом. В то же время в “Отелло” остро и своеобразно ставится вопрос о равенстве людей независимо от их национальности или цвета кожи.
Многогранно и содержание трагедии “Король Лир”. На первом плане – сложные взаимоотношения отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере двух семей: короля Лира с его дочерями и герцога Глостера с его сыновьями. Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт событиям и характерам типичность.
Последняя из великих трагедий Шекспира, “Макбет” (1606 г.), основана на старинной шотландской легенде. В ней снова ставится вопрос о губительном влиянии единоличной власти, и особенно – борьбы за власть. Великолепно показано пробуждение совести в душе леди Макбет. Ещё сильнее звучит в этой трагедии Шекспира его постоянная тема – тема справедливого возмездия.
3.2. Поэтический взгляд на мир.
Значительная часть работ о "Гамлета" написана так, будто это произведение представляет собой простой документ, в котором изложена история гибели Датского принца; исследуются события, причины поступков, психология героев. Казалось бы, это самый верный путь, если Шекспир - художник жизненной правды. Но при этом нельзя забывать, что он - художник, писатель, создавший произведение из древнего предания, что дошел до него, собственных наблюдений и мыслей о жизни. Надо помнить, что "Гамлет" в самом точном смысле слова произведение, это нечто, созданное художником, а не простая фиксация фактов, имевших место в действительности. Если мы воспринимаем "Гамлета" как картину жизни и его героя как живого человека, то это результат большого, почти непостижимого искусства, что было присуще такому гению, как Шекспир. Много ошибок критиков происходили от того, что они забывали о эти простейшие истины.
Для того чтобы правильно понять смысл произведения, необходимо знать, как он написан. Простой прием - сначала разобрать содержание, а затем форму произведения часто приводит к неправильному пониманию смысла. Надо, прежде всего, помнить, что произведение искусства не равнозначен действительности. Это отражение ее, достигнутое особыми средствами. Много ошибок в толковании "Гамлета" происходят от того, что в пьесе видят такое же отражение жизни, которое дают пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького. И они дают отнюдь не непосредственное натуралистическое изображение действительности, а что касается Шекспира, то его художественный метод в корне отличается от метода, лежащего в основе реалистичных драм нового времени.
Первое заметное отличие "Гамлета" от драм наших времен, заключается в том, что пьеса написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир переложил в стихи повседневную речь. "Гамлет" - поэтическая драма в полном смысле слова. B основе трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира одухотворяет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете. Для поэтического взгляда на мир хранит немало чудесного и фантастического. Из необыкновенного, чуда и начинается трагедия, появляется Призрак. В каком мире живет Датский принц? Здесь верят в духов, призраков, колдовство, в том, что планеты влияют на судьбы людей. Мир, изображенный в трагедии, не вполне похож на нынешние представления о жизни и люди, живущие в нем, мыслят иначе, чем мы - поэтическими образами и понятиями.
Дело не в том, что трагедия Шекспира написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественным.
3.3. Место действия.
Кажется, ясно: место действия Эльсинор, резиденция датских королей. В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал данником датской короны. Читателя не покидает ощущение, что за исключением упоминаний, что перед нами Дания, ничего специфически датского в трагедии нет. Шекспир намеренно приближал действие к понятий зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы ни происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда "Англия, омытая морями", и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане.
Впечатление безошибочное, и Гете объяснил его: герои Шекспира прежде всего люди. Художник так тонко и точно уловил общечеловеческое в героях, которых он вытащил из римской истории, скандинавской саги и итальянских новелл, что, за редкими исключениями, место действия воспринимается обобщенно. Это было еще более отчетливо заметно в театре Шекспира, где спектакли шли без декораций и актеры играли в современных костюмах.
Когда происходят события трагедии? В дохристианские времена легендарного Гамлета или в эпоху Шекспира? Зная, как обстоит дело в пьесах Шекспира с местом действия, мы уже на пути к ответа и на вопрос о времени действия. Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставлять "Гамлета" в театре. Его играли как трагедию, которая происходит в средние века, в эпоху Возрождения, в париках и фіжмах XVIII века, во фраках и мундирах, в костюмах нашего времени. Суть трагедии оставалась неизменной.
И все-таки несмотря на все то, общечеловеческое, вложенное в трагедии, что актуально для всех времен, "Гамлет", конечно, произведение именно той эпохи, когда он впервые появился на сцене. На трагедии лежит незгладима печать Ренессанса, когда ярко расцвела индивидуальность и еще живая была героика единоличного подвига. Люди, изображенные в трагедии, не скованы традиционной моралью. Конечно, существовала государство со всем его аппаратом принуждения. Такой была монархия королевы Елизаветы I, таково и государство, возглавляемая Клавдием. Но это был еще не тот абсолютизм, что подавляет отдельную личность и до мелочей регламентирует жизнь и быт всех сословий. Для части общества, для его верхушки сохранялась и индивидуальная воля, которая была присуща дворянской вольности. Вместе с тем культура Возрождения породила такую самосознание личности, которой не могло быть в средние века. Хотя дословные привилегии еще сохранялись, гуманизм установил новые критерии оценки человека, что имели в основе личные достоинства, независимо от происхождения. Переходный характер времени сказывается и на образе героя трагедии. В Гамлете есть рыцарство, унаследованное от старого времени, и приверженность принципам гуманизма, возникшая в новую эпоху. Вне этим сообщением образ Гамлета не может быть верно понят.
3.4. Пьеса как целое.
Поразительная черта "Гамлета" - взаимосвязь всех частей, единство всей драматического действия. Все, что происходит на сцене в конечном счете "работает" на главный конфликт. Разнообразие внешних обстоятельств действия в "Гамлете" впечатляющая. Здесь много всего: от наивных религиозных представлений о потустороннем мире до незначительных бытовых подробностей. Пышность и торжественность дворцовой обстановки, где решаются судьбы государства и частных лиц, меняются картиной семейной жизни; то мы видим одну из галерей дворца, то каменную площадку, где стоят ночные стражи; зрителям показано придворное представления актеров и мрачное зрелище кладбища.
Разнообразна не только внешняя обстановка действия, но и ее атмосфера; Шекспир любит такие контрасты: придворное праздник окрашены в мрачные тона, а сцена на кладбище начинается шутками. Порой мы вместе с героем оказываемся на таинственной грани бытия, за которой начинается потусторонний мир, и зрителя охватывает мистическое чувство; а то наоборот, он сразу же становится свидетелем сцен вполне реальных.
В целом, однако, дух трагедии определяется тем, что в ее зачині убийство с целью захвата власти, а в течение всего действия обычная дворцовая обстановка: подслушивание, слежка, подозрения, хитрости, коварные ловушки, заговор.
"Гамлет" - трагедия не только в том смысле, что судьба героя оказывается несчастливой. В трагедии изображается зло в самых разнообразных проявлениях - предательство, коварство, убийства. Шекспир и ранее, даже в оптимистический период творчества, показывал различные виды зла, носители его появлялись и в некоторых его комедиях, но в конечном счете добро всегда торжествовало. В произведениях первых двух периодов зло изображалась как сила неправомерна. В "Гамлете" зло выступает как господствующая сила жизни. "...Быть честными при том, каков этот мир, - говорит Гамлет Полония, - это значит быть человеком, выуженным из десяти тысяч" (II, 2, 178 - 179). Когда Розенкранц, прикрывая свое и Гільденстерна лицемерие, пытается уверить Гамлета, что "мир стал честен" (II, 2, 241-242), принц решительно возражает: "Так, значит, близок судный день; но только новость ваша неверна" (II, 2, 243-244).
Честность - самое важное качество в отношениях между людьми. Она заключается в прямоте, правдивости, добросовестном отношении друг к другу и отсутствия всякого лукавства. Ответ Гамлета имеет два значения - общее, потому что он на примере матери и Клавдия уже сделал свой вывод о том, каков этот мир, и - частное, что относится непосредственно к его прежних товарищей по университету. Гамлет сразу заподозрил, что они явились к нему непросто так. По сравнению с Клавдием их безчесність незначительная, но она приводит Гамлета на мрачный вывод: бесчестье охватило весь мир.
Трагедия Шекспира представляет собой не только изображение общества, пораженного злом. Уже самые ранние пьесы-хроники: "Генри VI", "Ричард III", а также "Тит Андроник" давали такую картину. "Гамлет" - трагедия, глубочайший смысл которой заключается в осознании зла, в стремлении постичь его корни, понять различные формы его проявления и найти средства борьбы против него. Художник создал образ героя, потрясенного до глубины души открытием зла. Но не только герой, вся трагедия проникнута таким духом.
Шекспир отнюдь не смотрит на происходящее глазами бесстрастного наблюдателя. Это произведение выражает сознание художника, глубоко взволнованного зрелищем ужасов жизни, что открылись ему во всей их страшной силе. Пафос трагедии составляет возмущение против всесилия зла. Именно с таким чувством Шекспир создавал свой трагический шедевр.
Никакие элементы формы не могут рассматриваться сами по себе, отдельно от художественно целого. Каждый формальный элемент содержательный, его невозможно оторвать от идейного содержания произведения. С другой стороны, духовное богатство великого произведения обусловлено обилием художественных средств, примененных Шекспиром при создании "Гамлета".
Заключение
В заключении хочется подвести итоги по первоначальным целям моей работы. В ходе курсовой я выяснила:
- Понять, кто же такой был этот человек – Шекспир – это гений Эпохи Возрождения, писавший шедевры, оставшиеся в наших умах навсегда. Это был великолепный человек, ставший популярным и сохранившим свою актуальность на протяжении веков.
- Чем Шекспир зацепил современников – Современников, помимо гениальности, он привлек тем, что о нём мало биографических данных и считалось, что Шекспир не автор своих строк. Все понимали, как стали популярны его сонеты, что решили присвоить себе его произведения. У него были завистники и подражатели, фанаты и озлобленные писатели. «Весь мир – театр!», Эту мысль Шекспира разделяло большинство его современников. Для них эта фраза была наполнена глубоким и сложным содержанием. Произведения Шекспира ставят острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер. В комедиях Шекспира много искреннего веселья, радости жизни, переливающей через край. Но еще существеннее другая сторона комедий Шекспира – воплощенный в них идеальный мир светлых и благородных чувств любви, дружбы, верности, щедрости, великодушия.
- Узнать и рассказать, в каких отношения находился герой с литературными коллегами той эпохи – О взаимодействии и взаимовлиянии сказано немного, но благодаря книге Аникста я выписала, что Шекспир порой писал пьесы, помогал писать их другим. Антиподами Шекспира были и Бэкон Ф., Мильтон Д.. но все же они вдохновляли друг друга своими произведениями и идеями, на основе их противоположности и строилась их гениальность. Шекспир был недооценен своими современниками, зато оценен нами, его поколением.
- Находился ли У. Шекспир на верхушке художества эпохи Возрождения – Шекспир – наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.
Шекспир свободнее и глубже поэтических образов. Это свойство Шекспира сохраняется по сей день. Читаем ли мы его пьесы, смотрим ли их на сцене, наше восприятие их не ограничивается знакомством с событиями и героями. В нас возникает необъяснимое ощущение всей безраздельности жизни, мы как бы вздымаемся на высоту, с которой испытывается то, что в будничности от нас скрыто.