Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
Введение
Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах конец XV – начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем, к примеру, в Италии, и у нее были здесь свои важные отличия. Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Естественно, первыми, кто стал выражать в книгах мысли и чувства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан. В начале XVI в. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора "Утопия". В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Книга Томаса Мора оказала огромное влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.
Тему Шекспира я выбрала потому, что спустя столько столетий он остается нужным и нераскрытым. Актуальность обеспечена тем, что многие любители Уильяма и его произведений так и не понимают, как вышел в люди их поэт и как складывались его жизненные и творческие пути.
Основные цели моей работы очевидны:
- Понять, кто же такой был этот человек
- Чем Шекспир зацепил современников.
- Узнать и рассказать, в каких отношения находился герой с литературными коллегами той эпохи, были ли у него антиподы
- Находился ли У. Шекспир на верхушке художества эпохи Возрождения.
Сразу хочется отметить, что английская эпоха Возрождения относится к– началу XIV– последняя четверть XVI века.
Мои исследования происходили на основе библиографических источников об Англии и всем, что связано с эпохой ренессанса. Конечно, не остались без внимания авторы произведений о Уильяме Шекспире. Именно на основе его идей складывалась вся моя работа и задачи. Так, например, книга Аникста: Шекспир.
Объектом моего исследования стал Уильям Шекспир. А предметом моих исследований стало понятие «взаимодействие» Шекспира и особых людей, имеющих влияние на драматурга. При написании работы я пользовалась методом литературного обзора, и методом сравнения, непосредственно видного в четвертой главе.
Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена как таковому главному герою моей курсовой – великому поэту и драматургу эпохи ренессанса. В первой главе я освящу читателя с его взглядами, идеями, развитием творчества и нелегкой судьбой. Вторая глава – глава его современников, их отношение к Шекспиру, их мировоззрения и творчество. В совокупности эти две главы дают мне третью, где объясняется их взаимодействие, взаимовлияние. Я выделила в особую категорию тех, чье влияние было самым сильным.
1. У. Шекспир
1.1 Биография У. Шекспира
Биографические сведения о Шекспире скудны и, часто, недостоверны. Шекспир был величайшим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество – вершина литературы эпохи Возрождения. Великий драматург говорил о вечном и неизменном – о человеке, поэтому он постоянно современен и востребован зрителем.
Шекспир Уильям (23.04.1564 – 23.04.1616), родился в городе Стратфорд-он-Эйвон. Его отец был ремесленником, перчаточником, в городе пользовался уважением, его даже один раз избирали мэром. В Стратфордской грамматической школе, где учился Шекспир, как и во всех других учебных заведениях этого рода, главным предметом изучения была латынь. Мы можем не сомневаться, что с начатками латыни Шекспир знакомился по "Латинской грамматике" Колета и Лили, так как существовал специальный королевский указ о том, чтобы этой книгой пользовались во всех английских школах как пособием в изучении латыни. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика, в его семье было трое детей. 27 ноября 1582 года канцелярией Вустерского епископства было выдано разрешение на брак Уильяма Шекспира с Энн Хетеуэй. Через полгода, 26 мая 1583 года, в стратфордской церкви состоялось крещение Сьюзен, дочери Уильяма Шекспира. Жена Шекспира была дочерью Ричарда Хетеуэя, богатого фермера из деревни Шотери, находившейся в двух милях от Стратфорда. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в труппу Р. Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. Покидая Лондон и поселяясь в маленьком провинциальном, городке, Шекспир поступал так, как советовал его любимый Монтень. "Наступил час, когда нам следует расстаться с обществом, так как нам больше нечего предложить ему. И кто не может ссужать, тот не должен брать и взаймы. Мы теряем силы; соберем же их и прибережем для себя... Сократ говорил, что юношам подобает учиться, взрослым – упражняться в добрых делах, старикам отстраняться от всяких дел, как гражданских, так и военных, и жить по своему усмотрению без каких-либо определенных обязанностей"[1].
Так и стал теперь жить Шекспир – без определенных обязанностей. В Стратфорде были его семья и земляки, с которыми он был связан многолетней дружбой.
В 1613 году его жене Энн Шекспир исполнилось пятьдесят семь лет. Ему было сорок девять. Они стали вместе доживать свой век. 25 марта 1616 года Шекспир подписал свое завещание, которое вызвало и вызывает столько споров и недоумений среди биографов великого драматурга.
Основную часть состояния Шекспир завещал своей дочери Сузанне Холл, жене врача. Другой дочери, Юдифи, он оставил 300 фунтов стерлингов деньгами и кубок из золоченого серебра. Жене своей Анне Шекспир он оставил кровать с матрацем, подушками, одеялами – и больше ничего. Правда, биографы утешают нас тем, что Анна Шекспир была всё равно обеспечена, так как получала по закону пожизненно третью часть доходов с недвижимой собственности покойного мужа. Кроме того, при покупке упомянутого нами дома в районе Блэкфрайерс Шекспир отдельной оговоркой в купчей крепости лишил свою жену права пользоваться доходами с этого дома. Все это как будто говорит о разладе, существовавшем между Шекспиром и его женой. Но, с другой стороны, стратфордские старожилы впоследствии рассказывали том, что Анна Шекспир перед смертью настойчиво просила, чтобы ее похоронили в могиле мужа. Если бы Шекспир был несчастен в семейной жизни, до нас, вероятно, дошли хотя бы смутные слухи об этом через устное предание. Шекспир оставил деньги на покупку кольца, эмблемы памяти и дружбы, Ричарду Бербеджу, а также двум другим товарищам по сцене, Хеминджу и Конделю, которые впоследствии, в 1623 году, выпустили первое собрание пьес Шекспира.
Джон Уорд, бывший священником в Стратфорде с 1662 по 1681 год, записал в своем дневнике (вероятно, со слов старожилов), что Шекспир, Бен Джонсон и поэт Драйтон выпили при встрече, что и явилось причиной смерти Шекспира. Биографы предполагают приступ грудной жабы – болезни, которой, кстати сказать, страдают многие актеры.
Шекспир умер 23 апреля 1616 года, как раз в тот день, когда ему исполнилось 52 года. Он похоронен в стратфордской церкви. Над могилой его написаны стихи, заклинающие не трогать его праха. Стихи над могилой Шекспира явились причиной того, что и сейчас прах его по-прежнему покоится в небольшом (насчитывающем около двенадцати тысяч жителей), но прославленном его именем городке Стратфорде и не перенесен в Вестминстерское аббатство.
1.2 Творчество У. Шекспира
Творческий ум отличается от обыкновенного ума тем, что он не только воспринимает прекрасное, но оно возбуждает в нем самом стремление творить. Такой ум был у Шекспира. Он жадно вбирал все, что могло помочь его искусству. Но он был не только должником. Взяв в долг, Шекспир отдавал сторицей. Шекспировское творчество приходится отчасти на конец царствования Елизаветы (1558-1603), отчасти на первое десятилетие правления Стюартов. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии "Укрощение строптивой" (1593 г.), "Сон в летнюю ночь" (1596 г.), "Много шума из ничего" (1598 г.), трагедия "Ромео и Джульетта" (1595 г.). В исторических хрониках "Ричард III" (1593 г.), "Генрих IV" (1597-98 гг.) запечатлен кризис феодальной системы. Углубление общественных противоречий обусловило переход Шекспира к жанру трагедии – "Гамлет" (1601 г.), "Отелло" (1604 г.), "Король Лир" (1605 г.), "Макбет" (1606 г.). Социально-политическая проблематика характерна для, так называемых, "римских" трагедий: "Юлий Цезарь" (1599 г.), "Антоний и Клеопатра" (1607 г.), "Кориолан" (1607 г.). Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию романтических драм "Цимбелин" (1610 г.), "Зимняя сказка" (1611 г.), "Буря" (1612 г.), носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Тонкое проникновение в психологию героев, яркая образность, общественное толкование личных переживаний, глубокий лиризм отличают эти поистине великие произведения, пережившие века, ставшие бесценным достоянием и неотъемлемой частью мировой культуры.
Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в "сонетном ключе". Любовь и дружба пока выступают, как в "Ромео и Джульетте", силой, утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди, как и разорванность сознания, воплощенная в принце датском. Шекспировский канон (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм, написанных преимущественно белым стихом. Они очень разнообразны по своему внутреннему характеру, в зависимости от того времени, когда они были написаны. Вместе с тем они относятся к самым различным существовавшим тогда драматическим жанрам.
В разные периоды своего творчества Шекспир избирал по преимуществу то те, то другие из этих жанров. Различают три периода творчества Шекспира.
Первый период характеризуется глубоким оптимизмом, преобладанием светлых, веселых тонов. Сюда прежде всего относится ряд жизнерадостных и живописных комедий Шекспира, нередко окрашенных сильным лиризмом: "Комедия ошибок" (1592-1593), "Укрощение строптивой" (1593-1594), "Два веронца" и"Бесплодные усилия любви" (1594-1595), "Сон в летнюю ночь": (1595-1596),"Венецианский купец" (1596-1597), "Много шуму попусту" (1598-1599), "Как вам это понравится" и "Двенадцатая ночь" (1599-1600).Одновременно с этим Шекспир создает серию своих "хроник": 2-ю и 3-ю часть "Генриха VI" (1590-1591), затем 1-ю часть "Генриха VI" (1591-1592), "Ричарда III" (1592-1593), "Ричарда II" (1595-1596), две части "Генриха IV" (1597-1598) и "Генриха V" (1598-1599). Хотя в этих пьесах нередко изображаются очень мрачные и жестокие картины, все же в них преобладает радостное утверждение жизни. Наконец к этому периоду относятся также три ранние трагедии Шекспира: "Тит Андроник" (1593-1594), "Ромео и Джульетта" (1594-1595) и "Юлий Цезарь" (1599-1600).
Во второй период, с 1600 по 1608 год, Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы. Почти регулярно по одной в год он пишет одну за другой свои трагедии: "Гамлет" (1600-1601), "Отелло" (1604-1605), "Макбет" и "Король Лир" (1605-1606), "Антоний и Клеопатра" (1606-1607), "Кориолан" и "Тимон Афинский" (1607-1608).
Наконец в третий период, с 1608 по 1612 год, Шекспир пишет почти исключительно трагикомедии, пьесы, в которых господствует мечтательное, лирическое отношение к жизни: "Перикл" (1608-1609), "Цимбелин" (1609-1610),"Зимняя сказка" (1610-1611), "Буря" (1612-1613). И лишь в самом конце он присоединяет к ним еще одну хронику – "Генрих VIII" (1612-1613). (Для целого ряда пьес Шекспира время их написания с полной точностью определить очень трудно. Добавим также, что некоторые из пьес не являются, вероятно, плодом единоличного творчества Шекспира. Возможно, например, что три части "Генриха VI", "Комедия ошибок" и "Тит Андроник" лишь переделки чужих пьес, а "Троил и Крессида", "Тимон Афинский", "Перикл" и "Генрих VIII" написаны им в сотрудничестве с другими авторами.)
Он был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходило крушение многовекового феодального строя и рождения буржуазного. Рост городов, возникновения денежного капитала, развитие товарного производства, образования мирового рынка, географические открытия - все это разрушало вековечные понятия. Был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новой науки, начал формироваться новое мировоззрение.
Предвестники нового мировоззрения, получили название гуманистов, противопоставив изучения человеческой жизни вере в божественное.
Возрождение родилось на рубеже XIII-XIV веков. Перед удивленным Мероприятием открылась забыта духовная культура, основанная на здоровом отношении к человеческой природы, свободной мысли. Раскопки руин Рима нашли скульптуры необыкновенной красоты. Возник культ античности. В ней увидели прообраз свободного человечества.
Шекспир отбил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами появляются как люди, еще склонны жить по старому, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не дает права строить свое благополучие на несчастьях других.
Герои пьес Шекспира - люди именно такого склада. Им свойственны большие страсти, могучая воля, безмерные желание. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого оказывается с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.
Вместе с тем у Шекспира нет идеальных героев. Он видел и отражал в созданных им образах сложность человеческой природы. Как и другим людям, ничто человеческое им не чуждо, в том числе слабости, заблуждения, ошибки и даже преступления. У Шекспира был великий дар видеть противоречия, свойственные людям. Именно это и сделало его драматургом. При этом он был далек от того, чтобы смотреть на поведение своих героев с точки зрения строгой морали. Шекспир четко изображал зло и добро, но при этом он не впадал в назидательность.
Все творчество Шекспира является выражением гуманистических идей в их самой глубокой и чистой форме. Шекспир раскрывает сущность человеческих характеров и отношений, причины и следствия человеческих поступков, предоставляя самим зрителям или читателям сделать из этого вывод. Он помогает нам шире и глубже понять жизнь; и тот вывод, который мы делаем, вытекает не из отдельных образов Шекспира, а из всего замысла его пьес, и в той широкой картины жизни и ее конфликтов, которая заключена в каждой из них.