Файл: Шекспиризмы вчера и сегодня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ШЕКСПИР И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Идеи современников

Рассмотрим поверхностно самых знаменитых современников У. Шекспира. Их творческие пути будут рассмотрены в последующих главах.

1. Бомонт, Френсис (1584-1616) Учился в Оксфорде, куда его отдали в надежде на то, что потом он станет духовным лицом. Карьера священника его не привлекала, и он перебрался в Лондон и вступил в юридическую корпорацию Иннер-Темпл. Написал пьесы «Женоненавистник» (1606) и «Рыцарь пламенеющего пестика» (1607).

2. Деккер, Томас (1572-1632) участник «войны театров», или как он сам её называл «поэтомахия». Один из соавторов трагедии «Сэр Томас Мор». Его перу принадлежат также пьесы «Праздник башмачника» (1599), «Добродетельная шлюха» (1604)

3. Мор Томас, английский писатель и государственный деятель, родился в 1478 г. В 1508 г. Эразм написал свое самое выдающееся произведение – «Похвалу Глупости» и посвятил книгу своему другу.

4. Френсис Бэкон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561 – 9 апреля 1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем – лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.

5. Джон Мильтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608, Лондон – 8 ноября 1674, Лондон) – английский поэт, политический деятель, мыслитель.

От средневековой литературы литература той эпохи отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Поэты Возрождения любили идеализировать предмет своего поклонения. Типичный пример такой идеализации – стихотворение современника Шекспира, поэта Бартоломью Гриффина. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.


2.2. Периоды творчества писателя.


Творческий путь Шекспира делится на три периода. В первый период (1591-1601) были созданы поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция", сонеты и почти все исторические хроники, за исключением "Генриха VIII" (1613); три трагедии: "Тит Адронік", "Ромео и Джульетта" и "Юлий Цезарь". Наиболее характерным для этого периода была веселая света комедия ("Укрощение строптивой", "Много шума из ничего" и др.) Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии стали сонеты Шекспира.

К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизма чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени. 154 сонета, созданных Шекспиром, сочетаются образом лирического героя, что воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей и свою палку и мучительную любовь к смуглого леди. Сонеты Шекспира - это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, свои противоречивые чувства; это - страстный монолог, гневно разоблачающий лицемерие и твердость, что царили в обществе, и протиставлячий им неизбежны духовные ценности - дружбу, любовь, искусство.

Суть жанра исторической хроники заключается в драматургическом изображении реальных лиц и событий национальной истории. В отличие от трагедий, где Шекспир в интересах общего замысла отходил от точного изображения исторических фактов, хроника характеризуется верным воспроизведением исторических событий, что, однако, предполагает художественный домысел и художественное преобразование материала.
Так же в первый период творчества наряду с историческими хрониками Шекспир создавал жизнерадостные, оптимистичные комедии, в которых человек выступает творцом своего счастья, преодолевая порой сложные драматические ситуации.

Второй период (1601-1608) ознаменован интересом к трагических конфликтов и трагических героев. Шекспир создает трагедии: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский". Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях "Троіл и Крессида" и "Мера за меру" усиливается сатирический элемент.

Для трагедий Шекспира характерно глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий своего времени. В драматургии Шекспира правдиво отражены социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Глубочайшие перемены в жизни, связанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму пришел новый буржуазный строй, - вот основа трагического у Шекспира. Историзм Шекспира - в понимании главных тенденций реальной борьбы, которая разворачивается между старым и новым, в раскрытии трагического содержания социальных отношений того времени. При всем своем наивно-политическом взгляде на мир Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.


Трагический герой Шекспира активен и способен к нравственному выбору. Он чувствует ответственность за свои действия. Если обстоятельства, противоречащие идеалам нравственности и нарушают их, то моральный выбор героя - в борьбе против обстоятельств, в непримиримости к злу, даже если это ведет к его собственной гибели. Наиболее ярко это проявилось в "Гамлете".

До третьего периода (1608-1612) относятся трагикомедии "Перикл", "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря", в которых оказываются фантастика и алегоризм. В последний период творчества Шекспир остается верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада в него уже не было. Не найдя воплощение в жизнь, идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира восприняли форму мечты о будущем, о прекрасный новый мир. Эта мечта, при отсутствии возможности реализации ее в действительность, воплощалась в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода.
В драмах третьего периода Шекспир обращается к смешению фантастики с реальностью, к фольклорным мотивам, до сказочных сюжетов и утопических ситуаций, в живописных сцен, разворачивающихся на фоне природы. В поздних трагикомедиях Шекспира царит лирико-героический начало, романтика исключительных событий. Этим пьесам свойственна тема противопоставления общества и природы. Жестких придворных нравов и идиллического сельского жизни. Однако разрыв с обществом является здесь формой морально-этической критики этого общества, а не призывом бежать от него. Не случайно, что герои возвращаются в общество, чтобы продолжать борьбу со злом.

Важной проблемой для Шекспира является проблема человеческого характера. В центре сюжета большинства драм Шекспира стоит личность, которая раскрывается в борьбе, что происходит в настоящем. Шекспир не дает предыстории своих героев.

2.3 Литература про Шекспира

От шекспировской эпохи (точная дата не установлена) дошла пьеса «Сэр Томас Мор». Возможно, в ее создании принял участие У. Шекспир. Есть рукопись этой пьесы, в которой имеется вставка величиной в 147 строк, вполне возможно, что они написаны рукой Шекспира, в этом случае до нас дошел автограф великого драматурга, а не только несколько образцов его подписей.

В 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном листе издания пьесы. То была комедия "Бесплодные усилия любви". А в следующем году вышла книжечка одного любителя литературы и театра Френсиса Мереза "Palladis Tamia, или Сокровищница ума". Она содержала обзор английской литературы, причем отечественные писатели сопоставлялись с древнеримскими и итальянскими авторами.


Одним из собирателей стал священник Томас Фуллер (1608-1661), окончивший Кембриджский университет. Написанная им "История знаменитостей Англии" (History of the Worthies of England) вышла в свет уже после его смерти (1662). Он еще застал в живых современников Шекспира и записал их рассказы. Они приведены в этой книге, и С. Шенбаум рассматривает степень их достоверности. Собрал разные сведения о Шекспире и выученик Оксфордского университета Джон Обри (1626-1697). По свидетельству знавших его, он был не слишком тщателен в проверке сведений, и собранные им предания о Шекспире точностью не отличались.

Итак, как при жизни Шекспира, так и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Что-то рассказывали о нем стратфордские старожилы, какие-то предания сохранились и передавались из поколения в поколение в актерской среде. Но ничего достоверного о жизни Шекспира не было известно. Серьезное изучение Шекспира началось в XVIII в. Появились литераторы и ученые, занявшиеся изучением жизни и творчества Шекспира. Первое почетное место в ряду их принадлежит драматургу Николасу Роу (1676-1718). В 1709 г. он издал собрание сочинений Шекспира, сопроводив его биографией поэта. Он собрал для нее разные сведения, как достоверные, так и сомнительные. Как бы то ни было, он создал первое связное жизнеописание Шекспира, легшее в основу всех последующих биографий. История установления биографии Шекспира описана в ряде трудов. Из них самый новейший и самый обстоятельный создан автором данной книги – известным американским шекспироведом Сэмом Шенбаумом. Это его "Шекспировские биографии" (Shakespeare's Lives. Oxford – New York, 1970). На восьмистах с лишним страницах здесь изложена вся история собирания материалов о жизни Шекспира. Как показывает Шенбаум, при восстановлении биографии Шекспира не обошлось без ошибок, хуже того, некоторые, скажем мягко, "энтузиасты" пытались восполнить недостаток материалов сфабрикованными ими "документами».

Хвалу Шекспиру воздали и другие современные ему поэты и драматурги. Ни у кого не было даже тени сомнения в том что он автор созданных им пьес, поэм и сонетов.

2.4 Шекспир в наши дни

Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. В титанических образах он запечатлел борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением. Лучшие произведения Шекспира идут на сценах наших отечественных театров. Они стали достоянием широкой публики. Большую известность приобрели фильмы Григория Козинцева "Гамлет" и "Король Лир". На тему "Ромео и Джульетты" Сергеем Прокофьевым написана музыка к одноименному балету. Исполнением роли Джульетты в Большом театре прославилась Галина Сергеевна Уланова. Алексей Бартошевич[2] говорил, что Шекспир пишет для будущего, и он был прав.


Кроме работы по Шекспиру, кабинет с 1938 года занимается изучением тех произведений западноевропейской классики, а также современной европейской и американской драматургии, которые идут на советской сцене. Из английских и американских драматургов следует прежде всего назвать: Шеридана, Гольдсмита, Шоу, Пристли, Лилиан Хелман; из французских – Мольера, Бомарше; из испанских – Лопе де Вега; из итальянских – Гольдони; из немецких – Шиллера; из скандинавских – Ибсена. Проводится работа и по античной драматургии.

Шекспир – наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.

Уильям был гением своей эпохи, насыщал дам слезами и восторгом. Спустя столько времени он не перестает быть знаменитым. Его пьесами зачитываются девушки 15 лет, очень любят семейные пары и люди, которые от души любят посмеяться. Я читала трагедии автора, читала комедии и вынесла из них много смысла. Ведь секрет успеха не только в сценическом мастерстве как таковом, но и в том, чтобы найти в драмах Шекспира те мотивы, которые отвечают самым важным запросам современности. Что же касается игры слов, то наш современный читатель более чем подготовлен к ее восприятию – была бы она переведена. Прочитав 66 сонет Шекспира, удивилась насколько современно он звучит, и в очередной раз пришла к выводу, что в мире ничего нового не происходит. На все времена одни и те же проблемы, те же страдания. А вы как думаете?

3. ЦАРЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПОЭТОВ

3.1 Хронология творческого пути Шекспира.

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.

Подлинная вершина творчества Шекспира – пять трагедий: “Ромео и Джульетта”, “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, и “Макбет”. Они поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Всё это позволяет им обретать новую жизнь во все последующие эпохи.