Файл: Налоговой контроль и налоговые проверки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее законодательного закрепления описанная практика до сих пор не получила.

Не лучшая ситуация складывается и в налоговом законодательстве РФ, которое не предусматривает обязанностей органов налогового контроля информировать правоохранительные ведомства о противоправной деятельности "фирм-однодневок". В то же время подобный информационный обмен весьма необходим для привлечения номинальных руководителей (директоров) и учредителей коммерческих организаций (компаний) к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных, в частности, ст. ст. 173.1 и 173.2 УК РФ. Хотя в Уголовном кодексе РФ сохраняются и другие статьи, обеспечивающие надлежащую квалификацию действий хозяйствующих субъектов, сотрудничающих с "фирмами-однодневками".

Возможности последних оказываются востребованными при совершении коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) мнимых сделок, (псевдо-)финансовых операций, включая незаконное "обналичивание" денежных средств, оборотной стороной которого выступает обмен неучтенных наличных денег на безналичные на расчетных счетах в аффилированных банках.

Ключевой задачей налоговых проверок является контроль за исполнением налоговых обязательств. Именно с помощью налоговых проверок исполняется контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов и сборов, который реализуется только путём сопоставления представленных налогоплательщиком налоговых деклараций с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности организации.

Налоговые проверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Они стоят на первом месте среди иных форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ).

Взаимосвязь различных форм налогового контроля можно представить в виде рисунка (Приложение 1).

Налоговые проверки включают в себя всю отчётность налогоплательщиков, которая в установленном порядке представляется в налоговые органы. В результате проверок отображаются все суммы налогов, штрафные санкции и пени, которые начислены специалистами налоговых органов. В то же время одной из важных составляющих информации, которая используется при проведении налоговых проверок, являются учетные данные и данные оперативно-бухгалтерского учёта о фактическом состоянии лицевых счетов налогоплательщиков. Если выявленные в ходе налоговых проверок фактические данные не соответствуют учетной информации в налоговом органе, то налогоплательщик будет привлечен к ответственности за несоблюдение налогового учета.


2.2 Организация контроля за «фирмами-однодневками» в отделе оперативного контроля ИФНС России по г. Томску

19 декабря 2018 года Михаил Мишустин на встрече с журналистами на заседании Пресс-клуба ФНС России сказал: «В 2017 году в ЕГРЮЛ было зарегистрировано 4,8 млн компаний, из которых 1,6 млн, или 34,4%, отвечали признакам однодневок. К концу 2019 года при общем количестве зарегистрированных фирм 4,1 млн, однодневками можно назвать 230 тысяч, или 5,6%. Только за этот год их доля снизилась с 12,1%». Судя по данной динамике количество фирм однодневок значительно сократилось, и организация контроля с фирмами- однодневками проводится эффективно в разрезе все страны и на уровне регионов, в частности в отделе оперативного контроля ИФНС по г.Томску.

Одним из важнейших направлений государственного финансового контроля действий фирм- однодневок является налоговый контроль. Ведь именно за счет него достигается упорядоченность налоговых правоотношений. Органами налогового контроля проверяется соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляются допущенные правонарушения, выставляются требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

В связи с этим создание надежной экономической системы как фундамента успешного функционирования любой страны и граждан ее населяющих, материализация преобразований в области налогов и налогообложения, своевременное и полное пополнение финансовыми средствами всех уровней бюджетной системы страны немыслимы без сформированного и эффективно действующего механизма налогового контроля.

Налоговый контроль рассматривают как экономико-правовую категорию. Она представляет собой систему взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, ключевыми из которых являются институты и механизмы, каждый из которых в свою очередь, состоит из группы экономических инструментов и правовых норм, регулирующих однородные виды налогов.

Основные признаки однодневки (Письмо ФНС от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@):

  • фирма зарегистрирована по адресу массовой регистрации. На сайте ФНС можно узнать, сколько компаний числится по конкретному адресу, - service.nalog.ru/addrfind.do;
  • учредитель или руководитель фирмы, указанный в ЕГРЮЛ, отрицает свою связь с ней. Например, говорит, что потерял паспорт, данные которого есть в ЕГРЮЛ, что на документах не его подпись;
  • деятельность фирма не ведет, все ее операции существуют только на бумаге, численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из документов;
  • фирма не платит налоги, сдает нулевую отчетность либо не сдает вообще, не отвечает на запросы ИФНС.

Алгоритмы действий ИФНС по г.Томску в целях выявления фирм-"однодневок" достаточно разнообразны и могут зависит от стадии деятельности фирм. Помимо этого, налоговая инспекция г.Томска проводит ряд мер по информационному оповещению представителей бизнеса по ограничению сотрудничества с фирмами однодневками. Так, специалисты ИФНС России по г.Томску и Единого регистрационного центра региона проводят семинары, где разъясняются негативные последствия регистрации «однодневок» и мерах ответственности, предусмотренных для этого нормами действующего законодательства. Такие семинары были проведены 28.11.2018 и 26.12.2018 по адресу пр.Фрунзе-55 в г. Томск.

В процессе контроля за правильностью и полнотой исчисления налогов по деятельности фирм-однодневок налоговая инспекция по г.Томску пользуется различными формами и методами налогового контроля. Однако состояние организации налогового контроля в настоящее время довольно несовершенно.

2.3 Основные направления совершенствования налогового контроля

Современная система организованного налогового контроля в России, несомненно, переживает в собственном становлении и развитии следующий шаг. Он связан с творением новейшей структуры федеральных органов исполнительной власти, переосмыслением сущности, размера и роли муниципального контроля в жизнедеятельности государства, формированием принципиально новейшей модели отношений между соответственно государством и налогоплательщиками.

Проблемы, связанные с организацией и проведением налоговых проверок, которые при этом нужно разрешить разбивают на три группы:

1. Несовершенство действующего налогового законодательства (например, в России продолжает иметь место уклонение от уплаты налогов юридическими лицами с использованием фирм «однодневок», несовершенство законодательства в сфере регистрации и применения контрольно-кассовой техники).

2. Отсутствие определенных инструментов налогового контроля (например, отсутствие доступа он-лайн российских налоговых органов к расчетным счетам налогоплательщиков).

3. Недостаточно эффективная информационная база (многие предприниматели совершают налоговые ошибки из-за недостаточно прозрачной информации об уплате тех или иных налогов и сборов).


В процессе организации своей деятельности проблемы налогового контроля и проведения выездных налоговых поверок прослеживаются, также, в рамках организации деятельности ИФНС № 19 по г. Москве.

В частности, для контрольной работы характерен ряд следующих проблем, связанных с ее осуществлением:

– невозможность охватить всех налогоплательщиков выездной налоговой проверкой;

– широкое использование схем уклонения от уплаты налогов с применением фирм-однодневок;

– недостаточный перечень контрольных мероприятий, отраженных в НК РФ;

– отсутствие четкой методологии проведения выездных налоговых проверок по конкретным видам налогов и сборов.

Как следствие, данные проблемы приводят к:

– снижению уровня взыскаемости по налогам и сборам;

– недопоступлению средств в бюджет;

– снижению общей результативности контрольных мероприятий.

Таким образом, самая главная проблема работы налоговых органов – несовершенство налогового законодательства, которое допускает неоднозначные трактовки и не в полной мере охватывает все возникающие ситуации. Именно ввиду недостатков налоговой системы к основным проблемам при проведении выездных налоговых проверок является следующие: не проводятся анализ имеющейся информации по налогоплательщикам в СМИ, сети Интернет, допросы материально-ответственных лиц, исследование транспортировки приобретаемых товаров; анализ технической (проектной) документации, изучение технологии производства, сопоставление данных об объемах производства с информацией из внешних источников (электроэнергия, вода, тепло), составление товарного баланса. Кроме того, не исследуются товарные (цепочка от производителя до потребителя) и денежные (получатель налоговой выгоды, источники денежных средств для осуществления деятельности) потоки, не используется информация о налогоплательщике и его контрагентах, имеющаяся у органов государственной власти (внебюджетные фонды, Росреестр, ГИБДД, органы статистики, Роспатент и т. д.). Информационный обмен с регистрирующими органами являются важной проблемой налогового администрирования имущественных налогов. Формирование базы данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы осуществляют на основании сведений Роснедвижимости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления; процесс ввода информации является достаточно трудоемким. Данная проблема значима, поскольку достоверность и полнота сведений влияют на формирование налоговой базы по имущественным налогам.


Кроме того, не в полном объеме проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Не используются сведения о налогоплательщике, полученные ранее в ходе проведения мероприятий налогового контроля, не исследуются судебные акты с участием анализируемого налогоплательщика (информация находится на официальном сайте арбитражного суда), не проводится сопоставление показателей финансово-хозяйственной деятельности анализируемого налогоплательщика с аналогичными. Итоговая часть заключения в ряде случаев содержит лишь таблицу с суммой предполагаемых доначислений. Вследствие этого растет количество схем уклонения от налогов.

Первоочередной задачей является совершенствование форм и методов налогового контроля. Необходимо увеличивать количество проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с правоохранительными органами. Результативность таких проверок высока, поэтому они способствуют увеличению налоговых поступлений в бюджет.

В целом, совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по таким направлениям, как:

1) повышение качества налогового администрирования;

2) развитие системы предпроверочного анализа и планирования налоговых проверок;

3) выявление налоговых схем при проведении налоговых проверок;

4) повышение налоговой культуры налогоплательщиков;

5) развитие системы досудебного разрешения налоговых споров.

Повышение качества налогового администрирования следует рассматривать как составную часть проводимой в настоящее время налоговой политики, поскольку она напрямую связана с уровнем налоговой нагрузки на экономику. Снижение нагрузки на плательщиков требует принятия адекватных мер по улучшению налогового администрирования. При этом система налогового администрирования должна одновременно обеспечить полное и своевременное поступление в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей, сокращение издержек на осуществление налогового контроля, что обусловливает требование комплексного подхода к реформированию деятельности налоговых органов.

В целях умаления нарастающей практики сотрудничества хозяйствующих субъектов с "фирмами-однодневками" при совершении незаконных финансовых операций представляется целесообразным на законодательном уровне предпринять ряд упреждающих мер.

Во-первых, в профильное законодательство следует ввести понятие "фирма-однодневка", избавившись от сленгового выражения "отмывание", аналогом которому выступает более благозвучный термин "легализация".