Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что эффективное принятие управленческих решений – залог успеха в существовании и развитии любой организации. В последние 20–30 лет появились подходы, рассматриваемые многими как универсальное средство решения всех сложных проблем. Наибольшую известность среди них получил так называемый системный подход.

Любая компания, работающая в условиях динамичного рынка, хочет она того или не хочет, явно или подсознательно, ставит перед собой определенные цели, разрабатывает пути достижения поставленных целей, корректирует свою деятельность в зависимости от получаемых результатов и изменения внешней и внутренней среды, – разрабатывает стратегию своей деятельности и осуществляет ее коррекцию. Иначе она просто не выживает.
Основой любого управления является мониторинг и анализ деятельности организации, мониторинг и анализ внешней и внутренней среды, принятие адекватных управленческих решений по корректировке деятельности.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций направленных на реализацию этого решения, поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления.

При управлении организацией требуется большое количество различной информации, отражающей значимые аспекты деятельности. В процессе принятия управленческих решений используется разнообразная по своей сути и свойствам информация, поступающая из различных источников, имеющая различные критериальные показатели. В результате, возникает ряд противоречий между большими массивами информации, которые находятся в распоряжении и на согласовании ее содержания [4,с.491].

Таким образом, особую значимость обретает поиск таких организационно‐ управленческих форм модификации полной совокупности информационных ресурсов, при управлении производственно‐хозяйственной деятельностью, которые позволят гарантировать достижение требуемых результатов от реализации решения и приведут к качественным изменениям самой организации.

Предмет исследования: процессы принятия решений.

Объект исследования: ООО «ЛУКОЙЛ».

Целью работы является комплексное изучение принятия решений в процессе управления промышленным предприятием на примере ООО «ЛУКОЙЛ».

Задачами работы являются следующие элементы:

  1. раскрытие сущности системы принятия решений в процессе управления промышленным предприятием,
  2. провести анализ типологии управленческих решений,
  3. разработка комплекса мероприятий по совершенствованию процесса принятия решений,
  4. оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

Информационной базой послужили методологические материалы, учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, проблемные статьи в средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

Над технологией принятия эффективных управленческих решений работали такие ученые, как Вяткин В., Казак А., Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова и многие другие.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: сравнительный метод; изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений предприятия

1.1. Организация и типология управленческих решений

Управленческие решения – это выбор лица, принимающего решения, из возможных альтернатив, который направлен на достижение целей организации. Лицо, принимающее решение, обычно наделено компетенциями и правами для осуществления управленческого решения [13]. Решение должно быть основано на определенной информации, полученной из анализа внутренней и внешней ситуации на рынке, экономической обоснованности выбранной альтернативы, прогнозирования, полученного ранее опыта и других факторов, влияющих на выбор правильного решения.

Эффективность решения определяется полученным результатом от выбранной альтернативы. Объектом управленческого решения может выступать организация или отдельные бизнес–процессы, а также круг вопросов и проблем, необходимых для решения. Субъектом управленческого решения выступает лицо, принимающее решение либо управляющая система. Управленческое решение, в отличие от простого решения, является связующим между субъектом и объектом управления, базируется на осознанном выборе оптимальной альтернативы, найденной в результате анализа имеющихся данных, и подразумевает использование решения для достижения результата [14].

Управленческие решения подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие [8,с.11].


Рассмотрим более подробно то, как выделяется типология управленческих решений по ряду показателей, что позволяет установить несколько групп. Они немногочисленны, но каждая обладает набором специфических признаков [14].

Первая группа. Управленческие решения выделяются по степени разработки:

- Запрограммированные принимаются как результат последовательных шагов по стандартной методике или четких правил, разработанных заранее;

- Незапрограммированные будут требовать формирование новой процедуры или принципов. Руководителям необходимо их принимать в уникальных и новых проблемных ситуациях [2,с.787].

Вторая группа. Решения можно классифицировать по степени обоснования. Исходя из данного критерия, они делятся на следующие: интуитивные (подсознательные), которые принимают руководители на основании представления о том, что они поступают правильно; логические будут вырабатываться на основании опыта, знаний и суждений; рациональные основываются на проведении объективного анализа проблемных сложных ситуаций, используя научные методы и компьютерные технологии [13].

Третья группа. Управленческие решения классифицируются по возможности их реализации: допустимые способны удовлетворять любым ограничениям и реализовываться на практике; недопустимые (нереалистичные) не отвечают ряду ограничений [11,с.19].

Четвертая группа. Управленческие решения классифицируются по степени достижения конечной цели. Они могут быть: неразумные (недопустимые), которые не приводят к результату; удовлетворительные, приводящие к достижению конечной цели и обеспечивающие приемлемый результат; оптимальные же руководитель выбирает в том случае, если достигается идеальное решение [11,с.20].

Пятая группа. Управленческие решения выделяются также по признаку инновационности: рутинные, которые принимаются на основании известных способов действий; селективные основываются на выборе единственной альтернативы из конкретного набора; адаптивные принимаются, если ситуация потребует некоторой модификации общепринятых вариантов; инновационные будут выделяться в особых условиях, если проблему нельзя решить при помощи известных принципов действий, требуя формирования новых вариантов, неиспользуемых до настоящего момента [11,с.21].

Шестая группа. Управленческие решения классифицируются по масштабу изменений, которые вносятся в организацию. Исходя из данного параметра, выделяют: ситуационные, которые не будут предусматривать глобальные изменения и связываются с разрешением текущих проблем в организации; реорганизационные включают в себя применение значительных мер (перестройка всей структуры, разработка иной стратегии в компании) [11,с.24].


Седьмая группа. Управленческие решения классифицируются по времени своего действия. На основании этого выделяются: стратегические, которые нацелены на достижение долгосрочной цели организации; тактические преследуют выполнение среднесрочных, промежуточных задач компании; оперативные принимает руководитель ежедневно для того, чтобы достигать краткосрочные цели и выполнять текущие работы в организации [11,с.25].

Восьмая группа. Управленческие решения можно подразделить в соответствии со сферой деятельности компании. Так, выделяют следующие: производственные; маркетинговые; финансовые [11,с.19]. Поэтому качество управленческих решений будет зависеть от правильно подобранного его типа [9, с.117].

1.2. Характеристика процесса принятия управленческих решений

Принятие рациональных решений требует целостного (системного) подхода к разработке, принятию и реализации управленческих решений Использование системного подхода при принятии решений вызывает все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и руководителей предприятий [12,с.45].

Системный подход является основным методологическим инструментом принятия управленческих решений, который предусматривает планомерное исследование объектов познания как сложных динамических систем, состоящих из отдельных элементов и имеющих многочисленные внутренние и внешние связи. Такой подход обеспечивает глубокое исследование объекта с выявлением его значимых причинно–следственных связей с учетом их динамичности, взаимодействия, взаимозависимости, комплексности, целостности[1, с.31].

Таким образом, системный подход дает возможность при принятии любого решения определить все взаимосвязи и с учетом их установить влияние этого решения на поведение как всей системы, так и отдельных ее частей.

С учетом применения системного подхода технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения [5, с.110].

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения [4, с.53].


На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения [3, с.76].

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах [14].

Различают два аспекта эффективности управленческих решений: целевойотражает меру достижения целей организации; затратный – экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производства [6,с.109].

Эффективность деятельности предприятия зависит от следующих факторов: качества целеполагания, то есть соответствия планируемых целей; требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала; силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей; адекватность выбранных стратегий поставленным целям; объема и качества вовлекаемых в производство ресурсов [13].

Практически во всех случаях для менеджера затруднительно, если вообще возможно, принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Большинство решений представляют собой компромисс, уравновешивающий противоречивые интересы, ценности, цели и критерии. Например, решение о сокращении работников в период экономического кризиса приведёт к сокращению затрат предприятия на оплату труда, однако повлечёт за собой неблагоприятные социальные последствия, связанные с повышением безработицы и снижением благосостояния увольняемых сотрудников и их семей. Последствия любого решения могут затрагивать не только непосредственно связанные с ним сферы, но и организацию в целом. Рассмотрение решения как части единой цепочки может существенно изменить предпочтения ЛПР и определить его выбор. Поэтому следует рассматривать процесс принятия решения с позиций системного подхода и учитывать его возможные последствия для всех заинтересованных сторон. Процесс принятия решения с точки зрения системного подхода можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1.1 [11,с.29].

Вход характеризуется параметрами проблемы, которую необходимо решить, – имеющаяся в распоряжении ЛПР информация, требуемый уровень качества, располагаемые ресурсы, ожидаемые затраты, сроки и т.п. [10,с. 3].