Файл: Налоговой контроль и налоговые проверки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Налоговые проверки как неотъемлемая часть налогового контроля

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков осуществляется в форме налоговых проверок. Налоговые проверки являются основным и наиболее результативным инструментом налогового контроля, позволяющим с высоким уровнем эффективности проверить правильность исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов.[1]

В системе налогового контроля налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Общий алгоритм проведения налоговых проверок заключается в том, что проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, опроса свидетелей, истребования документов, назначение экспертизы):

1. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, имеющую значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты налогов и сборов, предусмотренных действующим российским законодательством;

2. Выявляет искажения и противоречия в содержании исследуемых документов, в том числе несоответствие информации о количестве счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных учреждениях, количестве филиалов и представительств данным, имеющимся у налоговых органов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, анализируется влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

3. Устанавливает факты занижения налоговой базы и иные налоговые правонарушения;

4. Формирует доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;

5. Производит доначисление сумм неисчисленных налогов и сборов, а также расчет пеней за несвоевременную уплату;

6. Проверяет правильность выполнения обязанностей налогового агента;

7. Формирует предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений или об отказе в привлечении к ней, а также об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.


Анализируя формы и методы проведения налоговых проверок, можно отметить, что для выявления потенциальных нарушителей сформирован информационный ресурс (Досье налогоплательщика), который отражает все сведения о состоящих на учете налогоплательщиках. Эти сведения формируются на основании внутренних и внешних источников.

На основании этого досье налоговые органы выбирают налогоплательщиков и включают в план проведения налоговых проверок.

Организацию могут включить в план налоговых проверок как по одному, так и по нескольким рассмотренным критериям. Чаще всего попадают под проверку такие нарушения, как убыточность бизнеса, превышение вычетов по НДС, недостаточная налоговая нагрузка и выплата заработной платы ниже среднего уровня по отрасли.

Важно отметить, что указанный список может быть расширен. ИФНС может включить в план проверок налогоплательщиков и на основании сведений, полученных от таможенных, правоохранительных или иных контролирующих органов.

Для подготовки к налоговой проверке широко используют метод предпроверочного анализа. Предпроверочный анализ можно охарактеризовать, как комплекс контрольных процедур налогового органа, которые направлены на подготовку максимально эффективной выездной проверки, а также сбор и изучение сведений о плательщике.

Предпроверочный анализ ставит своей целью разработку оптимальной стратегии проведения выездной налоговой проверки, которая обеспечит рационально задействование всех методов налогового контроля.

Следует отметить, что эффективное проведение предпроверочного анализа дает возможность:

– опровергнуть или углубить сформулированные на стадии планирования выездных проверок выводы о вероятном наличии в экономической деятельности налогоплательщика налоговых правонарушений, установить сферы экономической деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление налоговых нарушений;

– дать оценку риску совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, а также предполагаемому размеру неуплаченных налогов;

– рассчитать объем необходимых для выявления предполагаемых нарушений трудовых затрат специалистов налогового органа на проведение выездной проверки, а также степень эффективности данной проверки;

– создать общую стратегию предстоящей выездной налоговой проверки и подробный подход к характеру, срокам проведения и объемам контрольных мероприятий.

Выездная налоговая проверка может проводиться в двух видах:


1. Комплексная проверка, которая охватывает все сферы деятельности проверяемого объекта;

2. Тематическая проверка, которая охватывает некоторые вопросы.

Следует отметить, что порядок проведения выездной проверки включает в себя конкретные работы:

– проверка состояния бухгалтерского учета, правильности ведения кассовой книги, Главной книги, других регистров и первичных документов;

– проверка соблюдения принятой учетной политики и установленного порядка определения выручки от реализации;

– документальная проверка правильности составления Отчета о финансовых результатах;

– проверка реальности данных актива и пассива баланса на основании соответствующих документов;

– проверка подлинных документов, подтверждающих право на льготы по налогам;

– выборочная, а в необходимых случаях сплошная проверка безналичных и наличных расчетов за продукцию в целях выявления занижения оборотов по реализации;

– сопоставление данных синтетического и аналитического учета;

– использование других данных бухгалтерского учета для уточнения объема реализации, отраженного в налоговой отчетности;

– проверка всей учетной документации, подтверждающей данные счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Следует отметить, что представленный список является основой проведения выездных налоговых проверок.

Положения, касающиеся камеральной налоговой проверки, закреплены в статье 88 НК РФ.

Налоговый кодекс определения камеральной проверки не содержит, но на основе анализа 88 статьи НК РФ представляется, что под камеральной налоговой проверкой необходимо понимать форму налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимую сотрудниками налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им законодательством о налогах и сборах без решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком декларации и документов, необходимых для проведения проверки.[2]

Особенность ее заключается в том, что она проводится должностям лицом налогового орган без решения руководителя на основании поступившей налоговой декларации от налогоплательщика.

В системе налогового администрирования камеральная налоговая проверка выполняет две функции. С одной стороны, она позволяет осуществлять контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, с другой - является основой отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.[3]


Основной целью камеральных проверок является предупреждение совершения налоговых правонарушений на ранних стадиях, а также не обеспечение дополнительных налоговых доходов в бюджет государства.

В более развернутом виде целевую направленность камеральных налоговых проверок можно представить в следующем виде:[4]

  • контроль за соблюдением налогоплательщиком соответствующего законодательства;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • подготовка информации для рационального отбора плательщиков для последующего включения их в план проведения выездной налоговой проверки (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Основные направления проведения камеральной налоговой проверки

Объектом камеральной проверки является налоговая декларация, представленная налого­плательщиком в налоговую инспекцию. Источниками информации для проверки данных являются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую инспекцию в со­ответствии с законодательством о бухгалтерском учете и с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, а также иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом.

Области, в которых осуществляется камеральной проверки, позволяют вы­делить следующие типы:[5]

1. Формальная проверка включает в себя проверку наличия законодатель­ства форм и документов (например, документы, подтверждающие предоставле­ние налоговых льгот или поддержки экспорта) отчетности. Проверка наличия и точного заполнения всех предусмотренных законодательством обязательных деталей. Заполнение заявления возможно ручкой, фломастером или машинопис­ным методом. Исправления не допускаются. При отсутствии каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или ссылка об отсутствии основа­ний для завершения определенных строк формы. В ходе формальной инспекции проверяется наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бух­галтера) в соответствии с имеющимися образцами.

  1. Арифметическая проверка позволяет оценить правильность арифметиче­ского расчета показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При такой про­верке следует правильно рассчитывать суммы в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.
  2. Нормативная проверка - это диагностика содержания документа с точки зрения его соответствия действующему законодательству. Этот метод позволяет обнаружить незаконное содержание документов, установить факты неправомер­ного списания стоимости издержек производства, неправильного применения налоговых ставок. При регулярном надзоре налоговый инспектор руководству­ется нормативно-правовой базой о налогах и сборах.
  3. Непосредственная камеральная проверка является логической проверкой соответствия цифровых данных, в соответствии с которым налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

2. Особенности налогового контроля и направления его совершенствования

2.1 Значение налогового контроля за фирмами-однодневками»

В настоящее время в федеральном законодательстве по-прежнему отсутствует определение ключевого понятия "фирма-однодневка". Под ней следовало бы подразумевать создаваемую формально в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц организацию, используемую для совершения и (или) сокрытия следов правонарушений (преступлений) и обладающую признаками, затрудняющими идентификацию физического лица, в действительности причастного к ее учреждению и руководству финансово-хозяйственной деятельностью.

Общепринятый ныне порядок регистрации юридических лиц и назначения их руководителей, предусмотренный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" , исключение из Уголовного кодекса РФ ст. 173 "Лжепредпринимательство" позволили злоумышленникам длительное время безнаказанно регистрировать, а впоследствии и использовать возможности "фирм-однодневок" для достижения своих противоправных целей.

В связи с изложенным Генеральным прокурором РФ был подписан (совместный) Приказ от 12 марта 2013 г. N 105 "Об утверждении Регламента информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов".

Так же было подготовлено информационное письмо от 11 декабря 2015 г. N СД-18-15/01-01-14-28415 "О направлении протокола и информационного обмена к Соглашению о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу", а 16 февраля 2017 г. Генеральный прокурор РФ и Председатель Банка России подписали Соглашение о взаимодействии возглавляемых ими ведомств. Это повысило качество информационного обмена в части, касающейся сомнительных операций, проводимых с участием "фирм-однодневок".