Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения персонала в современных организациях
1.1 Сущность понятия, характеристика обучения персонала
1.2 Виды, критерии и методы обучения персонала
1.3 Опыт применения современных технологий обучения персонала в России и за рубежом
2 Анализ персонала и принципов его обучения в ПАО «СБЕРБАНК»
2.1 Общая характеристика ПАО «СБЕРБАНК»
руководители спец-ты опер-кассов. МОП Мл.спец-ты
Рисунок 6 - Квалификационная структура персонала в ПАО «Сбербанк» на 01.01.2017 г.,чел.
Служащих на рисунке нет в связи с их отсутствием в организации. Одной из самых многочисленных групп работников в ПАО «Сбербанк России» (в рассматриваемом отделении) является операционно-кассовые работники (219 чел.), составляющие 38,2% от всего персонала. Операционно-кассовые работники - это костяк банка, они осуществляют основную работу по обслуживанию клиентов банка. Ведущие специалисты составляют 43,6% персонала банка (250 чел.). Больше всего специалистов бухгалтерии - 66 чел., подразделений развития банковского бизнеса - 38, информатики и автоматизации – 24, кредитной служба - 11 инкассаций и банковской безопасности - 15 человек.
Достаточно в банке и младшего обслуживающего персонала (охранников, сторожей, инкассаторов-водителей автотранспортных средств, инкассаторов, водителей, уборщиц служебных помещений и др.) - 81 человек. Больше всего охранников - 23 чел., инкассаторов – 21, инкассаторов-водителей автотранспортных средств – 19 и уборщиц - 3 чел. младших специалистов банка всего 4чел.
Итак, по численности больше всего в банке операционно-кассовых служащих. Проанализировав распределение персонала по полу, делаем вывод, что в Все работники в ПАО «Сбербанк России» по состоянию на 01.01.2017 г. работает 525 чел.женского пола и 142 - мужской, т.е. женщины составляют 78,7% от всей численности персонала банка. Рассмотрим распределение должностей в банке по полу (табл.1).
Таблица 1- Анализ структуры персонала по полу «Сбербанк России» по состоянию на 01. 01. 2017г.
Наименование должностей |
Мужчины, человек |
% от должности |
Женщины, человек |
% от должности |
Всего по должностям,лиц |
Руководители |
6 |
18,7 |
17 |
81,3 |
23 |
Специалисты |
53 |
21,3 |
197 |
78,7 |
250 |
Мл. специалисты |
2 |
50,0 |
2 |
50,0 |
4 |
МОТ |
68 |
83,9 |
13 |
16,1 |
81 |
Операционно-кассовые работники |
2 |
0,7 |
217 |
99,3 |
219 |
Всего |
122 |
21,3 |
451 |
78,7 |
573 |
Среди мужчин многочисленная группа младшего обслуживающего персонала, большую часть составляют мужчины-охранники (83,9%), остальные 16,1% - женщины-уборщицы служебных помещений. Руководящие должности в банке занимают преимущественно женщины (81,3%), а мужчинам отведено всего 6 должностей из 23 работающих. Почти все операционно-кассовые работники женского пола, только двое мужчин. Среди специалистов женщин больше, но мужчины также работают (21,3%). В «Сбербанке России» преобладает женский коллектив. Если охарактеризовать персонал «Сбербанк России» по возрасту, увидим, что он - до 28 лет (29,3%) от общей численности, от 29 до 60 лет (68,3%), старше 60 лет (2,4%) работников, т.е. основная часть работников - лица трудоспособного возраста от 29 до 60 лет (рис. 7).
Рисунок 7 - Анализ персонала «Сбербанк России» по возрасту по состоянию на 01. 01. 2017 г.
Проанализируем уровень образования персонала «Сбербанк России» (рис.8). В банке 74,5% персонала с полным высшим образованием (специалист, магистр), 21,1% - квалификацию младшего специалиста на базе техникума и 4,7% - базовое высшее образование (бакалавр). У большинства персонала - экономическое образование, но есть те, которые работают с техническим и юридическим образованием не по специальности.
магистр, специалист мл. специалист
Рисунок 8 - Распределение работников «Сбербанка России» по уровню образования на 01. 01. 2017г.
Оценка эффективности деятельности персонала в «Сбербанке России» осуществляется на основе действующего Положения об оценке деятельности персонала в системе ПАО «Сбербанк России». Положение определяет основную процедуру оценки деятельности персонала в ПАО «Сбербанк России», порядок ее проведения и применения. Цель оценки деятельности персонала заключается в повышении эффективности работы банка путем лучшего использования человеческого потенциала и повышения эффективности работы работников, определения эффективности существующей системы мотивации и ее корректировки. В «Сбербанке России» применяются следующие виды оценки деятельности персонала: тестирование; ежегодная оценка работников. Результаты оценки могут учитываться при принятии руководителем решений о повышении квалификации (обучении сотрудника, об установлении работнику надбавок за достижения в труде (при их просмотре). Организационно-методическое обеспечение проведения оценки персонала, обобщение и анализ полученных результатов возлагается на отдел по работе с персоналом. Итак, виды оценки деятельности персонала в «Сбербанке России».
Тестирование (в рамках Системы дистанционного обучения и тестирования) организуется и проводится в соответствии с Методикой организации и проведения дистанционного обучения в системе «Сбербанка России», утвержденной постановлением правления от 18 декабря 2009 г №122-4. Тестирование проводится не чаще 4х раз в год в следующих случаях [42]:
- проверки уровня профессиональных знаний персонала;
- необходимости (овладение новыми участками работы, связанные с применением нормативно-распорядительных актов, инструкций и положений и т.п., перед окончанием срока испытания для проверки соответствия работника поручаемой ему) и в других случаях по распоряжению председателя правления.
Сроки проведения тестирования, состав лиц, ответственных за его проведение, и сроки предоставления обобщенной информации утверждаются: приказом начальника филиала-регионального управления - для персонала, входящего в номенклатуру регионального управления, персонала аппарата регионального управления; приказом управляющего филиалом-отделением - для работников филиала-отделения. Производственная необходимость, периодичность и сроки проведения тестирования определяются руководителем отделения банка без согласования с высшим руководством. Приказ о проведении тестирования доводится до сведения персонала не позднее, чем за 2 недели до его проведения вместе с приложениями: перечнем тем, согласно которым сформированы тестовые вопросы, и регламентом, в котором указывается количество вопросов пробного и основного теста, время, отведенное на тестирование, % правильных ответов, который считается зачетным. В каждом конкретном случае руководитель банка (подразделения), инициирующий тестирование, определяет итоговый балл, он считается зачетным. Выводы по результатам тестирования отдел по работе с персоналом предоставляет руководителю, принимающему решение о тестировании [40]. Тестированию подлежит весь персонал банка, кроме технических работников и беременных женщин. Ежегодная оценка проводится 1раз в год. Ей подлежат все, кроме: тех, кто не проработал 1 год; временных работников; беременных женщин.
Сроки проведения ежегодной оценки (как правило, в декабре-январе месяце, по итогам прошлого года) утверждаются приказом председателя правления банка (его первым заместителем) и доводятся до сведения персонала не позднее, чем за 1 месяц до проведения оценки. Ежегодная оценка руководителей региональных управлений и структурных подразделений центрального аппарата банка проводится экспертной комиссией, персональный состав утверждает председатель правления банка (его первый заместитель) [42].
Ежегодная оценка других категорий персонала проводится руководителем (начальником отдела, управления, директором департамента). Если он отсутствует - его заместителем. Оценка имеет показатели и критерии, которые могут пересматриваться. Отделы по работе с персоналом обеспечивают руководителей бланками анкеты оценки. Определение уровня выполнения персоналом обязанностей осуществляется по шкале. По результатам оценки руководитель выставляет оценку. Выделяют типы оценок:
1) низкая - работник должен улучшить свою деятельность, чтобы руководитель не исправлял ее постоянно;
2) удовлетворительная - работник компетентен, хорошо разбирается в основных задачах, но его руководитель иногда исправляет его,
3) хорошая - работник полностью справляется с работой, руководитель не вмешивается, потому что нет необходимости;
4) высокая - работник идеально справляется со своими обязанностями, превзошел ожидания руководства [40].
Результаты оценивания положительные, когда уровень выполнения работником задач оценен как «удовлетворительно», «хорошо» и «высоко», и отрицательными, когда уровень - «низко». Заполненную анкету ежегодной оценки руководитель до 3х дней перед собеседованием передает работнику для ознакомления. На собеседовании обсуждаются результаты ежегодной оценки, определяются меры, направленные на повышение уровня выполнения работы и планирования карьеры.
Основными количественными показателями, на основе которых осуществляется оценка персонала в «Сбербанке России» являются: сроки осуществления работ; обеспечение стабильного состава клиентов и их содержание; выполнение плановых заданий. Наряду с прямыми показателями важны косвенные: оперативность работы, ее напряженность, интенсивность, сложность, качество выполненных задач [22].
Итак, отдел по работе с персоналом в «Сбербанке России» осуществляет анализ количественного и качественного состава персонала банка. В банке в основном работают работники женского пола. Самой многочисленной категорией персонала является операционно-кассовые работники. Отдел уделяет внимание оценке персонала.
Работа банковского служащего как специфический вид деятельности имеет особенности, которые оказывают влияние на систему обучения персонала. Направления обучения в «Сбербанке России»:
- функциональная подготовка, направленная на эффективное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, освоение бизнес-процессов, продуктов и технологий деятельности банка;
- развитие навыков деловой эффективности, направленных на достижение корпоративных стандартов качества ведения дел;
- развитие управленческих компетенций, направленных на формирование единой корпоративной системы управления [9, с. 114].
Основные формы обучения в «Сбербанке России»:
1.Внутренние семинары: информационно-консультационные, практические, проблемно-проектные.
2. Внутренние стажировки, например, «Технология проведения бизнес-тренингов на тему: «Эффективные продажи» и другие.
3. Внутренние тренинги, например, «Управление продажами», «Управление сервисом», «Эффективные продажи» и другие.
4.Внешние семинары, например, «Стратегическое видение бизнеса», «Управление проектами», «Управление изменениями» и тому подобное;
5. Сертификационные программы: «Специалист финансового рынка», «Оценочная деятельность», специализированные курсы для кассиров.
6. Самоподготовка и наставничество для вновь принятого работника[27, с. 68].
В филиалах-отделениях работают Советы по профессионально-экономическому обучению персонала. Утверждены составы Советов и планы их работы. В 2016г. в ПАО «Сбербанк России» состоялось 34 заседания (табл. 2). В банке было 3 заседания. Рассматривались вопросы: о состоянии профессионально-экономического обучения персонала в «Сбербанке России»; о работе с вновь принятыми операционно-кассовыми работниками; об организации работы консультантов-наставников; о системе дистанционного обучения и тестирования; работа с резервом; оценка персонала.
Проверка организации занятий в филиалах-отделениях осуществляется работниками отдела по работе с персоналом в составе ревизионной группы, в других случаях работниками отдела ревизий и контроля. В течение 2016г. отделом по работе с персоналом проведена проверка в 5-и филиалах- отделениях. Анализ проверок показал, что в филиалах-отделениях проводится работа по профессионально-экономическому обучению персонала.
Таблица 2 - Анализ обучения в ПАО «Сбербанке России» за 2017г.
Количество работников, прошедших обучение в учреждениях банка в 2016 |
Повысили квалификацию в 2016 г |
Работало советов по профессион.-эконом.обучению персонала |
Проведения заседаний советов |
по состоянию на 01.01.2017 |
||||
При профильных вузах |
В ЦПС |
В семинарах в управлении |
Числ-ность консультантов-наставников |
Численность подшефных |
||||
Управление |
100 |
0 |
55 |
27 |
1 |
3 |
7 |
4 |
Западно-Сиб.банк |
392 |
6 |
0 |
340 |
15 |
31 |
20 |
12 |
всего |
492 |
6 |
55 |
367 |
16 |
34 |
27 |
16 |
В учреждениях банка в округе перед началом года изданы приказы об организации учебного процесса, утвержденные планы проведения обучения, составлены списки слушателей профессионально-экономических школ, состав преподавателей, графики проведения занятий. Работниками отдела по работе с персоналом областного управления совместно с Советом по профессионально-экономическому обучению проведена работа по организации учебного процесса, как в управлении так и в отделениях, сформирован и доведен до отделений примерный тематический план, перечень для проведения занятий литературы. Занятия в школах экономических знаний при филиалах-отделениях для специалистов проводились согласно учебно-тематическому плану в период с февраля по ноябрь 2017г. [2, с. 237].