Файл: Системный подход при анализе потенциала организации.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ АНАЛИЗЕ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность рыночного потенциала организации
1.2. Анализ рыночного потенциала в современных условиях
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2.1. Описание ООО «Нефтехиммаш-ТТО» и направлений её деятельности
2.2. Стратегический анализ отрасли и потенциальных возможностей фирмы в ней
2.3. Оценка стратегического потенциала развития компании
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Разработка направлений развития стратегического потенциала организации
3.2. Формирование стратегий развития потенциала организации
3.3. Формирование стратегии развития рыночного потенциала компании
1. Привлечение новых инвесторов:
- создание специального отдела, занимающегося поиском инвесторов и поддерживающего отношения с существующими;
- проведение презентаций своей компании.
2. Повышение эффективности работы персонала:
- повышение квалификации сотрудников;
- улучшение социальной адаптации;
- повышение мотивации;
- внедрение автоматизированных систем.
Операционные стратегии:
- проведение маркетинговых мероприятий;
- техническое переоснащение;
- повышение качества услуг
Окончательное решение о выборе корпоративной стратегии диверсификации можно сделать на основе использования Матрицы GE, или МакКинси
Оценка направления бизнеса компании по измерениям данной матрицы (сильные стороны компании в данном направлении бизнеса, привлекательность сектора экономики) осуществляется на основе анализа основных факторов.
Определим позицию каждого направления бизнеса ООО «Нефтехиммаш ТТО».
Комплексные поставки оборудования и запасных частей
Комплексные поставки оборудования в настоящий момент являются очень привлекательным направлением бизнеса. Высокий износ основных фондов химических компаний, а также нефтеперерабатывающих предприятия создает высокий спрос на комплектующие и запчасти. Развитие же машиностроительной отрасли позволяет обеспечить предприятия всей требуемой продукцией.
Что касается сильных сторон компании, то на сегодняшнее время всего ООО «Нефтехиммаш ТТО» является лидером в своей отрасли, сотрудничает со многочисленными партнёрами как внутри РФ, так и за её пределами. Кроме того, сейчас на предприятии осваивается собственное производство, что должно ещё более укрепить его позиции на рынке.
Таблица 13
Сильные стороны компании Y |
Важность |
Оценка |
Результат |
Привлекательность сектора экономики X |
Важность |
Оценка |
Результат |
размер рынка; |
3 |
4 |
12 |
размер сектора; |
2 |
4 |
8 |
рост рынка; |
3 |
5 |
15 |
ценовые тенденции; |
3 |
5 |
15 |
доля рынка; |
3 |
5 |
15 |
рост рынка; |
3 |
5 |
15 |
конкурентная позиция; |
3 |
5 |
15 |
диверсификация рынка; |
2 |
3 |
6 |
прибыльность; |
3 |
3 |
9 |
конкурентная структура; |
3 |
5 |
15 |
технологическая позиция; |
2 |
4 |
8 |
норма прибыли; |
3 |
4 |
12 |
деловой образ; |
3 |
5 |
15 |
технические и инновационные тенденции; |
2 |
4 |
8 |
кадровый потенциал. |
3 |
4 |
12 |
социальные факторы; |
2 |
4 |
8 |
Итого (максимум 120) |
101 |
Итого (максимум 120) |
87 |
Оценка важности фактора: Оценочная шкала:
3 – очень важно 5 – очень хорошо
2 – важно 4 – хорошо
1 – менее важно 3 – удовлетворительно
2 – отрицательно
1 – очень плохо
У |
||||
в |
ср |
н |
120 |
|
сильн |
80 |
|||
ср |
40 |
|||
сл |
0 |
|||
Х 120 |
80 |
40 |
0 |
Рис. 5. Комплексные поставки оборудования и запасных частей
Стрелкой показано направление корректировки стратегии организации при соответствующей маркетинговой работе, по развитию рынка и стимулированию покупателей.
Таким образом, по бизнесу комплексные поставки ООО «Нефтехиммаш ТТО» занимает позицию, определяемую квадрантом № 1. Предприятию может быть рекомендована стратегия сохранения и упрочнения позиции на рынке путём:
- концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса;
- инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью.
Ремонт оборудования химических компаний и нефтеперерабатывающих предприятия.
Данное направление бизнеса также является довольно привлекательным для ООО «Нефтехиммаш ТТО», поскольку опять-таки высокий уровень износа основных фондов, а также низкие темпы обновления будут обеспечивать стабильный спрос минимум в течение 3-5 лет.
Несмотря на то, что рыночные позиции данного направления как отдельного бизнеса компании довольно слабы (около 5% доли), сильной стороной является то, что компанией накоплен уникальный опыт в проведении всех видов ремонта.
Таблица 14
Сильные стороны компании Y |
Важность |
Оценка |
Результат |
Привлекательность сектора экономики X |
Важность |
Оценка |
Результат |
размер рынка; |
2 |
4 |
8 |
размер сектора; |
2 |
4 |
8 |
рост рынка; |
2 |
4 |
8 |
ценовые тенденции; |
3 |
5 |
15 |
доля рынка; |
3 |
2 |
6 |
рост рынка; |
3 |
5 |
15 |
конкурентная позиция; |
3 |
4 |
12 |
диверсификация рынка; |
2 |
4 |
8 |
прибыльность; |
2 |
2 |
4 |
конкурентная структура; |
3 |
4 |
12 |
технологическая позиция; |
3 |
4 |
12 |
норма прибыли; |
3 |
3 |
9 |
деловой образ; |
3 |
5 |
15 |
технические и инновационные тенденции; |
3 |
4 |
12 |
кадровый потенциал. |
3 |
4 |
12 |
социальные факторы; |
2 |
3 |
6 |
Итого (максимум 120) |
77 |
Итого (максимум 120) |
85 |
У |
||||
в |
ср |
н |
120 |
|
сильн |
80 |
|||
ср |
40 |
|||
сл |
0 |
|||
Х 120 |
80 |
40 |
0 |
Рис. 4.6. Ремонт оборудования химических компаний и нефтеперерабатывающих предприятия
Стрелкой показано направление корректировки стратегии организации при систематической работе по развитию конкурентных преимуществ. Как видно из рисунка организация способна занять более сильную позицию на рынке в положении «Победитель 1». Отсюда следует, что позицию этого бизнеса можно определить квадрантом № 4.В этом направлении можно посоветовать: поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путём повышение производительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы:
постоянно меняющиеся рыночные условия заставляют опытных руководителей высшего, среднего и низшего звена управления по-новому строить свои отношения с персоналом для достижения поставленных целей;
если руководитель рассчитывает на экономический успех своего предприятия, то он должен уметь использовать не только привычные методы и формы управления, но и осваивать новые подходы к управлению персоналом.
Окончательное решение о выборе корпоративной стратегии диверсификации можно сделать на основе использования Матрицы GE, или МакКинси
Оценка направления бизнеса компании по измерениям данной матрицы (сильные стороны компании в данном направлении бизнеса, привлекательность сектора экономики) осуществляется на основе анализа основных факторов.
ООО «Нефтехиммаш-ТТО» основано 20 октября 1993 года. Учредители – специалисты ОАО “ВНИИНЕФТЕМАШ”. Основные направления деятельности – разработка трубчатых печей, факельных установок и горелочных устройств для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой промышленности, а также для обустройства нефте- и газопромыслов и магистральных трубопроводов.
С помощью PEST – анализа оценим степень влияния данных факторов на предприятие.
На основе весовых коэффициентов рассчитаем коэффициенты значимости блоков PEST – анализа.
Дадим прогноз для тех факторов, которые оказывают «сильное» и «очень сильное» влияние на деятельность предприятия.
Составим перечень возможностей и угроз.
Выявим основные тенденции в отрасли.
Размеры рынка. Размер рынка изделий химической и нефтехимической промышленности является значительным. Темпы роста рынка. Темпы роста рынка определяются соответствующими темпами роста потребляющих отраслей. Прибыльность отрасли. Прибыльность отрасли значительна. Наибольшая прибыльность имеет место для уникальных изделий химической и нефтехимической промышленности, изготовляемых единичными экземплярами, как правило, предприятиями-монополистами, специализирующимися на выпуске такой продукции и имеющими возможность диктовать ценовую политику.
В ходе расчетно-графической работы были закреплены знания, полученные в курсе «Стратегический менеджмент», а также получены практические навыки по принятию управленческих решений со стратегическим видением на примере реального предприятия.
Также ходе работы были выявлены основные стратегии ООО “Нефтехиммаш-ТТО”: увеличение доли рынка за счет расширения территории обслуживания и повышение доли квалифицированного персонала в организации, посредствам которых предприятие сможет в будущем увеличить свою получаемую прибыль, а так же быть более устойчиво на рынке.
Были разработаны миссия и цели компании. Был проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, в результате чего были сформированы его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Учитывая особенности предприятия, была выстроена его стратегия поведения на рынке электроэнергии.
Сформулирует уровня стратегий.
Корпоративная стратегия - Повышение эффективности работы предприятия путем снижения себестоимости продукции химического машиностроения, привлечения инвестиций, расширения рынка сбыта, в результате чего увеличится доля рынка на 5 % к существующей и составит 85 %, а так же увеличение чистой прибыли предприятия до 400000 тыс. руб.
Деловая стратегия - Улучшение работы предприятия путем снижения затрат на производственные нужды, сохранение существующих потребителей вследствие сохранения доли рынка на прежнем уровне – 70 %, а так же поддержание финансовой устойчивости компании – уменьшение дебиторской задолженности на 5 млн. руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия./Пер. с англ. под ред Ю.Н.Каптуревского. - СПб: Изд. "Питер", 2011. - 416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2011
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 175 с.
- Выбор конкурентных стратегий для приватизированных предприятий: сравнительное исследование на материалах Восточной Германии и России [Текст] / И. В. Липсиц [и др.] // Экономический журнал ВШЭ. - 2011. - Т. 2, № 4. - С. 476-499.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - с. 701.
- Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ Маркетинг., 2011.
- Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции./Пер. с англ., 6-е изд. - М.: Дело, 2011. - 456 с.
- Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования./Учеб. пособие. - М.: Изд. "Финпресс", 2011. - 192 с.
- Козачук Н. Особенности коммерческого предпринимательства в торговле // Маркетинг. – 2012. - №1.
- Котлер Ф. Основы маркетинга./Пер. с англ./Под общ. ред. Е.М.Пеньковой. - Спб.: АО "Коруна", АОЗТ "Литера плюс", 2012. - 698 с.
- Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская деловая литература, 2011.
- Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. - М.: "Дело", 2012. - с.501.
- Нижегородцев Р. М. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Финстатинформ, 2012.
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 2012. - 956 с.
- Прием в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием [Текст] // Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат - М., 2011. - С. 143-144.
- Семь нот менеджмента/А. Бочкарев, В. Кондратьев и др.; под ред. В. Красновой — третье издание. — М.: ЗАО Журнал Эксперт, 2011.
- Смирнов Э.А. Теория организации и бизнес-процессы: Нац. ин-т бизнеса. – М., 2012. – 302 с.
- Сомик К.В. Связные информационные структуры. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 128 с.
- Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие (+CD с учебными материалами) [Текст] / Н. Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2009.-352 с.
- Стрекалова Н.Д. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления [Текст] / Н. Д. Стрекалова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2. - С. 133-138.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 576 с.
- Уильямсон О. Сравнение альтернативных подходов к анализу политической организации [Текст] / О. Уильямсон // Уроки организации бизнеса / сост. А. А. Демин, В. С. Катькало. - СПб., 2012. - С. 51-63.
- Устимов И. Специфика оценки инвестиционных проектов с лизингом оборудования [Электронный ресурс] / И. Устимов // Управление персоналом 2012 [Электронный ресурс]. - 2012. - CD-ROM. - Загл. с экрана.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 352 с.