Файл: Социально Психологические качества личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современной науке особенную остроту приобретает тема «Исследования социально психологических качеств личности». Личность, как известно, является объектом научного интереса философов, психологов, политологов, представителей других общественных наук. поэтому необходимо выявить специфику социологического подхода к проблеме личности. психология изучает личность как определенную целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания, творчества, а политология – как субъекта политической деятельности. Что же касается особенностей социологического ракурса, то они могут быть обнаружены при рассмотрении личности как субъекта и объекта социальных отношений. Социология выделяет в ней социально - типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личности заключается в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики.

Проблема исследования. Социальное не противостоит биологическому. С рождения человек получает такую телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь развивает биологические качества человека.

В центре внимания работы находится, то что социология и психология по-разному трактует понятие „человек”, „индивид”, „личность”. Понятие „человек” является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристика всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии „homo sapiens”. „Индивид” означает конкретного человека, одиночного представителя человеческого рода. „Личность” служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, социальных групп и сообществ, к которым она относится и к жизнедеятельности которых вовлечена.

Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как „человек в его общественных отношениях”, то личность – это человек конкретной исторической эпохи, представитель конкретных общественных отношений.


Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в ней заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.

Целью настоящего исследования является теоретическое исследование сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности; составление общего представления о социологически-психологическом понятии «личность».

Объект исследования: личность.

Предмет исследования: Исследования социально психологических качеств личности.

Задачи исследования:

-изучить представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых;

-проанализировать процесс развития личности;

-проанализировать социально-психологическую характеристику личности.

Теоретическая значимость работы обуславливается тем, что данное исследование может быть использовано для подготовки студентов к изучаемому предмету.

Методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические - изучение и обобщение педагогической практики и опытно-экспериментальная работа.

Гипотеза исследования: при исследовании смысло-жизненных ориентаций для диагностики социально – психологических качеств личности можно выявить некоторые проблемы личностного развития.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что полученные выводы, диагностический и методический материал могут быть использованы в рамках психолого-педагогической практики и профессиональной деятельности в образовательных учреждениях при изучении взаимовлияния ценностных ориентаций и качества учебной деятельности старшеклассников в его содержательных и технологических аспектах.

Структура исследования. КР включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава I. Теоретические положения исследования социально психологических качеств личности


1.1. Представления о развитии личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

В отечественной психологии проблемами развития личности занимались М. Е. Введенский, И. П. Павлов, Н. И. Сеченов, А. А. Ухтомский и др.; При этом они рассматривали психологическую адаптацию как приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов) – П. К. Анохин, Н. И. Дяченко, Л. А. Кандибович, И. И. Липатов); социальная адаптация (система овладения новыми общественными обязанностями) Т. К. Дичев, Б. Г. Турусбеков.

В современной зарубежной психологии значительное распространение получили необихевиористическая концепция (Г. Айзенк, Г. Хенки и др.), интеракционистическая (Т. Шибутани, Л. Филипс и др.) и психоаналитическая (Г. Гертманн, А. Фрейд, З. Фрейд и др.) концепции социально-психологической развития. Их сущность заключается в том, что в процессе развития активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности (17с.90).

Анализ работ психологов и педагогов свидетельствует, что в настоящее время в этой отрасли сформировались два основных понимания сущности развития личности:как внутреннего преобразования личности (Н. И. Дяченко, А. Ю. Торицин, Л. Ф. Железняк и др.); как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «привыкает» к требованиям окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения в самой среде (Н. П. Коробейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, В. Я. Яблонко, М. Ф. Феденко и др.).

Последний подход, по нашему мнению, позволяет более адекватно показать всю сложность развития молодых людей, правильно построить процесс их внутреннего преобразования.

Поскольку формирование личности - это сложный и многоэтапный процесс, то рассматривать факторы развития личности необходимо в ракурсе каждого этапа личностного развития человека, начиная с момента зачатия и заканчивая глубокой старостью. Хотя даже в преклонном возрасте нормальный, цивилизованный человек стремится к самопознанию и совершенствованию своего характера. Как известно, идеальный человек еще не родился и не будет рожден, поэтому каждому из нас есть к чему стремиться, есть что развивать и совершенствовать (5 c,77).


На протяжении всей жизни человека на его развитие влияют и внутренние факторы, к которым относятся генетические и биологические, а также физические факторы. Например, если человек физически здоров, он имеет определенный опыт в спортивной сфере, то он стремиться развивать и далее в себе эти качества. Но, практически каждый человек рождается здоровым, и от него зависит, будет он заниматься спортом или же у него есть определенная тяга к гуманитарным наукам, а спортивные нагрузки и занятия ему совершенно не важны.

Каждый человек - это индивидуум, который не может полностью уподобиться второму человеку, поэтому природа создала всех людей со своими уникальными чертами лица, телосложением, походкой. Если на любом этапе развития своего характера, навыков и умений, человек стремиться быть абсолютно похожим на иного человека, то его уже невозможно назвать личностью. Многие факторы развития личности человека способствуют тому, чтобы мы были похожими на своих родителей, своих преподавателей или же коллег по работе (21,c.238).

Но в тоже время, если человек от родителей берет свои, индивидуальные черты лица, а от коллег учится, как правильно выполнять тот или иной рабочий процесс, он не может стать абсолютно похожим, как с коллегами, так и с родителями. В какой среде обитает человек, к какому социальному статусу он принадлежит, такие у него будут характерные особенности, которые проявляются не только в поведении, но и откладывают свой отпечаток на мировоззрение человека (11 c.94). Таким образом, формируется индивидуал - человек, который обладает определенными знаниями и умениями, имеет определенный опыт и навыки, обладает собственным характером и чертами лица.

Развитие личности, по мнению автора, предполагает активность индивида, направленную на овладение комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Поэтому при определении особенностей развития автором исследуются такие его аспекты, как бытовое развитие, учебное, служебно-функциональное и социокультурное.

Сущность бытового развития заключается в сопоставлении психолого-педагогических особенностей, которые уже сформированы и соотнесены с условиями жизнедеятельности и новыми, к которым человек начинает адаптироваться. Развитие в учебной деятельности связано с требованиями учебных программ заведения и определяется качеством усвоения учебного материала, а также количеством времени, которое тратится на подготовку к занятиям, зачетам, экзаменам (14,c.184).


Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что развитие рассматривается учеными с акцентом на его разные существенные характеристики, такие как: процесс, в ходе которого организм приспосабливается к новой среде; развивается; оценивает результаты своего развития (3,c.28).

Иногда проявляются значительные трудности в развитии личности.

Деструктивные последствия фрустрации и конфликта между потребностями личности проявляются в двух формах: первый тип – агрессивный в более простой форме можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить о его адаптивной функции); второй тип – избежание ситуации характеризуется углублением в свои переживания, переводом всей высокостимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самоанализ, самообвинения и тому подобное.

Трудностями в развитии являются: несбывшаяся учебная адаптация; несбывшаяся адаптация к требованиям военной службы; несбывшаяся адаптация в сфере общения; затяжные состояния психической развития, которые возникают в процессе обучения (28,c.107).

Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как „человек в его общественных отношениях”, то личность – это человек конкретной исторической эпохи, представитель конкретных общественных отношений.

Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в нем заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.

Личность является составным элементом различных по масштабу социальных систем. Учитывая своеобразие уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социологии личности.

1) На уровне социологической теории раскрывается социальная сущность человека, его связь с обществом, изучаются формы и виды ее деятельности, личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений, а также изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему (31,c.184).

2) На частично социологическом уровне (то есть на уровне специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение (социальный статус), социальные роли, системы социальной типизации, оказываются влияние социальных факторов на становление и развитие личности, тенденции ее включения в различные сферы деятельности, характеризуются социальные механизмы формирования (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирование ее ценностных ориентаций, интересов, потребностей и т.д.).