Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
В узком смысле инновационный потенциал нового продукта может рассматриваться как числовая оценка изучаемого продукта, характеризующая его способность обеспечить получение высоких результатов коммерциализации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на управление его жизненным циклом. В данном случае следует использовать уточняющий термин «значение инновационного потенциала» нового продукта как метрику, вычисленную с помощью модели оценки его потенциала.
2.2 Анализ системы внешних источников финансирования малых инновационных предприятий в регионе (на примере Липецкой области)
В современных условиях развития экономики видится необходимым выстраивание системы государственных организаций как федерального, так и регионального уровня, способных обеспечить «сквозную» финансовую поддержку малых наукоемких предприятий. При этом очевидно следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у инфраструктурных организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых - взаимное дополнение, обусловливающее существование возможностей для координации и кооперации.
На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инновационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) малым инновационным предприятиям (МИП) важно представлять, какие формы финансовой поддержки можно получить и какими видами услуг воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться в той или иной форме подержкой государства, но и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности [1].
Анализ имеющейся литературы, средств массовой информации, сети Интернет по МИП позволяет сделать вывод о том, что существующие формы ВИФ только отчасти удовлетворяют потребностям МИП. Охарактеризуем каждую форму внешнего финансирования в отдельности.
Данные таблицы 1 отражают распределение средств из областного и федерального бюджетов на финансовую поддержку малого бизнеса [2].
Таблица 3 - Средства, направленные на выполнение основных мероприятий «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.», по итогам 2012 г. млн руб.
Наименование мероприятия |
Средства областного бюджета |
Средства федерального бюджета |
Всего |
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам |
30,88 |
17,3 |
48,18 |
Субсидии начинающим молодым субъектам малого предпринимательства на организацию и развитие собственного дела |
50,00 |
36,67 |
86,67 |
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, применяющим энергосберегающие технологии |
0,85 |
0,85 |
|
Субсидии на разработку, внедрение, сертификацию систем менеджмента качества |
0,25 |
0,25 |
|
Обучение в рамках президентской программы «Подготовка управленческих кадров» |
0,10 |
0,10 |
|
Дополнительная капитализация Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства |
10,00 |
12,20 |
22,20 |
Проведение семинаров, конференций, создание регионального портала малого бизнеса |
2,32 |
0,2 |
2,52 |
Софинансирование муниципальных программ |
1,70 |
2,10 |
3,80 |
Итого |
96,1 |
68,47 |
164,57 |
Субвенции и субсидии субъектам малого предпринимательства на развитие инновационного проекта являются эффективной формой финансирования деятельности инновационной организации на начальном этапе ее деятельности. В субвенциях в первую очередь заинтересованы МИП с низкой инновационной способностью, но суммы, заложенные в данную форму финансовой поддержки МИП, малы, так как средняя потребность МИП в внешних источниках финансирования лежит в пределах от 1 до 5 млн руб.
При определенных изменениях кредитных продуктов для МИП с высокой инновационной способностью эта форма может быть интересной и востребованной, если в качестве обеспечения использовать договора на поставку продукции. Существуют также такие виды кредитного финансирования деятельности МИП, как:
бюджетные кредиты, предоставляющиеся на конкурсной основе после проведения финансово-экономической экспертизы, наличия бизнес-плана и достаточного (на 100 % суммы кредита и процентов по нему) высоколиквидного обеспечения. В качестве залога могут быть предоставлены, прежде всего, банковские гарантии, ликвидные ценные бумаги, а также оборудование, помещение, запасы на складе. Однако подобным обеспечением МИП в большинстве случаев не обладают;
лизинг, являющийся актуальной формой финансирования деятельности предприятий (с высокой инновационной способностью), особенно на этапе закупки МИП производственного оборудования.
Рекомендуется выводить отношение с подобными организациями на более высокий качественный уровень - «взаимовыгодное сотрудничество», т. е. совместное проведение выставок, встреч с инвесторами, использование на возмездных условиях консультационных, организационных ресурсов, совместная разработка и реализация программ привлечения инвестиций в МИП, конкурсов лучших инноваций и выставок. Создание Информационно-методического центра развития малого и среднего бизнеса (в том числе и инновационного) значительно расширяет возможности МИП. Он отвечает за оказание консультационного сопровождения деятельности МИП в юриспруденции, налогообложении, маркетинге, финансах, а также проводящий обучение и тренинги по актуальным вопросам [4].
Недостатком в инфраструктуре является отсутствие таких элементов, как: каналы коммуникации с руководителями МИП. Основным каналом по распространению информации об инфраструктуре поддержки привлечения ВИФ в МИП является сайт администрации Липецкой области. Таким образом, существующие формы привлечения ВИФ не удовлетворяют в целом интересам и потребностям МИП, поэтому для развития инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП необходимо:
увеличить размер субсидии / субвенции, разработать механизм поэтапного финансирования проекта для уменьшения риска растраты средств;
увеличить число лизинговых компаний, участвующих в финансовой поддержке МИП;
ввести (дополнить) информационный сайт для руководителей МИП Липецка и Липецкой области, а также проводить его систематическое обновление;
ввести в инфраструктуру элементы:
элементы (дополнительные функции, подразделения), оказывающие содействие МИП и владельцев внешних источников финансирования (ВВИФ) (финансовым институтам, инвесторам) в поиске друг друга (организация целевых встреч);
элементы (дополнительные функции, подразделения), непосредственно участвующие в процессе организации привлечения средств ВВИФ - венчурных фондов, бизнес-ангелов, стратегических партнеров.
Учитывая найденные недостатки существующей инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП, предлагается перспективная инфраструктура, которая показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Перспективная финансовая поддержка привлечения ВИФ в МИП
Для устранения недостатков в существующей инфраструктуре (таких как отсутствие продвижения услуг инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП и отсутствие механизма, оказывающего содействие МИП и ВВИФ в поиске друг друга) необходимо организовывать и проводить конкурсы молодых ученых на лучший инновационный проект совместно с крупными высокотехнологичными предприятиями и финансово-промышленными группами, а также создать и поддерживать в Интернете портал с целью информирования руководителей МИП о возможностях привлечения ВИФ.
Создание информационного портала в Интернете возможно на базе существующего сайта администрации Липецкой области, который должен содержать следующую информацию:
по существующим и вновь принятым законам и постановлениям по оказанию поддержки МИП как на Федеральном, так и на региональном уровне;
по имеющимся формам ВИФ МИП, условия и порядок их получения;
о существующих конкурсах и условиях участия в них;
об имеющимся консультационном центре, созданном для поддержки МИП;
о предприятиях, состоящих в общем реестре МИП г. Липецка и Липецкой области;
о результатах мероприятий по привлечению ВИФ.
Организация взаимовыгодного сотрудничества со структурами, осуществляющими поддержку МИП (технопарками, фондами, крупными высокотехнологичными компаниями, консультационными компаниями, российскими и зарубежными венчурными фондами) по привлечению ВИФ предполагает:
осуществление образовательных проектов для руководителей МИП с целью получения практических навыков по составлению бизнес-планов, организации презентации своих предприятий, по финансам, маркетингу, управлению персоналом и т. д.;
совместное проведение конкурсов на лучшие инновационные проекты;
проведение встреч с потенциальными инвесторами - российскими и зарубежными венчурными фондами, которые должны носить периодический характер (например, раз в месяц или квартал) и могут быть не только выездными, но и интерактивными.
Итак, становление и развитие МИП связано с различными проблемами, и прежде всего финансового характера, решению которых должна способствовать активная политика не только на федеральном, но и на региональном уровне.
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В целом, если рассматривать успешный зарубежный опыт в формировании эффективных направлений использования новых технологий и внедрения инновационной политики, то для него характерны следующие черты:
− отказ от традиционных линейных моделей, ориентированных на предложения в цепочках «научных исследований - трансфера знаний и технологий предпринимателям - инноваций», и переходе к нелинейным моделям, предусматривающим сложные системные взаимозависимости указанного набора элементов и ориентации новых технологий на спрос (как национального, так и глобального рынков);
− содействие бизнесу, которые выступает в качестве системного интегратора научно-технического и инвестиционного ряда решений, в процессах реализации крупных проектов по внедрению новых технологий и, соответственно, повышения качества институтов (норм, правил и законов), которые обеспечивают заинтересованность во внедрении новых технологий и инноваций;
− учет национального ряда особенностей в экономическом и социально-политическом, историческом развитии страны, формирующем НИС, структуры которых постоянно трансформируются в соответствии с новым видом потребностей и возможностей.
Одним из важнейших факторов расширения масштабов инновационной деятельности в экономике развитых стран стало ускоренное освоение инновационных решений отраслями, обеспечивающими качество жизни, нацеленными на потребности человека [1]. В свою очередь, переход отраслей «обслуживания» людей на инновационный путь развития потребовал освоения ими методов коммерциализации научных открытий и как следствие - роста расходов на них, формирования соответствующих технологий взаимодействия с потребителями принципиально новых продуктов и процессов.
Особенно этот процесс активизировался в сфере здравоохранения, в которой в последние 15-20 лет произошли радикальные технологические и институционально-организационные изменения и модернизация. Их формирование как одних из ведущих инновационных объектов объясняется как фактором спроса, так и фактором роста предложения. К первому относится ряд демографических факторов: население в развитых странах становится старше и в среднем богаче, уровень платежеспособного спроса оформлен в системе страхований и пенсионных обеспечений, обеспечивающих предсказуемый масштаб потребностей в направлениях медицинских услуг.
Так, в США министерством здравоохранения занимается второе место после министерства обороны по общему объему расходов на науку и технологии уже не первое десятилетие оно является одним из лидеров по объемам расходов на фундаментальный вид исследований - на них министерство тратит более половины реального объема расходов в федеральных ведомствах. Таким образом, создаются огромные научные потенциалы в сферах медицины и смежных сферах, укрепляются лидирующие позиции американской науки по всем фронтам в биомедицинских исследованиях. В Европейском Союзе также подчеркивают необходимости увеличения финансирования научного ряда исследований и сферы подготовки. Предусмотрены расширения инноваций и инвестиций в так называемые «зеленые» развития и инфраструктуры.