Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Рекламная деятельность: основные теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жаль, но наличие вреда является также условием наступления юридической ответственности. Вредом является уменьшение или уничтожение имущественных, или личных неимущественных (личных) благ, охраняемых законом. Вред может быть причинен вследствие: нарушения прав интеллектуальной собственности в процессе производства рекламы; нарушение прав интеллектуальной собственности на рекламу; недостоверной и неправдивой рекламы; использование при создании рекламы незаконных методов и способов; необоснованного отказа от предоставления необходимой для подачи иска информации об участниках рекламного процесса; нарушение прав и свобод личности в процессе рекламной деятельности; нарушение государственной, личной, производственной и коммерческой тайны в процессе рекламной деятельности; нарушение требований закона об определение рекламы, языка в рекламе и спонсируемой рекламы; нарушение порядка размещения и распространения рекламы. В зависимости от объекта правонарушения, различают имущественный и неимущественный (моральный) вред [25, C. 112].

В случае вреда вещам речь может идти о фактически причиненных убытках, или об имущественном вреде, выраженную в денежной форме, которая заключается в уменьшении имущественного положения потерпевшего по сравнению с приобретенным до того времени, когда причинен вред, расходы, необходимые для восстановления предыдущего состояния лица и об упущенной выгоде, то есть доходы, которые лицо могло бы реально получить, если бы его право не было нарушено. Учитывая специфику рекламных отношений, обусловленная конкурентные функцией последней, наличие упущенной выгоды очень трудно доказывать [38, C. 10].

Вред может быть неимущественного (морального), если она не имеет экономического смысла, а правонарушения принесло физические или нравственные страдания лицу. Моральный вред может компенсироваться одновременно с имущественным, но чаще выступает самостоятельным объектом возмещения [66, C. 14].

Закон «О защите прав потребителей» позволяет эффективно предупредить наступление общественно вредных последствий в результате таких неправомерных действий участников рекламной деятельности, как использование при создании рекламы незаконных методов и способов, которые влияют на подсознание человека, нарушение порядка размещения и распространения рекламы, и нарушения прав и свобод человека в процессе рекламной деятельности. Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя – он вправе требовать возмещения убытков, причиненных его жизни, здоровью, природным объектам, находящимся в его владении на праве собственности или на других основаниях, предусмотренных законом или договором, а также требовать возмещения морального вреда.


Убытки, причиненные потребителю товарами (работами, услугами), приобретенными в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме.

Новеллами действующего законодательства являются уточненные положения по поводу признания рекламы недобросовестной, поскольку недобросовестной рекламой признается та, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, Федеральным законом от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «О защите конкуренции» был дополнен главой 2.1. «Недобросовестная конкуренция», в которой подробно расписаны действия, которые признаются недобросовестной конкуренцией [9].

Важным моментом, на который необходимо обратить внимание, является то, что в антимонопольном и рекламном законодательстве очень много оценочных понятий, которые подлежат толкованию в каждом конкретном случае. Поэтому указанные изменения более точно и подробно расписывают что может признаваться недобросовестной конкуренцией и применяются при признании рекламы недобросовестной. Это поможет разрешать спорные вопросы на практике и будет способствовать единообразной судебной и антимонопольной практике по признанию рекламы актом недобросовестной конкуренции [29, C. 251].

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] были внесены изменения относительно специальных требований к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с указанными изменениями теперь такая реклама должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Кроме перечисленных обязательных сведений, в рекламе может быть также указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов – наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации (ч. 7 ст. 28).


Данная реклама допускается после того как будет выдано не только разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и осуществлена государственная регистрация права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство, но получено заключение уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 8 ст. 28) [15].

Так, в ходе осуществления мероприятий государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной в районе здания № 48/1 по ул. Ленина в г. Омске (Омская академия МВД России), рекламы следующего содержания: «ДВОЙНАЯ ВЫГОДА Маткапитал Господдержка ДомСтройОмск Инвестиционно-строительная компания. Застройщик: ООО ИСК «ДомСтройОмск». Проектная декларация размещена на сайте домстройомск.рф. 514 514», с признаками нарушения законодательства Российской Федерации.

Решением Управления от 25.08.2016 г. по делу № 06-10.1/44-2016 распространенная Обществом на рекламной конструкции в районе здания № 48/1 по ул. Ленина в г. Омске реклама признана ненадлежащей и нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании указанного решения Обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства (л.д. 49), материалы дела переданы должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (оборотная сторона л.д. 48).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 28.09.2016 начальником отдела рекламы Омского УФАС России в отношении ООО ИСК «ДомСтройОмск» протокола № 06-10.2/83-2016/14.3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (л.д. 54-56) [76].

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что с целью большей идентификации ответственности физических и юридических лиц за нарушение рекламной деятельности предлагается в Законе о рекламе выделить самостоятельную главу, где формы ответственности будут систематизированы, поскольку недобросовестная реклама может быть актом недобросовестной конкуренции, могут быть использованы объекты авторского права, интеллектуальной собственности и иных смежных институтов права, что вызывает путаницу на практике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательство о рекламной деятельности нуждается в совершенствовании. Следует перенять опыт развитых зарубежных стран, в которых рекламная деятельность урегулирована на достаточно высоком уровне. Но перед этим нужно создать условия, при которых такой механизм будет работать. Следует иметь в виду, что понятие рекламы, установленное Законом о рекламе, на практике используется не только для обозначения определенного вида информации, но и охватывает собой творческую деятельность по ее созданию и доведению до потенциального потребителя в целях продвижения объекта рекламирования на рынке. В итоге понятия «реклама» и «рекламная деятельность» зачастую применяются в гражданском обороте как синонимы. Несмотря на наличие легального определения понятия «реклама», закрепленного в Законе о рекламе, в научной среде единое понимание рекламы отсутствует. При применении системного подхода к изучению отношений, возникающих в рекламной деятельности, автором подтверждено, что рекламные отношения имеют три уровня: гражданско-правовой, административно-правовой и неправового в части взаимоотношений с общественными, в т.ч. саморегулируемыми организациями. Соответственно рекламные отношения неоднородны.

Что касается признаков рекламной деятельности, то они в некоторой степени совпадают с общими признаками предпринимательской деятельности.

Законодательство о рекламе носит комплексный характер, в нем нормы частного права пересекаются с нормами публичного права. Собственно, рекламные отношения требуют учета частных и публичных интересов, что приводит взаимодействие диспозитивного и императивного способов регулирования. Итак, для совершенствования рекламного законодательства должны использоваться гражданско-правовые инструменты, направленные на обеспечение оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, а также сбалансирования публичных и частных интересов субъектов рекламной деятельности.

Гражданское законодательство требуют создания отдельного раздела, посвященного именно договору о предоставлении рекламных услуг с определением его особенностей, начиная со сторон договора и его существенных условий и заканчивая ответственностью сторон такого договора. Это позволит избежать не только нарушение законодательства о рекламе, но и защитить интересы потребителей и предприятий-конкурентов. Это, прежде всего, защитит права потребителей и не позволит недобросовестным рекламодателям и производителям рекламы нарушать законодательство.


С целью идентификации ответственности физических и юридических лиц за нарушение рекламной деятельности предлагается в Законе о рекламе выделить самостоятельную главу, где формы ответственности будут систематизированы, поскольку недобросовестная реклама может быть актом недобросовестной конкуренции, могут быть использованы объекты авторского права, интеллектуальной собственности и иных смежных институтов права, что вызывает путаницу на практике.

Представляется, что для дальнейшего совершенствования рекламного законодательства и реализации государственной политики в этой сфере требуется поиск действенных инструментов, призванных усилить практическую составляющую, так как имеющийся нормативный аппарат видится больше декоративным.

Рекламные сообщения могут распространяться и доводиться до потребителя различными способами. Каждый вправе свободно распространять любую неограниченную к распространению информацию. Общие требования чтобы разместить наружную рекламу, содержатся в Законе о рекламе, где регламентированы исчерпывающие ограничения и запреты в рекламной деятельности. Федеральный закон «О рекламе», также, содержит в себе ссылочные нормы к техническим регламентам, которые должны устанавливать требования к порядку распространения телевизионной и радиорекламы, наружной рекламы и рекламы на транспорте. В особом порядке производится размещение наружной рекламы. Помимо общих требований, предусмотренных в ст. 19 Закона о рекламе, необходимо также учитывать конкретные нормы, установленные соответствующим региональным законодательством РФ в зависимости от места, где планируется размещение рекламной конструкции. Необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.

В Законе о рекламе не регламентированы многие аспекты. Например, такая разновидность скрытой рекламы как product placement. Необходимо установить законодательные требования, когда упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера являются законными, а когда нет. Или же проблема суррогатной рекламы. ФАС оценивает правомерность рекламы зонтичных брендов по критериям, которые законодательно не обусловлены. Следовательно, законодательное регулирование должно пересматриваться, вноситься ряд изменений в Федеральный закон «О рекламе», способствующих нормальному функционированию данного рынка.