Файл: Договоры в коммерческой деятельности (Понятие и виды обязательств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая система общественной жизни, ее форма имеют важное влияние на договорные отношения: в первом случае – направлены на их развитие; во втором случае локализуют их сферу.

Договор на всех стадиях развития товарно-денежных отношений в условиях частной собственности имел важную роль, т.к. является необходимой юридической формой, в которой владельцы товаров признают друг друга их собственниками, и в которой облечен переход товара от его собственнику другому лицу. Путь от производителя к потребителю, который проходит товар, происходит в форме договоров[16].

Стороны в любом договоре имеют широкую возможность определения его содержания, выбора лучшего варианта реализации своих прав и исполнения обязанностей.

Границами осуществления своих прав, пределами дозволенного являются запреты, установленные в договоре. Целью законного поведения сторон в договорных отношениях является принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

В соответствии п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации главным условием реализации договора является принцип его свободы, а также свобода субъектов, которые его заключают. Вместе с тем, указанный принцип имеет нормативное закрепление в ст. 421 «Свобода договора» указанного Кодекса. Свобода договора является одной из форм реализации права изъявления воли субъектов коммерческих отношений.

Данный принцип в полной мере отражается в законодательстве.

Так, физические и юридические лица самостоятельно принимают решение о вступлении в договорные отношения друг с другом. В соответствии с законодательством понуждение к заключению договора не допускается.

Кроме того, свобода договора предусматривает возможность заключать сторонами как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Кроме этого, свобода договора дает право сторонам заключить соглашение, которое имеет элементы различных договоров (смешанные договоры).

В заключении, свобода договора дает право сторонам по собственному усмотрению определить содержание условий договора, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.


2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юридические основы взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Все договоры, используемые в коммерческой деятельности, можно условно разделить на четыре группы:

1.  Реализационные договоры - такие договоры, которые регламентируют отношения по возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных нужд[17].

В данную группу входят следующие договоры:

- договор купли-продажи (одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);

- договор поставки (поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием);

- договор контрактации сельскохозяйственной продукции (производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи);

- договор о закупках товаров для государственных нужд (поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров);

- договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью (каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой);

- товарный кредит (банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее).

2. Посреднические договоры оформляют совершение лицом действий по поводу товара в интересах другого участника торгового оборота[18].

В данную группу входят следующие договоры:

- договор поручения (дна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия);

- договор комиссии (одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента);


- договор агентирования (одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала).

3. Договоры, способствующие торговле, имеют как торговое, так и общегражданское применение, главное назначение таких договоров – продвижение товаров от производителя к потребителям[19].

В данную группу входят следующие договоры:

- договор на проведение маркетинговых исследований (исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести исследование возможностей продаж соответствующего товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат исследования и оплатить стоимость работ);

- договор на создание рекламной продукции (одна сторона (рекламопроизводитель) обязуется выполнить по заданию другой стороны (рекламодателя) рекламную продукцию и сдать ее результат рекламодателю, а рекламодатель обязуется принять результат работы и оплатить его);

- договор на распространение рекламы (исполни­тель (рекламораспространитель) обязуется совершить в определенной сторонами форме и порядке действия по распространению соответствующих сведений о рекламируемом объекте или лице в целях привлечения интереса к этому объекту (лицу), а заказчик (рекламодатель) обязуется оплатить стоимость оказанных услуг);

- договор коммерческой концессии (франчайзинга) (одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания);

- договор хранения товаров (товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности);

- договор перевозки грузов (перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату).


4. Организационные договоры регулируют отношения между участниками товарного оборота и устанавливают порядок тех или иных действий, оформляют те или иные структуры[20].

В данную группу входят следующие договоры:

- договор о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров (направлен на расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже, имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий. Например, единая система денежных переводов по номеру телефона Сбербанк и «Тинькофф»);

- договор органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров (договоры, заключенные субъектами органов исполнительной власти, однако фактическое осуществление поставок производится юридическими лицами по самостоятельно оформляемым договорам);

- договор органов власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по вопросам производства и торговли.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Деятельность любой организации связана с заключением и исполнением договоров. Они обеспечивают снабжение сырьем и деталями, продажу товаров и услуг. Каждый контракт или соглашение влекут за собой правовые последствия, в том числе негативные в случае нарушения условий одной из сторон. Это принудительное изъятие вещей, взыскание денежных сумм (возмещение убытков, неустойка).

Поэтому в серьезной компании всегда создается Положение о договорной работе в организации (предприятии). На практике получили распространение три основных модели, которые служат основой его составления.

1) Система визирования договоров. Проект соглашения, основные условия разрабатываются заинтересованным отделом, который инициирует заключение сделки. Далее документ передается на согласование другим лицам в соответствии с Положением о договорной работе в организации (предприятии). По общему правилу, в список входят руководители подразделений, участвующие в исполнении контракта, юрисконсульт, первый руководитель. Ответственным за исполнение контракта в этом случае является инициатор, стоящий первым в списке. Он организовывает исполнение договора, согласовывает его с контрагентами, контролирует исполнение[21].


2) Положение по договорной работе на предприятии может предусматривать оперативное формирование группы для обсуждения и согласования определенного контракта. В нее обычно входит руководитель отдела, который непосредственно будет исполнять его, и смежных подразделений. Фактически она выполняет техническую часть, о результатах докладывает ответственному лицу (юристу, директору)[22].

3) Система делегирования полномочий. В этом случае основные положения договорной работы сводятся к тому, что некоторые отделы (их руководители) получают право на самостоятельное заключение соглашений по профилю своей деятельности. Чаще все они используют типовые формы, проверенные и согласованные с юристом. Такие схемы распространены в компаниях, где подписывается множество однотипных соглашений с клиентами - физическими лицами[23].

Ведение договорной работы с использованием каждого из перечисленных механизмов имеет плюсы и минусы. Так, группа может качественно решить поставленную задачу, но при условии, что сотрудники разных отделов способны на конструктивный диалог. Визирование - самый распространенный метод, но занимает много времени. Преимущества делегирования - оперативность, недостаток - трудность разрешения нетипичной ситуации, и опасность превышения полномочий.

В зависимости от конкретной сферы деятельности, договорная деятельность организации (предприятия) может быть построена разным образом. Если заключается большое количество контрактов на регулярной основе, обычно создается договорной отдел. Там осуществляется их учет, регистрация, хранение, его специалисты координируют действия всех других подразделений.

Если предприятие занимается производством и сбытом продукции, то ведение договорной работы часто возлагается на отдел сбыта, который занимается договорами поставки, оптовой купли–продажи, закупками сырья. В рекламной компании составлением контрактов на предоставление услуг часто занимается отдел маркетинга, в организациях по предоставлению услуг - отдел по работе с потребителями.

Если бизнес построен на недвижимости, часто создается отдел по управлению недвижимыми объектами (имуществом). На его сотрудников возлагается договорная деятельность организации по заключению соглашений с арендаторами, вопросы капитального ремонта, взаимодействия с пожарными и санитарными службами.

Как правило, порядок взаимодействия отделов, специалистов, юрисконсульта прописывается в локальном нормативном акте - Регламенте ведения договорной работы в организации, или в Положении. Документ содержит основные ключевые моменты, и утверждается первым руководителем.