Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность мотивации в современной организации и ее методы).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные теоретические аспекты системы мотивации
1.1.Сущность мотивации в современной организации и ее методы
1.2. Мотивация – как движущий элемент управления персоналом в современной организации
Глава 2. Исследование системы мотивации на примере ТОО «De Beers»
2.1. Общая характеристика организации ТОО «De Beers Kazakhstan»
2.2. Применение технологий мотивации в организации ТОО «De Beers Kazakhstan»
Глава 3. Совершенствование системы мотивации на примере TOO «De Beers Kazakhstan»
Рекомендация: следует предупреждать или, если этого не удалось сделать, разрешать и пресекать.
Рекомендации: на этой стадии выход из конфликта возможен при взаимном желании сторон и тактичном и психологически мотивированном вмешательстве третьего лица (руководителя, неформального лидера, обладающего экспертной властью). Пути выхода из конфликта на этой стадии - изложение в спокойной форме взаимных недовольств и претензий, акцент на сходных позициях, выяснение недоразумений, поиск точек соприкосновения и, в случае успеха, выход из конфликта.
2. Проблема: недостаточно высокая организационная и корпоративная культура в компании.
Рекомендации: основные методы формирования и поддержания организационной культуры, которые могут быть использованы в ТОО«De Beers Kazakhstan»:
1. Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
2. Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации, при этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то что не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.
Таким образом, опираясь на все предложенные мероприятия по совершенствованию эффективной системы мотивации персонала, руководству компании ТОО«De Beers Kazakhstan» следует придерживаться следующих направлений мотивации труда и управления персоналом:
- рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов стимулирования персонала;
- установить четкие цели и задачи, нормативы, положение о премировании, положение об оплате труда;
- связать социальные услуги с результатами работника;
- дать оценку индивидуальному вкладу каждого сотрудника в результаты деятельности фирмы на основе регулярной обратной связи;
- регулярно проводить анкетирование среди сотрудников компании, выявляя тем самым их пожелания и стремления;
- обеспечить возможность для роста сотрудников и раскрытия их потенциала;
- компенсировать затраты усилий сотрудников справедливым вознаграждением;
- дать сотрудникам такие примеры поведения, которые побуждали бы их к объединению в достижении общих целей;
- создать благоприятный психологический климат в компании, повысить организационную культуру.
3 рекомендация: Переменная часть вознаграждения - проценты, бонусы, премии. Их получение напрямую связано с результатами труда работника.
Этапы внедрения системы премирования по системе KPI
Прояснение целей бизнеса
Формирование рабочей группы
Формирование плана разработки и внедрения системы
Презентация плана топ-менеджерам, ее утверждение
Разработка показателей эффективности
Разработка целей и задач подразделений
Разработка KPI подразделений
Описание бизнес-процесса сбора данных для расчета премиальных выплат
Согласование KPI подразделений и их весов
Планирование и расчет премиального фонда предприятия, его подразделений
Разработка регламентирующих документов
Презентация системы руководителя и сотрудникам
Внедрение системы в тестовом режиме, внесение необходимых корректировок
Внедрение системы премирования в компании
Рис. 13. Этапы внедрения системы премирования в ТОО«De Beers Kazakhstan» по системе KPI[38]
Рекомендуем размер переменной части вознаграждения определять на основе ключевых показателей эффективности (KPI). Для подразделений и должностей определяют численно измеримые показатели эффективности их работы. Например, для работника отдела сбыта это может быть объем продаж, количество новых клиентов и объем дебиторской задолженности по клиентам. Эти показатели должны регулярно измеряться, и на их основе строго математически вычисляться размер бонуса KPI. Система должна быть полностью прозрачна и понятна сотруднику[39]. Чтобы внедрить систему премирования на основе KPI в ТОО«De Beers Kazakhstan», необходимо пройти этапы, представленные на рис. 18.
Описываемая система хороша для сотрудников, результат работы которых более всего влияет на финансово-экономические показатели предприятия. В ТОО «De Beers Kazakhstan» это, прежде всего, топ-менеджеры, менеджеры по продажам. Для сотрудников из разных подразделений размер бонуса, на который влияет KPI, может колебаться от 20% до 100% оклада. При этом формула начисления самого бонуса достаточно сложная в ней учитываются количество KPI, коэффициент выполнения каждого из них, а также его «вес», то есть коэффициент влияния (чем важнее для ТОО«De Beers Kazakhstan» показатель, тем «вес» выше).
Таким образом, подводя итоги по третьей главе и опираясь на все выше предложенные мероприятия по совершенствованию эффективной системы стимулирования персонала, руководству компании ТОО«De Beers Kazakhstan» следует придерживаться следующих направлений мотивации труда и управления персоналом:
1. При разработке и усовершенствовании экономических методов управления компанией управленческому персоналу ТОО« De Beers Kazakhstan» необходимо учитывать, что наибольшая эффективность воздействия экономических методов в управлении достигается при сочетании с иными методами (подкреплении экономических методов организационно-распорядительными и дополнении материального стимулирования социально-психологической мотивацией).
2. Чем будет лучше система экономического стимулирования, тем более четко она должна быть прописана в административных актах, распоряжениях, приказах, инструкциях, положении о премировании, положении об оплате труда и тем более понятнее должна быть доведена до рядового сотрудника руководством.
3. Следует развивать горизонтальные связи между отделами компании, которые носят как формальный, так и неформальный характер, это будет восполнять недостаток информации и способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации.
4. Регулярно проводить анкетирование среди сотрудников компании, выявляя тем самым их пожелания и стремления.
5. Необходимо компенсировать затраты усилий сотрудников справедливым вознаграждением.
6. Вести новую премиальную систему, в которой исполнитель должен четко представлять, в каком случае размер заработной платы и премий, т.е. уровень их материального благосостояния, повысится и чего ждет от него компания, чтобы это желание было обоюдным и согласованным
7. В целях увеличения экономической отдачи от социального пакета компания должна пытаться связать социальные услуги с производственными результатами работника.
8. Создать благоприятный психологический климат в компании при помощи организационной культуры и участия руководства в решении конфликтных ситуаций, учитывать типы темперамента своих сотрудников. 9.
Руководитель компании должен стать примером такого отношения к делу, такого поведения, которое предполагает развитие у подчиненных чувство уважения к руководству, друг к другу, соблюдении моральных принципов и сопричастности к делу и целям компании и решению общеорганизационных вопросов, нацеленных на общий успех.
Заключение
Мотивация – внутренняя потребность человека в чем-либо. Понятие мотивации рассматривали множество авторов и каждый видел свое понимание в этом понятии.
Оценка мотивации активности как процесса предусматривает исследование различных фаз реализации стимулирования активности, а также исследования осуществления определенных этапов интеграции стратегий и целей отдельных организаций и целей конкретных работников для достижения оптимизации удовлетворения физических и духовных потребностей обоих.
Система мотивации определяется конкретной ситуацией, в которой работает предприятие. Эффективность системы мотивации персонала на предприятии характеризуется с помощью следующих показателей:
– приверженность и лояльность персонала к предприятию;
– заинтересованность персонала в конечном результате;
– продуктивность деятельности персонала и удовлетворенность своим трудом;
– привлекательность предприятия на рынке труда.
Мы провели исследование системы мотивации на примере ТОО «De Beers Kazakhstan».
ТОО «De Beers Kazakhstan» занимается оптовой и розничной торговлей ювелирными изделиями и часами.
Выручка в 2015 году составила 14 млн. 550 тыс. рублей, что на 1 млн. 400 тыс. рублей (11%) больше чем в 2014 году. Данный показатель в 2016 году возрос на 4 млн. 279 тыс. рублей, что на 30% больше по отношению к 2015 году.
Также из показателей хозяйственной деятельности компании видно, что за период с 2014 года по 2016 год произошло увеличение среднесписочной численности сотрудников с 27 человек до 35 человек, данное увеличение составило 30%. За анализируемые периоды 2016 года по отношению к 2014 году наблюдается рост фонда оплаты труда с 4 млн. 580 тыс. рублей до 8 млн. 820 тыс. рублей, что составило 93%.
Организационная структура построена по линейно-функциональному она обеспечивает разделение труда по функциям предприятием. В то же время структура управления как негибкая, приспособленная для внутренних задач, а не
Структура персонала представлена в основном основными сотрудниками, такими как продавцы, кассиры, заведующие и т.д. По гендерному признаку в ТОО «De Beers Kazakhstan» преобладают женщины.
Управление персоналом компании ТОО «De Beers Kazakhstan» осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально - психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается с использованием экономических методов.
Наиболее значимыми для работников организации в настоящее время являются такие факторы как: высокая заработная плата, продвижение, признание и сама работа, престиж организации, похвала руководства.
В ТОО «De Beers Kazakhstan» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала. При этом основным методом материальной мотивации является оплата труда, включая надбавки и премии, доплаты. Для распределения сдельного заработка применяется коэффициент трудового участия. Кроме того, на предприятии действует определенная система материальной помощи, а также льгот и компенсаций, в том числе, предоставление оплачиваемых дней сотрудникам в связи с определенными событиями.
Существующая система мотивации ТОО «De Beers Kazakhstan» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения.
В третьей главе были предложены рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности системы мотивации персонала:
1.При разработке и усовершенствовании экономических методов управления компанией управленческому персоналу ТОО« De Beers Kazakhstan» необходимо учитывать, что наибольшая эффективность воздействия экономических методов в управлении достигается при сочетании с иными методами (подкреплении экономических методов организационно-распорядительными и дополнении материального стимулирования социально-психологической мотивацией).
2. Чем будет лучше система экономического стимулирования, тем более четко она должна быть прописана в административных актах, распоряжениях, приказах, инструкциях, положении о премировании, положении об оплате труда и тем более понятнее должна быть доведена до рядового сотрудника руководством.
3. Следует развивать горизонтальные связи между отделами компании, которые носят как формальный, так и неформальный характер, это будет восполнять недостаток информации и способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации.
4. Регулярно проводить анкетирование среди сотрудников компании, выявляя тем самым их пожелания и стремления.
5. Необходимо компенсировать затраты усилий сотрудников справедливым вознаграждением.
6. Вести новую премиальную систему, в которой исполнитель должен четко представлять, в каком случае размер заработной платы и премий, т.е. уровень их материального благосостояния, повысится и чего ждет от него компания, чтобы это желание было обоюдным и согласованным