Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Понятие и функции мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и функции мотивации персонала
2. ПОЛИТИКА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.1. Особенности системы мотивации персонала малых предприятий
2.2. Проблемы снижения мотивации персонала в малом бизнесе
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТОУМАРКЕТ»
3.1. Краткая характеристика ООО «Стоунмаркет»
3.2. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования труда
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в ОООО «Стоунмаркет»
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и функции мотивации персонала
Термин «мотивация» впервые появился в 1813 г. в работе А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» и определялся как «причинность, видимая изнутри» [22, с. 4].
Трудовая мотивация привлекала внимание задолго до появления самого термина – с момента возникновения организации и необходимости подчинять действия занятых в ней людей ее целям и задачам. Лишь с начала ХХ в. стали предприниматься серьезные попытки поиска эффективных методов мотивации, выходящие за рамки экономической категории. По утверждению Ли Якокки, когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть – в мотивации людей [23, с. 12].
Мотивацию можно рассмотреть в двух направлениях:
1) Мотивация рассматривается со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Типичным в данном подходе может служить определение мотивации, данное О.С. Виханским и А.И. Наумовым, как совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [5, с. 3];
2) Мотивация рассматривается как динамичное образование, процесс. Типичным в рамках второго подхода является определение М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Эти две позиции взаимно дополняют друг друга и по своей сути являются отражением двух сторон мотивации как явления. За основу мы принимаем такое определение понятия, мотивация - это процесс побуждения к активному действию, сосредоточенное на формировании мотивов трудового поведения под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов. [12, с. 22].
«Двойственность» в понимании мотивации способствовала появлению и развитию двух классов теорий мотивации – содержательных и процессуальных (Приложение А). Первые анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию, и сконцентрированы в значительной степени на выявлении потребностей у людей, определении их приоритетности, влиянии на мотивацию (теории А. Маслоу, Ф. Херцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда) [15, с. 11]. Процессуальные теории, появление которых связано с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера, рассматривают мотивацию, прежде всего, как процесс и акцентируют внимание на когнитивных предпосылках поведения, реализуемых в мотивации и деятельности. Появившиеся впоследствии теории справедливости и атрибуции внесли дополнительный вклад в развитие представлений о мотивации, хотя и не позволили создать ее единую концепцию [7, с. 15].
Различают три типа мотивации:
1) нормативную – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия, т. е. убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.;
2) принудительную – использование власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
3) мотивацию посредством стимулирования – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Для понимания мотивации и создания ее модели воспользуемся системным и процессным подходами. Системный подход предполагает взгляд на мотивацию, как на открытую социо-техническую систему. Процессный подход представляет мотивацию как непрерывный процесс рождения мотивов. В самом общем виде мотивацию трудовой деятельности представим в виде следующей модели (рис. 1)
Рис. 1- Процессный подход к мотивации трудовой деятельности
Источник: Шаховой, В. А. Мотивация трудовой деятельности/ В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. - М.: Альфа-Пресс, 2014. – С. 332.
Процесс мотивации начинается с личности, которая и является объектом и субъектом мотивации. Задачу по удовлетворению потребностей, которые имеет определенная личность, можно решить, создав мощные мотивы трудовой деятельности человека [4, с. 7].
Труд и его оценка является конечным пунктом процесса мотивации и важнейшим элементом системы мотивации. Именно он дает оценку эффективности мотивации труда в организации. Личность работника с точки зрения мотивации характеризуется четырьмя основными элементами: психологической структурой, ценностной структурой, потребностями и интересами (рис. 2) [20, с. 19].
Рис. 2- Личность работника с точки зрения мотивации
Потребности - это внутреннее ощущение личности о необходимых условиях и средствах его существования и самосовершенствования, а также стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания. Основные виды потребностей представлены содержательными теориями мотивации [2, с. 88].
Некоторые потребности имеют непосредственное отношение к проблемам мотивации труда и обладают конкретно-трудовыми значениями.
Выделим несколько таких потребностей, которые условно можно обозначить как содержательные:
Самоуважение – это потребность в добросовестной трудовой деятельности, которая не зависит от оплаты и контроля труда личности.
Самоутверждение – это потребность в высоких качественных и количественных показателях труда, которые достигаются ради одобрения и повышения авторитета личности [13, с. 12].
Кроме этих потребностей, в процессе труда возникают потребности в справедливости и в удовлетворении ожиданий – процессные потребности.
Характер потребностей определяется психологической и ценностной структурами личности.
Составляющими психологической структуры являются: характер и темперамент личности, ее направленность, предрасположенность, способности, одаренность, производительность.
Ценностная структура личности – это совокупность различных ценностей, т.е. представлений человека о главных и важных целях жизни и своей трудовой деятельности, о средствах и методах достижения этих целей [10, с. 23].
Если психологическая структура человека является врожденной, то ценностная структура формируется в процессе воспитания и образования. Большое влияние на структуру ценностей оказывает жизненный опыт, социальное положение, материальное обеспечение, национальность, вероисповедание, возраст и здоровье человека.
Если потребности говорят о том, что необходимо человеку и в чем он испытывает нужду, то психологическая структура говорит о его возможностях, а ценностная структура призвана ответить на вопрос есть ли необходимость в удовлетворении этих потребностей с точки зрения ценностей человека, в свою очередь интересы объясняют как, когда и где действовать чтобы удовлетворить человеку свои потребности [25, с. 48].
Задачей трудовой среды (рис.3) [20, с. 332].в модели мотивации труда является создание мотивирующих условий для эффективной работы человека в организации.
Рис. 3-Задачей трудовой среды в модели мотивации труда
Организационная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива. Основными элементами организационной культуры являются: миссия организации – ее общая философия и политика, базовые цели организации, доминирующие в ней моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы. Организационная культура предполагает не только формирования делового кредо организации, но и доведение его до каждого работника, включение его в систему личной мотивации [21, с. 15].
Средства труда представляют собой вещи, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, здания и транспорт и т.д. Техническое состояние этих средств, их степень их степень изношенности, использование передовых технологий влияют на производительность труда работников и на их мотивацию [16, с. 44].
Итак, мотивация в управлении персоналом организации - это процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
Целью данного процесса является организация совокупности условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации кратко может быть разделен на следующие периоды: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
1.2. Виды мотивации
Существуют различные виды мотивации.
В зависимости от основных групп потребностей мотивация бывает материальная, трудовая и статусная [14, с. 24].
Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни. Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в виде материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество [3, с. 13].
Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко [6, с. 21].
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому [8, с. 15].
К положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т. п.
Отрицательная мотивация — это, прежде всего материальные взыскания, снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности.
По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю [28, с.1]..
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, связанная с оценкой успешности работы сотрудника руководством компании. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой.
Внутренняя мотивация (интринсивная) подразумевает что, работник сам дает оценку своих результатов, и сам осознает, какие задачи он должен выполнить.
Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:
- внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
- если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
- при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
- рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации [29, с. 17]..
Таким образом, мы можем сделать несколько выводов:
Малый бизнес - это хозяйствующий субъект, отнесенный в соответствии с определенными законом условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого предпринимательства [1, c. 2].
Для малых предприятий среднесписочная численность рабочих не превышает 100 человек, для микропредприятий - 15 человек.
Мотивационный менеджмент – это искусство построения системы управления персоналом, используя как ресурсы авторитетного менеджера, так и внутренние ресурсы подчиненных – их желания и потребности.
Мотивация в управлении персоналом организации - это процесс активизации мотивов работников и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду [2, c. 31].
Кроме того, мы определили, что существуют разные виды мотивации:
- Мотивация бывает материальная, трудовая и статусная;
- Положительная и отрицательная;
- Внутренняя и внешняя.