Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль игры в развитии младших школьников
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня знаний по математике у младших школьников
2.2 Проведение формирующего эксперимента
2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст является важным переходным этапом в онтогенезе, где достаточно интенсивно развиваются и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. « techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» – наука) – совокупность приемов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1) совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
2) логика, последовательность компонентов;
3) методы, приемы, действия, операции;
4) гарантия результата.
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.
Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом»
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учеба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель.
В наше время все больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать ее в обучении.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: использование игровых технологий в начальных классах.
Цель исследования: изучить и проанализировать использование игровых технологий в начальных классах.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;
2) рассмотреть классификацию игровых технологий;
3) проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах;
4) обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах;
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.
Гипотеза исследования – использование игр и игровых упражнений в процессе обучения математике позволит повысить уровень знаний младших школьников.
Теоретико-методологическим основанием исследовательской работы послужили идеи об интегральных характеристиках человека как личности, индивида и субъекта деятельности и отношений, разработанных в трудах А.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.; методологические принципы личностно-деятельностного подхода, сформулированных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; концепции учебной деятельности (А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина и др.); выделение игровой деятельности в качестве ведущей у младших школьников (Д.Б. Эльконин).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль игры в развитии младших школьников
Одним из эффективных средств общеличностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает игра. Включение игры в контекст урочных и внеклассных занятий способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество. Игра – это детский мир, наполненный множеством интересных идей, сказок, необычных мыслей, вопросов. В этой среде ребенок чувствует себя комфортно, на этой «территории» ребенок растет, развивает свои способности, мыслит, общается со сверстниками, узнает их и себя в человеческом обществе. С помощью игры ребенок развивается как умственно, так и физически. Рассматривая игру с другой стороны, можно отметить, что она также является эффективным средством воспитания детей, важным фактором, воздействующим на процесс формирования их личностных качеств и выполняющим важные функции социализации растущего человека. Практический результат использования педагогического потенциала детской игры тем выше, чем глубже педагог осмыслит сущность феномена игры, способы методической организации игровой деятельности детей [4].
Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. В истории педагогики, как российской, так и зарубежной, сформировались две линии использования игры в воспитательном процессе: во всестороннем гармоническом развитии и в узкодидактических целях.
По мнению К.Д. Ушинского, игры могут определить поведение ребенка в обществе, его характер. Например, ребенок, который привык подчиняться в игре или, наоборот, командовать, лишь с большим трудом сможет отучиться от этого в реальной жизни [9]. Поэтому игра является сильным «орудием» воспитания в руках педагога-профессионала, задача которого – подобрать такие игры, которые будут не только увлекать детей, но и воспитывать, развивать их. Игрой можно направлять ребенка, способствовать формированию у него положительного опыта. Процесс игры является эффективным средством для налаживания контактов в коллективе, для развития коммуникабельности. Многие игры вызывают чувство соревнования, желание быть первым, выиграть. Педагог при этом может скорректировать процесс так, чтобы он способствовал формированию чувства сопереживания, толерантности и других положительных качеств.
Взрослым, порой, кажется, что игра – это простое беззаботное занятие. Однако игровая деятельность требует огромных усилий от ребенка. Ребенок, играя, отдает максимум энергии, физических и умственных сил. Он тренирует выдержку, волю, самостоятельность, ответственность, внимательность. Игра является полноценным социальным процессом деятельности.
Н.К. Крупская утверждала, что для детей игра – это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает форму, цвет, свойства вещей, знакомится с животным и растительным миром. Педагог полагала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка, воспитывает многие положительные качества: оптимизм, активность воображения, любознательность, инициативность. Она считала, что игра развивает не только ум, но и органы чувств, мускулатуру.
Особое внимание Н.К. Крупская уделяла изучению игры как воспитателя коллективистических чувств. Она утверждала, что в игре ребенок учится справляться с трудностями, познает окружающие явления и предметы, ищет выходы из сложившихся ситуаций. Подобные игры формируют настоящих организаторов, которые стремятся к своей цели и увлекают за собой остальных. Н.К. Крупская считала, что нужно давать свободу инициативе и творчеству детей. Кроме того, она акцентировала внимание на том, что «нельзя шаблонизировать игры». В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако стоит отметить, что необходимо отклонять опасные игры, способствующие появлению отрицательных впечатлений [6].
А.С. Макаренко поддерживал и развивал идеи Н.К. Крупской по данному вопросу. Он, в свою очередь, придавал игре огромную значимость в воспитании и развитии ребенка. Макаренко утверждал, что ребенок, играя, показывает, каким он может быть в труде. Поэтому «воспитание будущего деятеля» проистекает именно в игре. Важно отметить, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого человека работа; в игре формируются такие физические и психологические навыки, которые в дальнейшем будут нужны для работы. Это инициативность, умение побеждать трудности, терпеливость, творческие способности [7].
Изучив опыт ученых по данному вопросу, обобщая, отметим, что игра – это эффективное средство воспитания детей. Особенно актуально применение игры в ходе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задача воспитателя заключается в подборе правильных игр, которые станут не только увлечением детей, но и помогут в формировании полезных качеств личности.
Современные педагоги также единодушны в том, что игра в детстве является ведущим видом деятельности ребенка. Под деятельностью мы понимаем фактор, способ существования и развития личности, всесторонний процесс преобразования ею окружающей действительности (в том числе и самого человека) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. «Именно в процессе деятельности, отмечает Е.В. Головнева, ребенок вступает в общение с другими, познает окружающий мир, развивает и совершенствует свои навыки и умения; учится создавать материальные и духовные ценности, проявлять заботу о своих близких, о школе, в которой учится, о доме, улице, городе, стране, в которой живет, обо всем человеческом обществе и таким образом формирует с окружающим миром и людьми определенные взаимоотношения» [4, с. 34].
Игровая деятельность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципом и способом его жизнедеятельности, методом познания для детей и методом организации их жизни и деятельности. Игра для ребенка – это необходимая составляющая для всестороннего развития как личности. Игра для педагога, воспитателя – это одно из основных средств воспитания и обучения ребенка, средство создания подходящей психологической обстановки для формирования личности.
Младший школьный возраст (6-10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. С.Л. Рубинштейн писал: «В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек». Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.
В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Е.Ф. Рыбалко отмечает: «Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и других» [11].
В первые дни учебы в школе большое значение имеет опыт, приобретенный ребенком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же «уникальные и единственные». Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе [9].
Таким образом, включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности [12].