Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная функция. По мнению Н.П. Аникеевой, игра может быть включена в любую деятельность [1, с. 3]. Эту особенность игры общество использовало во все времена как эффективное средство обучения типу поведения и деятельности. О.С. Газман развил эту мысль и утверждал, что игра имеет прямое отношение ко всем видам деятельности – познанию, труду, искусству, физической культуре, общению, поэтому она и предстает в качестве системного средства приобщения детей и подростков к духовной и материальной культуре, а значит, выполняет развивающие и образовательные функции [3]. Недаром в различных образовательных учреждениях все большую популярность принимают интерактивные технологии, в основе которых очень часто лежит игра. Доказано не одним десятком исследователей, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения.

Коммуникативная функция. Игра априори является социальной. По мнению специалистов, игра является сильнейшим средством социализации ребенка. Собственно в игре находятся решения проблем межличностного взаимоотношения. В игре ребенок приобретает социальный опыт взаимоотношений между людьми, опыт сотрудничества и соперничества. Для более эффективного развития и закрепления конструктивных коммуникативных связей детского коллектива педагогу необходимо как можно больше включать детей в ситуации общения, совместной деятельности, творчества. Более того, в теории игр существует такое понятие, как коммуникативные игры. Под ними понимаются игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков.

Диагностическая функция. По мнению С.А. Шмакова, игра «диагностичнее» любой другой деятельности человека. Во-первых, в игре индивид старается проявить максимум своих физических сил, интеллекта, творчества. Во-вторых, имеет возможность самовыражения [10]. Именно это и определяет место игры в развитии, как личности, так и всего детского коллектива. Диагностический потенциал любой игры иногда намного выше, чем иного психологического теста, поэтому задача педагога на основе своего опыта и профессионализма использовать этот потенциал.

Социокультурная функция подчеркивает культурологический, средовой аспект игры, ее органическую связь с культурой народа. Игры черпают свое содержание из труда и быта окружающих. Освоение ребенком богатств общечеловеческой и национальной культуры позволяет ребенку проявлять себя в социуме.


Корректирующая функция может выступать и как корректирующая, и как регулирующая. Начиная проводить корректирующее воздействие на ребенка, группу детей и детский коллектив в целом, учителю нужно отдавать себе отчет в том, что в деле такого рода нужно действовать по врачебному принципу «Не навреди!». Именно поэтому педагогу, заметившему нуждающиеся в коррекции свойства личности, внутригрупповые процессы и т.д., нужно обратиться за помощью к специалистам – психологам, тренерам, психотерапевтам (в случае крайней необходимости).

Самоактуализирующая функция проявляется в том, что для ребенка игра важна как сфера реализации своих возможностей и способностей.

Терапевтическая функция игровой деятельности широко используется в практических целях. Существует специальная «игровая терапия», использующая развернутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении ребенка (застенчивости, неприспособленности, агрессии, замкнутости, фобий и т.д.), для лечения психических заболеваний. «Playtherapy» есть не что иное, как использование игры как диагностической методики и терапевтического средства. Функция очень похожа на корректирующую или регулирующую, но отличается тем, что корректирующее воздействие должен проводить только специалист-психотерапевт. Методы игровой терапии описаны К. Роджерсом и применяются как в условиях группы, так и при индивидуальной работе с ребенком [7].

Таким образом, важно отметить, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей.

2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Выявление исходного уровня знаний по математике у младших школьников

Объект исследования: экспериментальная группа в количестве 20 учеников 2-го класса. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. Исследование проводилось по выше описанной методике.

На первом этапе нашего исследования мы провели констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление исходного уровня знаний у младших школьников по математике.

Список учащихся класса и успеваемость по математике приведен в приложении 1.

На начальном этапе констатирующего эксперимента среди учащихся класса был проведен опрос в виде следующей анкеты:

1. Какие уроки ты больше всего любишь:

– с использованием игр;

– главное, чтобы было интересно;

– с использованием таблиц, схем, рисунков.

2. Если бы ты был учителем, чего было бы больше у тебя на уроках?

– использование игр;

– работа с учебниками;

– использование таблиц, схем, рисунков.

3. Как часто на уроках математике бывают игры:

– не очень часто;

– часто;

– очень часто.

4. Как ты относишься к игре на уроке?

– очень хочется участвовать;

– нет большого желания поддерживать игру;

– игра на уроке – простая трата времени.

5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

– очень большая,

– большая,

– затрудняюсь ответить.

В ходе реализации начального этапа констатирующего исследования были получены следующие данные.

«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)

Таблица 1

Тип урока

Главное, чтобы было интересно

С использованием игры

С использованием таблиц, схем, рисунков

Количество выборов

51%

28%

21%

Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.

«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)

Таблица 2

Приемы работы

Использование игр

Работа с учебником

Таблицы, схемы, рисунки

Количество выборов

67%

17%

16%

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 67% отмечают желание видеть на уроке игры.

«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)

Таблица 3


Частота использования

не очень часто

часто

очень часто

Количество выборов

43%

38%

19%

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.

«Как ты относишься к игре на уроке? «, (в %)

Таблица 4

Отношение

Очень хочется участвовать

Нет большого желания поддерживать игру

Игра на уроке – пустая трата времени

Количество выборов

87%

13%

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке

«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? «, (в %)

Таблица 5

Отношение к использованию игры на уроке

Очень большая

Большая

Затруднились ответить

Количество выборов

64%

19%

17%

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 64% отмечают значение включения игры в урок как – очень большое.

Из всего этого можно сделать вывод: младшим школьникам нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу, и с удовольствием в них участвуют.

Далее была применена методика «Рисование по точкам», которая определяет уровень ориентировки учащихся на заданную систему требований в школе.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче № 5 – четырехлучевая звезда.

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня». (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)


Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: «Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, «треугольник» экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?» Получив ответ «нет», экспериментатор говорит: «Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его».

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче, прежде всего, устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 – любой четырехугольник, в задаче № 6 – любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1) соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;