Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для развития логического мышления на уроках математике детям были предложены дидактические игры. На первый план при этом выдвигается умственная задача, для решения которой следует прибегнуть к сравнению, анализу и синтезу. В этих играх дети должны делать умозаключения и высказывать суждения. Это будет содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.

В играх ребенок проявляет инициативность и развивает находчивость, приучается к труду, к точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Младшие школьники очень любят соревноваться. Даже самые скучные вещи, «завернутые» в соревновательную оболочку, вызывают у них интерес. Для автоматизации навыка устного счета на внеклассных занятиях используется также игра «Математический биатлон». В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять — за промахи либо добавляются дополнительные круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться: за «промах» тоже начисляются штрафные очки.

В начале соревнования каждый ребенок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листке. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Учитель отрезает ножницами полоску с ответами ученика и отдает этот «похудевший» вариант другому ученику. Полоску с ответами он оставляет у себя. В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять. При этом за каждый пример, решенный правильно, ученику начисляется очко, а за каждый пример, решенный неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался.

Всего в пособии 5 «биатлонов», по 12 вариантов в каждом, от вычислений в пределах 10 до вычислений во втором десятке. Половина вариантов в каждом биатлоне более легкая (на них нарисован воздушный шарик), а другая половина более тяжелая (на них нарисована гирька). Разноуровневые варианты позволяют при необходимости уравнять шансы более сильных детей и детей послабее.


Следующие игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.

Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек.

1. Составить из пяти палочек флажок; лопатку; два равных треугольника и один четырехугольник.

Из шести палочек – домик, прямоугольник.

В результате практических поисков дети приходят к какому-то решению (составить, видоизменить фигуру), видят и называют получившиеся геометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники и др.), понимают значение слова общая по отношению к стороне, смежная для двух фигур и т. д.

На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически.

1. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.

2. Убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник.

3. Убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

4. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

Третий этап обучения направлен на то, чтобы постепенно подводить детей к решению задач в уме, направлен на развитие творческой мыслительной деятельности. Даются задания на более сложное преобразование путем перекладывания палочек.

1. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки, чтобы квадратов стало 5.

2. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.

Игра с палочками развивает у детей самостоятельность мышления, творческую инициативу, что необходимо для успешного овладения учебным материалом в школе.

Для научения младших школьников правильно делать проверку сложения вычитанием предлагается на уроках математики использовать уроки с использованием игровых элементов.

Цели урока:

1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием.

2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения.

3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.


5. Развивать навыки счета, математическую смекалку.

6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.

7. Развивать интерес к предмету, математическую речь.

8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование: девиз урока, опорные слова: слагаемое, сумма, проверка, наборное полотно с кружочками, карта этапов урока (выполнена на ватмане), сигнальные карточки (светофорчик для контроля ответа, карточки с восклицательным/вопросительным знаком для проверки усвоения материала, карточки эмоций), карточки с математическими заданиями (примеры и задачи), бурундучки, цветочки.

В результате систематического использования игровых технологий, повысились учебные возможности детей. Повысился темп работы на уроках, возросла активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Дети с высокими учебными возможностями не только с удовольствием выполняли игровые задания повышенной сложности, но и сами придумывали игровые задания по аналогии с заданиями предложенными учителем. Повысился интерес к предмету, следовательно - познавательная активность.

2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников

Третьим этапом опытно-экспериментальной работы является контрольный эксперимент. Для его организации была определена следующая цель: выявить насколько эффективно применение на уроках математики игр и игровых упражнений по повышению уровня знаний по математике у младших школьников.

Контрольный этап эксперимента организован в соответствии с подэтапами констатирующего эксперимента по аналогичным методикам.

Был повторен опрос младших школьников с помощью анкеты, которая предлагалась им на констатирующем этапе. С помощью анкеты были получены следующие данные.

«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)

Таблица 8

Тип урока

Главное, чтобы было интересно

С использованием игры

С использованием таблиц, схем, рисунков

Количество выборов

53%

33 %

14%


Таким образом, на контрольном этапе исследования 53 % детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса, 33 % детей считают, что уроки с использованием игр наиболее интересны.

«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)

Таблица 9

Приемы работы

Использование игр

Работа с учебником

Таблицы, схемы, рисунки

Количество выборов

80 %

12 %

8 %

Из данных таблицы видно, что наибольшее количество младших школьников предпочитают, чтобы школьный материал на уроках преподносился им в виде игр (80 %).

«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)

Таблица 10

Частота использования

Не очень часто

Часто

Очень часто

Количество выборов

10 %

65 %

25 %

Как видно из таблицы, дети после проведения формирующего эксперимента, считают, что игры используются на уроке часто (65%), 25% считают, что их используют очень часто и только 10 % думают, что игры используются не очень часто. Следовательно, есть школьники, которым не хватает игровых моментов на уроках. Таким образом, игры на уроках можно использовать еще чаще.

«Как ты относишься к игре на уроке?», (в %)

Таблица 11

Отношение

Очень хочется участвовать

Нет большого желания поддерживать игру

Игра на уроке – пустая трата времени

Количество выборов

100%

Таким образом, все дети – 100% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.

«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? «, (в %)

Таблица 12

Отношение к использованию игры на уроке

Очень большая

Большая

Затруднились ответить

Количество выборов

80 %

15 %

5 %

Из данной таблицы видно, что 80% младших школьников осознали, что от использования игры на уроке математики очень большая польза, 15% детей считают, что игры приносят большую пользу в усвоении материала, только 5% детей затруднились ответить на этот вопрос.


В таблице 13 сведены полученные результаты ответов на анкету в констатирующем и контрольном экспериментах.

Таблица 13

Сводные данные об ответах на анкету по констатирующему и контрольному этапах эксперимента

№вопр

Вопрос анкеты

Чтобы было интересно

С испол .игр

С исп. схем, табл., рис

конст

конт

конст

конт

конст

конт

1

Какие уроки ты любишь

51

53

28

33

21

14

2

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры

Не очень часто

часто

Очень часто

43

10

38

65

19

25

3

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке

игр

Работа с учениками

Исп. схем, таблиц, рис.

67

80

17

12

16

8

4

Как ты относишься к игре на уроке

Очень хочу участ.

Не было жел.участв.

Игры – пустая трата времени

87

100

13

-

-

-

5

Какая польза от игры на уроке

Очень большая

большая

Затрудняюсь ответить

64

80

19

15

17

5

Как видно из таблицы 13, ответы детей на вопросы анкеты после проведения формирующего эксперимента изменились. У наибольшего количества младших школьников сформировалось мнение о том, что игры помогают им закреплять, обобщать, систематизировать полученные знания. Все учащиеся второго класса хотят участвовать в играх, проводимых на занятиях.