Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль игры в развитии младших школьников
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня знаний по математике у младших школьников
2.2 Проведение формирующего эксперимента
2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников
Для развития логического мышления на уроках математике детям были предложены дидактические игры. На первый план при этом выдвигается умственная задача, для решения которой следует прибегнуть к сравнению, анализу и синтезу. В этих играх дети должны делать умозаключения и высказывать суждения. Это будет содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.
В играх ребенок проявляет инициативность и развивает находчивость, приучается к труду, к точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В игре дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.
Младшие школьники очень любят соревноваться. Даже самые скучные вещи, «завернутые» в соревновательную оболочку, вызывают у них интерес. Для автоматизации навыка устного счета на внеклассных занятиях используется также игра «Математический биатлон». В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять — за промахи либо добавляются дополнительные круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться: за «промах» тоже начисляются штрафные очки.
В начале соревнования каждый ребенок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листке. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Учитель отрезает ножницами полоску с ответами ученика и отдает этот «похудевший» вариант другому ученику. Полоску с ответами он оставляет у себя. В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять. При этом за каждый пример, решенный правильно, ученику начисляется очко, а за каждый пример, решенный неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался.
Всего в пособии 5 «биатлонов», по 12 вариантов в каждом, от вычислений в пределах 10 до вычислений во втором десятке. Половина вариантов в каждом биатлоне более легкая (на них нарисован воздушный шарик), а другая половина более тяжелая (на них нарисована гирька). Разноуровневые варианты позволяют при необходимости уравнять шансы более сильных детей и детей послабее.
Следующие игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но с другим количеством квадратов или треугольников.
Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек.
1. Составить из пяти палочек флажок; лопатку; два равных треугольника и один четырехугольник.
Из шести палочек – домик, прямоугольник.
В результате практических поисков дети приходят к какому-то решению (составить, видоизменить фигуру), видят и называют получившиеся геометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники и др.), понимают значение слова общая по отношению к стороне, смежная для двух фигур и т. д.
На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически.
1. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.
2. Убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник.
3. Убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
4. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.
Третий этап обучения направлен на то, чтобы постепенно подводить детей к решению задач в уме, направлен на развитие творческой мыслительной деятельности. Даются задания на более сложное преобразование путем перекладывания палочек.
1. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 2 палочки, чтобы квадратов стало 5.
2. В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.
Игра с палочками развивает у детей самостоятельность мышления, творческую инициативу, что необходимо для успешного овладения учебным материалом в школе.
Для научения младших школьников правильно делать проверку сложения вычитанием предлагается на уроках математики использовать уроки с использованием игровых элементов.
Цели урока:
1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием.
2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
5. Развивать навыки счета, математическую смекалку.
6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
7. Развивать интерес к предмету, математическую речь.
8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: девиз урока, опорные слова: слагаемое, сумма, проверка, наборное полотно с кружочками, карта этапов урока (выполнена на ватмане), сигнальные карточки (светофорчик для контроля ответа, карточки с восклицательным/вопросительным знаком для проверки усвоения материала, карточки эмоций), карточки с математическими заданиями (примеры и задачи), бурундучки, цветочки.
В результате систематического использования игровых технологий, повысились учебные возможности детей. Повысился темп работы на уроках, возросла активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Дети с высокими учебными возможностями не только с удовольствием выполняли игровые задания повышенной сложности, но и сами придумывали игровые задания по аналогии с заданиями предложенными учителем. Повысился интерес к предмету, следовательно - познавательная активность.
2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников
Третьим этапом опытно-экспериментальной работы является контрольный эксперимент. Для его организации была определена следующая цель: выявить насколько эффективно применение на уроках математики игр и игровых упражнений по повышению уровня знаний по математике у младших школьников.
Контрольный этап эксперимента организован в соответствии с подэтапами констатирующего эксперимента по аналогичным методикам.
Был повторен опрос младших школьников с помощью анкеты, которая предлагалась им на констатирующем этапе. С помощью анкеты были получены следующие данные.
«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)
Таблица 8
Тип урока |
Главное, чтобы было интересно |
С использованием игры |
С использованием таблиц, схем, рисунков |
Количество выборов |
53% |
33 % |
14% |
Таким образом, на контрольном этапе исследования 53 % детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса, 33 % детей считают, что уроки с использованием игр наиболее интересны.
«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)
Таблица 9
Приемы работы |
Использование игр |
Работа с учебником |
Таблицы, схемы, рисунки |
Количество выборов |
80 % |
12 % |
8 % |
Из данных таблицы видно, что наибольшее количество младших школьников предпочитают, чтобы школьный материал на уроках преподносился им в виде игр (80 %).
«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)
Таблица 10
Частота использования |
Не очень часто |
Часто |
Очень часто |
Количество выборов |
10 % |
65 % |
25 % |
Как видно из таблицы, дети после проведения формирующего эксперимента, считают, что игры используются на уроке часто (65%), 25% считают, что их используют очень часто и только 10 % думают, что игры используются не очень часто. Следовательно, есть школьники, которым не хватает игровых моментов на уроках. Таким образом, игры на уроках можно использовать еще чаще.
«Как ты относишься к игре на уроке?», (в %)
Таблица 11
Отношение |
Очень хочется участвовать |
Нет большого желания поддерживать игру |
Игра на уроке – пустая трата времени |
Количество выборов |
100% |
– |
– |
Таким образом, все дети – 100% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.
«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? «, (в %)
Таблица 12
Отношение к использованию игры на уроке |
Очень большая |
Большая |
Затруднились ответить |
Количество выборов |
80 % |
15 % |
5 % |
Из данной таблицы видно, что 80% младших школьников осознали, что от использования игры на уроке математики очень большая польза, 15% детей считают, что игры приносят большую пользу в усвоении материала, только 5% детей затруднились ответить на этот вопрос.
В таблице 13 сведены полученные результаты ответов на анкету в констатирующем и контрольном экспериментах.
Таблица 13
Сводные данные об ответах на анкету по констатирующему и контрольному этапах эксперимента
№вопр |
Вопрос анкеты |
Чтобы было интересно |
С испол .игр |
С исп. схем, табл., рис |
|||
конст |
конт |
конст |
конт |
конст |
конт |
||
1 |
Какие уроки ты любишь |
51 |
53 |
28 |
33 |
21 |
14 |
2 |
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры |
Не очень часто |
часто |
Очень часто |
|||
43 |
10 |
38 |
65 |
19 |
25 |
||
3 |
Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке |
игр |
Работа с учениками |
Исп. схем, таблиц, рис. |
|||
67 |
80 |
17 |
12 |
16 |
8 |
||
4 |
Как ты относишься к игре на уроке |
Очень хочу участ. |
Не было жел.участв. |
Игры – пустая трата времени |
|||
87 |
100 |
13 |
- |
- |
- |
||
5 |
Какая польза от игры на уроке |
Очень большая |
большая |
Затрудняюсь ответить |
|||
64 |
80 |
19 |
15 |
17 |
5 |
Как видно из таблицы 13, ответы детей на вопросы анкеты после проведения формирующего эксперимента изменились. У наибольшего количества младших школьников сформировалось мнение о том, что игры помогают им закреплять, обобщать, систематизировать полученные знания. Все учащиеся второго класса хотят участвовать в играх, проводимых на занятиях.