Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль игры в развитии младших школьников
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня знаний по математике у младших школьников
2.2 Проведение формирующего эксперимента
2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников
Далее была применена методика «Рисование по точкам», которая определяет уровень ориентировки учащихся на заданную систему требований в школе.
На контрольном этапе от 33 до 40 баллов получило15 учеников, которые имеют высокий уровень и хороший уровень знаний.
19-32 балла набрали 5 учеников, которые имеют невысокий уровень развития произвольности.
Менее 19 баллов никто не набрал.
В таблице 14 показан результат исследования учащихся второго класса по методике «Рисование по точкам» на контрольном этапе эксперимента.
Таблица 14
Результат исследования уровня ориентировки на заданную систему требований на контрольном этапе
Баллы |
Высокий уровень |
Не высокий уровень |
Низкий уровень |
33-40 |
15 (75 %) |
||
19-32 |
5 (15 %) |
||
Менее 19 |
- |
Согласно данным таблицы 14 большинство младших школьников после проведения формирующего эксперимента показали высокий уровень ориентировки на заданную тему (75%). Низкий уровень не был выявлен ни у кого. В таблице 15 дается сводный результат по данной методике на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таблица 15
Результат исследования уровня ориентировки на заданную систему требований на констатирующем и контрольном этапах
Этапы исследования |
Высокий уровень |
Не высокий уровень |
Низкий уровень |
констатирующий |
6 (30 %) |
8 (40 %) |
6 (30 %) |
контрольный |
15 (75 %) |
5 (15 %) |
- |
Из данных таблицы 15 также виден положительный результат повышения уровня ориентировки на заданную тему после проведения формирующего эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 9 человек (45%). Количество детей с не высоким уровнем уменьшилось на три человека (15%). Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 6 человек, на контрольном этапе таких детей не было выявлено.
Тот факт, что применение игр и игровых упражнений на уроке математике в младших классах, повлияло на повышение уровня ориентировки на заданную учителем тему, хорошо виден и на рис. 3.
Рис. 3. Диаграмма развития уровня ориентировки на заданную тему у младших школьников
В таблице 16 показаны результаты исследования познавательной активности младших школьников по методике «Таинственное письмо» на контрольном этапе.
Из данных таблицы 16 видно, что высокий уровень познавательной активности показало наибольшее количество младших школьников (85%). Низкий уровень не был выявлен ни у кого. Тем не менее, 15% детей имеют умеренный, т.е. не высокий уровень познавательной активности. Таким образом, в классе имеются перспективы для дальнейшей работы по повышению уровня познавательной активности.
Таблица 16
Результаты исследования познавательной активности по второй методике на контрольном этапе
Баллы |
Высокий уровень |
Умеренный |
Низкий уровень |
Расшифровал письмо |
17 (85 %) |
||
Не окончил расшифровку |
3 (15 %) |
||
Не взялся за расшифровку |
- |
В таблице 17 дается сводный результат по данной методике на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таблица 17
Результат исследования познавательной активности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах
Этапы исследования |
Высокий уровень |
Умеренный |
Низкий уровень |
констатирующий |
12 (60 %) |
5 (25 %) |
3 (15 %) |
контрольный |
17 (85 %) |
3 (15 %) |
- |
Тот факт, что применение игр на уроке математике в младших классах, повлияло на повышение уровня познавательной активности младших школьников, хорошо виден и на рис. 4.
Рис. 4. Развитие уровня познавательной активности после формирующего эксперимента у младших школьников
По приведенной формуле на констатирующем этапе эксперимента было вычислено значение активности младших школьников после проведения формирующего эксперимента
Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%.
Из результатов видно, что активность детей повысилась на 16%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический и эмпирический материал курсового исследования позволил сделать вывод, что игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель на уроках организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений с взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Изучение психолого-педагогического аспекта игры, позволило сделать вывод о следующих педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.
Во-первых, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что младшему школьнику по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Изучение психолого-педагогической литературы, позволило также остановиться на следующих основных аспектах игры:
1) игра, как социальное средство, помогает ребенку знакомиться с миром окружающих его предметов, социальных отношений;
2) игра способствует формированию у ребенка сложных норм поведения и эмоциональных отношений к взрослым, товарищам, к себе; в игре совершается развитие его личности, его самосознания;
3) в психологической и педагогической литературе отмечаются такие важные функции игры, как «школа общения», средство нравственного воспитания, обучение труду, а также это отдых, – все эти функциональные значения даны в комплексе, усиливая одно через другое;
4) в игровой деятельности происходит развитие наглядно-образного мышления, воображения, памяти, речи, внимания младших школьников.
Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре – не цель, а средство. А занимательность – это цель. В учебной деятельности использование игр и игровых упражнений направлено на обучение, на тренировку различных умений и навыков.
Это качество игр и игровых упражнений было взято за основу в экспериментальном исследовании, которое проводилось на базе ГБОУ Школа № 967 с количеством учащихся 20 человек. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования: использование игр и игровых упражнений в процессе обучения математике позволит повысить уровень знаний младших школьников.
По итогам констатирующего этапа исследования были сделаны следующие выводы:
1) результаты проведенной анкеты показали, что младшим школьникам нравятся все уроки, они положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу, и с удовольствием в них участвуют;
2) методика «Рисование по точкам позволила сделать вывод, что только 30% младших школьников имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований на уроке математики. Остальные дети (40%) имеют не высокий результат по данной методике, а 30% – имеют низкий уровень ориентировки на заданную систему требований;
3) выявление уровня познавательной активности по методике «Таинственное письмо» показало, что уровень познавательной активности учащихся младших школьников несколько выше, чем уровень ориентировки на заданную тему. 60% учеников полностью расшифровали письмо, взялись за расшифровку, но смогли ее окончить 25% учеников; не смогли приступить к заданию только 15% учащихся;
4) измерение активности учащихся по формуле показало, что уровень активности равен 81%.
На этапе формирующего эксперимента с учащимися второго класса проводились в течение месяца уроки математики с использованием игр и игровых упражнений, примеры которых приведены в работе. Формирующий этап показал, что достоинство такой методики урока состоит в следующем:
1) игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
2) игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
3) одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
4) посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
5) игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям по математике;
6) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
На контрольном этапе эксперимента проводились те же методики, что и на констатирующем этапе. Проведение данных методик, позволило сделать следующие выводы:
1) ответы на вопросы анкеты выявили следующее: у наибольшего количества младших школьников сформировалось мнение о том, что игры помогают им закреплять, обобщать, систематизировать полученные знания. Все учащиеся второго класса хотят участвовать в играх, проводимых на занятиях;
2) методика «Рисование по точкам» позволила определить, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 9 человек (45%). Количество детей с не высоким уровнем уменьшилось на три человека (15%). Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 6 человек, на контрольном этапе таких детей не было выявлено;
3) методика «Таинственное письмо» показала, что высокий уровень познавательной активности имеет наибольшее количество младших школьников (85%). Низкий уровень не был выявлен ни у кого. Тем не менее, 15% детей имеют умеренный, т.е. не высокий уровень познавательной активности. Таким образом, в классе имеются перспективы для дальнейшей работы по повышению уровня познавательной активности младших школьников;
4) измерение активности учащихся по формуле показало, что уровень активности после формирующего эксперимента увеличился на 16%, он стал равен 97%.
Проверка достоверности полученных результатов с помощью t критерия Стьюдента показала, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Таким образом, гипотеза о том, что применение игр и игровых упражнений на уроках математики в младших классах, способствует повышению уровня знаний, нашла свое подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
3. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям / Б.С. Волков. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 343 с.
4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – Вып. 2. – М.: Инноватор, 1995. – С. 16-45.
5. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Головнева. – М.: Высш. шк., 2009. – 256 с.
6. Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.
7. Данилков А. Игра как инструмент воспитания // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 1. – С. 71-84.