Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни (Роль игры в развитии младших школьников).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль игры в развитии младших школьников
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление исходного уровня знаний по математике у младших школьников
2.2 Проведение формирующего эксперимента
2.3 Выявление сформированности уровня знаний по математике у младших школьников
2) полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3) одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 – от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 – от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) – высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) – ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) – чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
В нашем случае от 33 до 40 баллов получило 6 учеников, которые имеют высокий уровень и хороший уровень знаний.
19-32 балла набрали 8 учеников, которые имеют невысокий уровень развития произвольности.
Менее 19 баллов набрало 6 учеников, из них 4 ученика имеют слабую успеваемость, двое учатся на хорошо.
В таблице 6 показан результат исследования учащихся второго класса по методике «Рисование по точкам».
Таблица 6
Результат исследования уровня ориентировки на заданную систему требований на констатирующем этапе
Баллы |
Высокий уровень |
Не высокий уровень |
Низкий уровень |
33-40 |
6 (30 %) |
||
19-32 |
8 (40 %) |
||
Менее 19 |
6 (30 %) |
На диаграмме также виден результат уровня ориентировки на заданную систему требований на констатирующем этапе.
Данные таблицы и диаграммы показывают, что из всего класса, только 30% младших школьников показали высокий уровень ориентировки на заданную систему требований на уроке математики. Остальные дети (40 %) имеют не высокий результат по данной методике, а 30 % – имеют низкий уровень ориентировки на заданную систему требований.
Рис. 1. Уровень ориентировки на заданную систему требований на констатирующем этапе
Следующая методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.
За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: «Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно – неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!»
Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему – 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр:
Рис. 2. Соответствие букв алфавита и цифр
Каждому ребенку достается листочек с «Таинственным письмом». Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.
Интерпретация результатов.
Высокий уровень познавательной активности – расшифровал целиком.
Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается – приступил к расшифровке, но не окончил.
Низкий уровень познавательной активности – не взялся за расшифровку.
Вывод о степени выраженности познавательной активности фиксируется на листке с заданием, внизу.
Целиком расшифровали предложенное письмо 12 человек
Приступили к расшифровке, но не окончили ее – 5 человек.
Не взялись за расшифровку 3 ученика.
В таблице 7 показаны результаты исследования познавательной активности младших школьников по методике «Таинственное письмо».
Таблица 7
Результаты исследования познавательной активности по второй методике на констатирующем этапе
Баллы |
Высокий уровень |
Умеренный |
Низкий уровень |
Расшифровал письмо |
12 (60 %) |
||
Не окончил расшифровку |
5 (25 %) |
||
Не взялся за расшифровку |
3 (15 %) |
Согласно данным таблицы уровень познавательной активности учащихся данного класса несколько выше, чем уровень ориентировки на заданную тему. 60 % учеников полностью расшифровали письмо, взялись за расшифровку, но смогли ее окончить 25% учеников; не смогли приступить к заданию только 15% учащихся.
Уровень познавательной активности учащихся второго класса можно проследить на рис. 3.
Рис. 3. Выявленный уровень познавательной активности учащихся второго класса на констатирующем этапе
Для измерения времени активности на уроке математики мы использовали ниже приведенную формулу, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчета времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn – количество учеников в группе;
X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
Наблюдение за учащимися на уроках математике позволило выявить следующее: на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.
Процент времени активности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) * 100 / 16 = 90,6 %.
В результате, усреднив данные по четырем показателям, получим значения активности учащихся до формирующего эксперимента.
Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
1) 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса; 67% детей хотят, чтобы на уроках математики использовались игры; 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке; 64% отмечают значение включения игры в урок как – очень большое;
2) исследование уровня ориентировки на заданную тему показало, что 30% младших школьников показали высокий уровень ориентировки на заданную систему требований на уроке математики; (40 %) имеют не высокий результат по данной методике, а 30 % – имеют низкий уровень ориентировки на заданную систему требований;
3) исследование уровня познавательной активности младших школьников на уроках математике показало, что 60% учеников имеют высокий уровень познавательной активности, 25% учеников имеют умеренный уровень; 15% учащихся имеют низкий уровень познавательной активности.
4) вычисление активности учащихся по формуле показало, что величина их активности на уроках математике составила 81%.
2.2 Проведение формирующего эксперимента
Формирующий эксперимент проводился во втором классе на базе ГБОУ Школы № 967 с 15 октября по 15 ноября 2019 года.
Цель формирующего эксперимента – повышение знаний по начальному курсу математики и повышение познавательной активности учащихся на уроках математики с использованием игровой технологии.
Нами была использована игровая технология на уроках математики по теме: «Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления». Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения – одна из основных и сложных задач начального курса математики. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.
Использование специальных приемов запоминания табличных случаев умножения облегчает формирование прочных вычислительных навыков у учащихся начальных классов. Большое значение в сохранении высокой работоспособности на уроках математики играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению поставленных задач.
Для решения поставленных задач была использована система дидактических игр Александра Григорьевича Гайштута. Автор не ставил перед собой цели теоретического обоснования системы своих игр, он занимался их практической разработкой. Проанализировав структуру его игр, мы сделали вывод, что все они имеют развивающий характер, позволяют не только разнообразить приемы запоминания таблицы умножения, но способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, умению сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их.
Урок 1.
Тема: Табличные случаи умножения и деления.
Тип урока: Комбинированный.
Основные понятия: «умножение», «деление», «компоненты действий».
Цели урока:
– продолжить работу по углублению и систематизации знаний табличного умножения и деления;
– совершенствовать умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивать логическое мышление;
– воспитывать культуру учебного труда.
Формирующие умения учащихся на данном уроке: выполнение арифметических действий; работа со схемой, таблицей; развитие логического мышления; развитие диалогической речи.
ВПС: Основные арифметические действия
МПС: Литература, история, информатика
Оборудование: таблицы, схемы, карточки с индивидуальными заданиями.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Цель: активизация ведущих способов действий, приобщение к мировой культуре.
Учитель предлагает задание на доске:
– Расшифруйте девиз, под которым мы будем работать сегодня на уроке. Это высказывание древнегреческого философа Демокрита.
Под руководством учителя, учащиеся выполняют задание, выстраивая ответ на доске.
Детям с высокими учебными возможностями предлагаются карточки с аналогичными заданиями для индивидуальной работы (проверка осуществляется на этапе подведения итогов).
Порядок выполнения задания:
Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.
К каждому результату прибавь или из каждого вычти число, записанное вне домика.
Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.
Образец выполнения:
1) 2 умножить на 2 , + 24 = 28
2) 7 умножить на 7 , – 2 = 47
3) 9 умножить на 3 , – 12 = 15
4) 7 умножить на 8, + 7 = 63
В результате работы получилось следующее высказывание “Лучше думать перед тем, как действовать, чем после”. Вооружившись этим девизом, мы отправляемся в путь.
III. Этап применения полученных знаний.
Цель: продолжить работу по углублению и систематизации табличного умножения и деления.
– Почтальон Печкин спешил к Великому Гудвину с телеграммой. Собрав номера домов, которые он посетил, выполнив необходимые действия, вы сможете прочитать телеграмму и узнать ее автора.
Под руководством учителя, учащиеся выполняют задания, проговаривая свои действия. Работа ведется по карточкам с использованием схемы, вывешенной на доске.
Порядок работы по карточкам:
1. Двигайся по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка – это расстояние от одного домика к другому.
2. Дойди до нужного домика.
3. Цифры номера домика перемножь между собой.
4. В полученном результате складывай цифры до тех пор, пока не получишь однозначное число.
5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове – шифре.
6. Для поиска новой буквы начни свой путь сначала.
Текст телеграммы: МНЕ НУЖЕН УМ
Учитель: Вспомните, кто же обращался к Волшебнику Изумрудного города с такой просьбой?
Дети: Страшила.
Учитель: Зачем Страшиле ум?
Варианты ответов.
Учитель: Ум нужен не только Страшиле. Ум нужен всем.