Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Корпоративное управление как особый вид управления современными организациями

1.1 Сущность, содержание корпоративного управления и его современные тенденции развития

1.2. Механизм аудита корпоративного управления на предприятии

1.3. Покомпонентная оценка

Глава 2. Анализ особенностей системы управления в ОАО «КБП»

2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «КБП»

2.2. Анализ структуры акционерного управления ОАО «КБП»

Глава 3. Основные направления совершенствования системы корпоративного управления ОАО «КБП»

3.1. Существующие угрозы безопасности корпоративного управления: зарубежный и российский опыт

3.2. Служба корпоративной защиты как важный фактор обеспечения безопасности корпоративного управления в ОАО «КБП»

Заключение

Список использованной литературы

Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – М.: Омега-Л, 2016. – 288 с.

Введение

Необходимость всесторонней оценки системы корпоративного управления на предприятии - это сфера деятельности, которой часто не уделяют должного внимания, несмотря на то, что именно система корпоративного управления является основным источником корпоративных конфликтов, которые могут привести в конечном итоге к банкротству и ликвидации организации.

Исходя из подходов к интерпретации сущности корпоративного управления в отечественной и зарубежной экономической литературе, его следует рассматривать как:

1) систему управления деятельностью компаний и контроля за ней;

2) структуру, определяющую распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений, т.е. учредителями предприятия и менеджментом, конечной целью которой является повышение стоимости компании для собственников в долгосрочной перспективе;

3) правила и процедуры принятия решений, рамки для формулировки и достижения целей компании и контроля за результатами ее деятельности. Разработка общих "правил игры" и детализация процедур позволяет стабилизировать процесс управления и повышает доверие к компании со стороны всех участников корпоративных отношений и внешних заинтересованных лиц (государства, потенциальных инвесторов и др.).

Одним из ключевых элементов и предпосылкой успешной деятельности хозяйствующего субъекта выступает корпоративное управление, обеспечивающее рост стоимости капитала вследствие более эффективного использования ресурсов. В широком смысле корпоративное управление рассматривают как систему, с помощью которой регулируется и контролируется деятельность хозяйствующего субъекта. Важным является осуществление контроля со стороны акционеров-владельцев за действиями менеджеров, которые несут ответственность за результаты деятельности компании и надлежащее использование вложенных инвестиций.

Однако корпоративное управление не ограничивается исключительно отношениями между инвесторами и менеджерами, а предполагает также учет легитимных интересов других заинтересованных лиц, взаимодействие с ними, поскольку компания не может существовать отдельно от общества, в котором она функционирует, а показатели ее деятельности и будущее развитие напрямую зависят от вклада и участия всех заинтересованных лиц. При этом проблемными аспектами являются обеспечение равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений, уменьшение рисков возникновения корпоративных конфликтов.


Важность корпоративного управления для государства и общества трудно переоценить, учитывая его влияние на социальное и экономическое развитие страны путем содействия развитию инвестиционных процессов, обеспечения уверенности и доверия инвесторов, повышения эффективности использования капитала и деятельности компании в целом, учета интересов широкого круга заинтересованных лиц, что обеспечивает осуществление деятельности компаний на благо общества и для роста национального богатства.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных экономических условиях улучшение корпоративного управления начинает рассматриваться участниками рынка и потенциальными инвесторами как важный ресурс повышения их конкурентос­пособности и инвестиционной привлекательности. Во-первых, следование прин­ципам корпоративного управления создает позитивный имидж компании в гла­зах потенциальных инвесторов. Во-вторых, эффективное корпоративное управле­ние снижает риски инвесторов и таким образом способствует привлечению средств. Поэтому для корпоративных структур, помимо классических проблем установления баланса интересов участников, менеджеров и работников - на первом месте выдвигается проблема эффективного корпоративного управления.

Целью курсовой работы является комплексное исследование роли и значения корпоративного управления в системе управления предприятием и разработка мероприятий по совершенствованию корпоративного управления в ОАО «КБП».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность, содержание корпоративного управления и его современные тенденции развития;
  • провести анализ показателей системы управления в ОАО «КБП»;
  • выявить существующие угрозы для системы корпоративного управления ОАО «КБП»;
  • разработать элементы системы корпоративного управления в ОАО «КБП»;
  • сделать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

Объект исследования – это система корпоративного управления ОАО «КБП».

Предметом исследования являются современные способы и подходы формирования корпоративного управления на предприятии.

В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ менеджмента.

В ходе написания курсовой работы использовались научные труды следующих авторов: И.А. Бланк, А.В. Бочкарев, Е.Е. Вершигора, И.А. Кандария, В.Е. Мащенко, А.Я. Кибанова и др.


Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Корпоративное управление как особый вид управления современными организациями

1.1 Сущность, содержание корпоративного управления и его современные тенденции развития

Одним из ключевых элементов и предпосылкой успешной деятельности хозяйствующего субъекта выступает корпоративное управление, обеспечивающее рост стоимости капитала вследствие более эффективного использования ресурсов. В широком смысле корпоративное управление рассматривают как систему, с помощью которой регулируется и контролируется деятельность хозяйствующего субъекта. Важным является осуществление контроля со стороны акционеров-владельцев за действиями менеджеров, которые несут ответственность за результаты деятельности компании и надлежащее использование вложенных инвестиций.

Однако корпоративное управление не ограничивается исключительно отношениями между инвесторами и менеджерами, а предполагает также учет легитимных интересов других заинтересованных лиц, взаимодействие с ними, поскольку компания не может существовать отдельно от общества, в котором она функционирует, а показатели ее деятельности и будущее развитие напрямую зависят от вклада и участия всех заинтересованных лиц. При этом проблемными аспектами являются обеспечение равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений, уменьшение рисков возникновения корпоративных конфликтов[1].

Важность корпоративного управления для государства и общества трудно переоценить, учитывая его влияние на социальное и экономическое развитие страны путем содействия развитию инвестиционных процессов, обеспечения уверенности и доверия инвесторов, повышения эффективности использования капитала и деятельности компании в целом, учета интересов широкого круга заинтересованных лиц, что обеспечивает осуществление деятельности компаний на благо общества и для роста национального богатства. В связи с этим для выявления и обоснования путей решения проблем, которые препятствуют успешному функционированию хозяйствующих субъектов и обеспечению устойчивого развития общества, безусловно, требуется проведение существенных теоретических исследований.


Прежде всего, следует отметить, что в экономической и юридической литературе не существует согласованного единого определения корпоративного управления. Более того, не обозначены границы для исследования его сущности. По этому поводу Дж. Паунд (J. Pound) отмечает, что "отсутствие определяющей парадигмы создало ощущение интеллектуального головокружения во все более напряженных дебатах по вопросу реформ корпоративного управления".

В попытках гармонизировать определенным образом подходы к пониманию корпоративных отношений и надлежащего корпоративного поведения в 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития сформулировано следующее определение корпоративного управления: "Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними. Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджерами, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (stakeholders). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью"[2].

Термин "корпоративное управление" используется для определения всех возможных действий, влияющих на процесс назначения тех, кто принимает решение относительно осуществления операционного контроля для обеспечения производства товаров и услуг, а также всех внешних воздействий, которые влияют на операции или контролеров. Определенное таким образом понятие "корпоративное управление" охватывает все типы компаний, независимо от того, организованы они в соответствии с гражданским или общим правом, являются собственностью государства, юридических или физических лиц, частными или публичными. Данный подход к определению корпоративного управления представляется несколько более всеохватывающим в сравнении с тем, который считается классическим, и предусматривает выделение управленческих действий вне процесса назначения контролеров со стороны разных групп заинтересованных лиц.

Следует указать и на некоторую ограниченность научных знаний, присущую англо-американской литературе XX в. Мнения о сущности корпоративного управления учеными - представителями американской школы представляются достаточно узкими и ограничиваются публичными компаниями как сферой применения. Распространенным среди американских ученых подходом также является изучение корпоративного управления в компаниях с унитарным советом директоров без существенного влияния акционеров. Такое видение организации управления компанией ограничивается релевантностью проведенных эмпирических исследований, поскольку доминирование акционеров и наделение их полномочиями в форме наблюдательного совета является не редкостью, а скорее нормой в европейских странах и Японии. Более того, данный подход нашел свое распространение и в некоторых англо-американских странах среди компаний со значительными объемами иностранных инвестиций (Австралия, Новая Зеландия, Канада), а также в тех развивающихся странах, где в управлении компаниями принимают участие семейные группы[3].


Обобщение основных регулирующих документов в сфере корпоративных отношений в странах с различными моделями корпоративного управления, а также анализ их содержательного наполнения свидетельствуют о распространенности применения положений и норм, сложившихся в основном в США, Великобритании и Австралии.

Доминирование англо-американской теории и практики корпоративного управления в течение длительного времени повлияло не только на развитие научных взглядов, но и на практическую деятельность как отдельных хозяйствующих субъектов, так и наднациональных институтов, учреждений, организаций (например, Всемирный банк распространял американскую систему корпоративного управления в странах мира). Следствием такого доминирования стало неэффективное внедрение элементов модели корпоративного управления в бывших социалистических странах, где системы права собственности, законодательной деятельности и регулирующих институтов оказались недостаточно развитыми для защиты от коррупционных схем и мошеннических действий в корпоративной среде.

Обобщая подходы к интерпретации сущности корпоративного управления в отечественной и зарубежной экономической литературе, можно сделать вывод, что его следует рассматривать как[4]:

1) систему управления деятельностью компаний и контроля за ней;

2) структуру, определяющую распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений, т.е. советом директоров, менеджментом и акционерами, конечной целью которой является повышение стоимости компании для акционеров в долгосрочной перспективе;

3) правила и процедуры принятия решений, рамки для формулировки и достижения целей компании и контроля за результатами ее деятельности. Разработка общих "правил игры" и детализация процедур позволяет стабилизировать процесс управления и повышает доверие к компании со стороны всех участников корпоративных отношений и внешних заинтересованных лиц (государства, потенциальных инвесторов и др.).

Функционирование хозяйствующих субъектов, как и любой прогрессивный процесс, в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, создает возможности преодоления определенных конструктивных противоречий субъектов корпоративных отношений. Интегрированным структурам, в частности холдинговым компаниям, присуща некая особенность корпоративного управления, которую рассматривают как систему управленческих отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами (в том числе управляющими и подчиненными) относительно субординации и гармонизации их интересов, обеспечения синергии как их совместной деятельности, так и взаимоотношений с внешними контрагентами (включая государственные органы) в достижении поставленных целей. Ключевым вопросом эффективного функционирования таких объединений, взаимоотношений акционеров с менеджментом различных уровней является достижение синергетического эффекта интеграционного взаимодействия. Наличие синергетики является важным условием отсутствия конфликтных ситуаций между собственниками и менеджерами[5].