Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Корпоративное управление как особый вид управления современными организациями

1.1 Сущность, содержание корпоративного управления и его современные тенденции развития

1.2. Механизм аудита корпоративного управления на предприятии

1.3. Покомпонентная оценка

Глава 2. Анализ особенностей системы управления в ОАО «КБП»

2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «КБП»

2.2. Анализ структуры акционерного управления ОАО «КБП»

Глава 3. Основные направления совершенствования системы корпоративного управления ОАО «КБП»

3.1. Существующие угрозы безопасности корпоративного управления: зарубежный и российский опыт

3.2. Служба корпоративной защиты как важный фактор обеспечения безопасности корпоративного управления в ОАО «КБП»

Заключение

Список использованной литературы

Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – М.: Омега-Л, 2016. – 288 с.

Таким образом, доминирование англо-американских научных знаний в сфере корпоративного управления и регулирования корпоративных отношений на протяжении длительного периода времени обусловливает необходимость пересмотра ряда подходов, норм и положений для их адаптации и эффективного применения в условиях отличной среды, например в странах постсоветского пространства.

Корпоративное управление следует рассматривать как комплексное понятие, включающее в себя несколько составляющих: систему управления и контроля, структуру распределения прав, полномочий и обязанностей, а также правила принятия решений в корпоративных структурах.

Исследование сущности и предпосылок возникновения корпоративных конфликтов позволяет говорить о них прежде всего как о некоем противоречии между интересами, которые защищены правом. Принимая во внимание тот неоспоримый факт, что наличие конфликтов интересов предопределено самой природой общества, согласование разнонаправленных интересов в рамках корпоративных структур должно осуществляться исключительно по принципу недопущения злоупотребления правом. Предотвращение вероятности изменения иерархии интересов и целевых функций субъектов корпоративных отношений во избежание конфликта интересов рассматривается как неотъемлемая составляющая задач корпоративного управления.

Перспективой дальнейших исследований является научное обоснование и разработка таких механизмов корпоративного управления, которые позволили бы снизить проявления конфликтов интересов и их негативные последствия.

1.2. Механизм аудита корпоративного управления на предприятии

История коммерческой деятельности человечества помнит много примеров банкротств. Случалось, что крупные предприятия становились несостоятельными, их владельцы теряли свои активы, кредиторы - деньги, а сотрудники - работу. С ростом организаций и превращением их в международные корпорации банкротства становились все более катастрофичными. И каждый раз, подсчитав убытки и оценив ущерб, государственные законодательные органы и частные некоммерческие организации задумывались о создании системы, существующей внутри предприятия и позволяющей сделать его более прозрачным для акционера и более управляемым для руководителя[6].


В современном мире бизнеса соблюдение высоких стандартов корпоративного управления жизненно важно для крупных компаний, желающих не только остаться на плаву, но и быть успешными в своей деятельности. Но каким образом руководитель предприятия сможет убедиться в том, что механизмы корпоративного управления, работающие в его организации, соответствуют необходимому высокому уровню? Выход один - аудит корпоративного управления, проведенный высококвалифицированными специалистами.

С тех пор как термин "корпоративное управление" был введен в оборот, появилось множество определений этому понятию. Одним из самых распространенных и общепринятых является определение, данное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которому корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также осуществления контроля над этим процессом. Неотъемлемой частью системы корпоративного управления компании является внутренний аудит.

Компании, внедрившие передовую практику корпоративного управления, в первую очередь заботятся об интересах своих владельцев. Вся корпоративная машина налажена таким образом, чтобы акционеры своевременно получали достоверную информацию о деятельности их предприятия. Кроме того, в таких компаниях одним из основных принципов бизнеса является соблюдение прав собственников (в т.ч. защита интересов миноритариев). Надлежащее корпоративное управление также должно облегчать процесс мониторинга операционной деятельности компании, что в итоге приводит к более эффективному использованию ресурсов. Компаниям, соблюдающим высокие стандарты корпоративного управления, как правило, удается привлечь больше инвесторов, готовых предоставить капитал по меньшей стоимости[7].

В качестве примера худших практик корпоративного управления можно привести распространенные в России случаи продажи по заниженной стоимости дорогостоящих активов компании контролирующему акционеру или изменение профиля деятельности компании в ущерб интересам миноритарных акционеров.

В добавление к вышесказанному необходимо отметить, что простое соответствие корпоративного управления стандартам и нормам, установленными рынками ценных бумаг или государственными органами, не означает, что такое корпоративное управление будет эффективным. Каждая компания уникальна, и в каждой организации должен быть применен индивидуальный подход к налаживанию механизмов корпоративного управления исходя из специфики бизнеса и внутреннего устройства предприятия. Корпоративное управление и его компоненты представлена на рисунке 1.1[8]:


  • Организационная структура;
  • Акционеры;
  • Совет директоров;
  • Комитеты совета директоров;
  • Руководство;
  • Политики и процедуры;
  • Внутренний и внешний аудит;
  • Коммуникация;
  • Раскрытие информации;
  • Учет.

/

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

Правительство и регулирующие ────>/ \<── Инвестиционное

органы / \ сообщество

/ / \

/ / \ \

/ / \ \

/ / \ \

/ / \ \

/ / \ \

/ / Владельцы \ \

/ Раскрытие / Акционеры \ \

/ информации / \ \

/ / \ \

/ //─────────────────\\ \

/ ///\Доверенные лица/\\\ \

/ /// \ Совет / \\\ \

/ /// \ директоров/ \\\ \

/ /// \ / \\\ Внешний \

Бизнес-среда ───>/ /// \ / \\\и внутренний\<─── Финансовое

/ /// Комитет \ / Комитеты \\\ аудит \ сообщество

/ /// по аудиту \ / совета \\\ \

/ /// \ / директоров \\\ \

/ // ──────────────── ──────────────── \\ \

/ / ───────────────────────────────────── \ \

/ / Исполнительное руководство \ \

/ / /│\ /│\ /│\ /│\ \ \

/Прозрачность/ │ │ │ │ \ \

/ / Кодекс Политики Внутренний Управление \ \

/ / этики и процедуры контроль рисками \ \

/ / │ │ │ │ \ \

/ / \│/ \│/ \│/ \│/ \ \

/ //─────────────────────────────────────────────────────\\ \

/ // Линейный менеджмент Руководители подразделений \\ \

/ / ───────────────────────────────────────────────────────── \ \

/ ──────────────────────────────────────────────────────────── \

/ Контроль и подотчетность \

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Рис. 1.1. - Корпоративное управление и его компоненты

Как видно из рисунка 1.1 корпоративное управление - это не только требование регулятора или биржи, но и возможность для компании привлечь новых инвесторов или улучшить отношения с уже существующими.

Существуют положительные моменты, к которым приводит соблюдение стандартов надлежащего корпоративного управления[9]:

1) Улучшение процесса принятия решений. Менеджеры, директора и акционеры смогут принимать более обдуманные, быстрые и объективные решения, если структура корпоративного управления общества позволит четко понимать роль и обязанности различных органов и если процесс взаимодействия между различными органами управления будет ясно и четко регулироваться.


2) Повышение эффективности финансовой и коммерческой деятельности компании на всех уровнях.

3) Рационализация всех бизнес-процессов компании, что приведет к улучшению результатов деятельности общества и снижению затрат на привлечение капитала. Хорошо управляемые компании считаются дружественными по отношению к инвесторам и внушают больше уверенности в том, что смогут принести им высокие доходы без нарушений прав акционеров.

4) Обеспечение соблюдения законов, стандартов, правил и обязанностей всех заинтересованных сторон.

5) Снижение затрат на дорогостоящие судебные разбирательства, в том числе затрат, связанных с исками акционеров и другими спорами, возникающими в результате неправомерного поведения, конфликтов интересов, коррупции и взяточничества, а также сделок инсайдеров.

6) Скорейшее урегулирование корпоративных конфликтов между миноритарными и контролирующими акционерами, между менеджерами и акционерами, а также между акционерами и заинтересованными лицами.

7) Возможность свести к минимуму риск личной ответственности должностных лиц компании. При существовании отлаженных механизмов обмена информацией в компании (в т.ч. в среде менеджмента) руководитель может быть своевременно предостережен при принятии рискованного решения.

8) Совершенствование системы подотчетности, сведение к минимуму риска мошенничества или злоупотреблений при заключении сделок в собственных интересах со стороны должностных лиц компании.

В соответствии с международными профессиональными стандартами внутреннего аудита подразделение по внутреннему аудиту должно регулярно проводить оценку эффективности корпоративного управления в компании. Это поможет руководителю постоянно находиться в курсе ситуации и своевременно устранять недостатки системы корпоративного управления, обнаруженные в ходе проверки.

Целью аудита является получение достаточной уверенности в том, что существующие в компании механизмы корпоративного управления соответствуют уровню, установленному руководством или регулятором. Обычно в рамках такого аудита также проводится сравнение с передовой практикой корпоративного управления в крупнейших российских и международных компаниях.

Регулярный аудит корпоративного управления необходим компании, если ее акции котируются на фондовых биржах. "Но нужна ли оценка системы корпоративного управления предприятию, если оно не является эмитентом на рынках ценных бумаг?".


Для того чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть следующие утверждения применительно к компании[10]:

- компания не испытывает трудности с привлечением капитала;

- все сотрудники компании ознакомлены с корпоративным кодексом этики предприятия;

- риск мошенничества или злоупотребления полномочиями оценивается как минимальный;

- все сотрудники компании относятся к работе с необходимым уровнем ответственности;

- обеспечено эффективное управление деятельностью организации;

- внутри организации обеспечены надежные информационные каналы передачи достоверной информации по вопросам рисков и контроля.

В случае если хотя бы одно из выше перечисленных утверждений неприменимо к компании, то аудит корпоративного управления поможет выявить причину недостатка и своевременно устранить ее.

Элементы аудита

Как уже было упомянуто выше, механизмы корпоративного управления в каждой компании уникальны, поэтому и подход к аудиту корпоративного управления в каждой организации индивидуален. Но, как правило, процесс оценки корпоративного управления включает анализ[11]:

- обеспечения прав акционеров, в т.ч. акционеров дочерних организаций, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами (в т.ч. с государственными контролирующими органами и внешним аудитором);

- эффективности модели управления и процедур мониторинга деятельности компании и ее дочерних организаций;

- соблюдения этических принципов и ценностей компании;

- процедур информационного взаимодействия между подразделениями и дочерними организациями компании;

- эффективности и независимости совета директоров и его комитетов;

- процедур раскрытия информации о деятельности компании, ее дочерних и зависимых обществ;

- порядка постановки целей в компании и мониторинга (контроля) их достижения;

- процессов формирования, вознаграждения и разграничения полномочий исполнительных органов;

- функции внутреннего аудита;

- процедур внутреннего контроля и управления рисками.

При аудите корпоративного управления различные инструменты могут применяться обособленно или в сочетании друг с другом; решение о применении того или иного инструмента оценки принимается на стадии планирования работы по проведению аудита корпоративного управления и зависит от ситуации.