Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие теории конкуренции
1.1. Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории
1.2. Становление модели конкуренции и основные подходы к ее анализу
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИЙ, ИХ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ
2.1. Анализ теории конкурентных преимуществ М. Портера
2.2. Анализ концепции конкуренции за будущее Г. Хамела и К.К.Прахалада
13.Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе . — М.: Директ-Медиа, 2015. -216 с.
14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — М.: Вильямс, 2014. — 1360 с.
15.Современные проблемы экономической науки : коллектив. моногр. / Под общ. ред. И. Ю. Карелина. – Уфа: БАГСУ, 2015. – 285 с.
16.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо,2016.- 1056 с.
17.Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. – СПб.: Пневма, 2014.- 288 с.
18.Хамел Г., Прахал К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 288 с.
19.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Изд-во ин. лит., 2015. – 572 с.
20.Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса: Пер. с англ./ Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.- 540 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1.1
Основные проблемы теории конкуренции и их решение в первой половине ХХ века
Проблемы/Ученые |
Э. Чемберлин |
Дж. Робинсон |
Й. Шумпетер |
Дж. М. Кларк |
Ф. Хайек |
Проблема практического применения. |
На монопольном рынке через дифференциацию продукта проявляются все формы конкуренции. |
В действительности на рынке присутствуют все элементы несовершенной конкуренции: монополия, дифференциация продукта, неценовые формы конкуренции. |
В результате эволюционного развития на практике экономическая система, разрушаясь изнутри, приводит к появлению новых форм организации производства. |
Практическая форма проявления теории конкуренции раскрывается через понимание конкуренции как соперничества в продаже товаров. |
На практике применяются личностные отношения. В итоге конкуренция существует ради поддержания репутации. Конкуренция – процесс «формирования мнения». |
Проблема ценообразования. |
Осуществление стратегии дифференциации продукта регулирует процесс образования цен. |
Концепция «ценовой дискриминации» доказала влияниеe монополий на ценообразование. |
В процессе ценообразования значительную роль играет неценовая конкуренция. |
Цена регулируется посредством соперничества среди участников рынка. |
|
Проблема равновесия рыночной системы. |
Рынок объединяет конкуренцию и монополию, которые нарушают равновесие системы. |
Рыночное равновесие нарушается в результате действия механизма неценовой конкуренции и эксплуатации наемного труда. |
Равновесие на рынке возможно только в виде теоретической неоклассической модели, т.к. присут ствуют факторы «взрывающие рыночное равновесие». |
Рыночное равновесие возможно только в статических условиях. |
Конкурентное равнове сие не рассматривает сущность конкурен- ции, т.к. не возможно полное согласование действий индивидов. Равновесие предпола- гает отсутствие конкуренции. |
Продолжение таблицы 1.1 |
|||||
Проблема взаимодействия конкуренции и ценообразования |
Посредством конкуренции идет поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль. |
В результате конкуренции крупные компании могут влиять на цену и поддерживать её на высоком уровне. |
Механизм цен не является главным в развитии активной конкуренции. Её развитию способствуют новые открытия и инновации. |
Возможное наличие схожего продукта у соперника-конкурента ограничивает действие ценового механизма. |
Реализация условий «конкурентного порядка» через денежную и финансовую политику. |
Проблема трансформации конкуренции под воздействием различных факторов. |
Действие конкуренции меняется под влиянием монополии, т.к. по своей природе конкуренция является монопольной. Т.е. предприниматель, конкурируя, становится монополистом. |
Конкуренция меняется под воздействием концентрации производства и её роста. |
В результате новых открытий происходит изменение форм конкуренции (конкуренция в политике сбыта и продаж). |
Под воздействием динамики экономического развития конкуренции преобразуется в «эффективную» конкуренцию. |
Конкуренция меняется в процессе приобретения знаний. Конкуренция – «процедура открытий». |
Проблемы рынка совершенной конкуренции |
Чистая конкуренция – конкуренция, очищенная от монопольных элементов. |
Условия совершенной конкуренции – особый случай. Она идеализирует экономику. |
Модель совершенной конкуренции – это хозяйственный кругооборот. |
Совершенная конкуренция – это разновидность чистой конкуренции. |
Модель совершенной конкуренции в принципе исключает всякую конкуренцию. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2.1
Основные аспекты современной интерпретация теории конкуренции
Цель конкурентной борьбы |
Инструменты конкуренции |
Методы приобретения конкурентных преимуществ |
Факторы достижения целей |
М. Портер |
|||
Обеспечение превосходства через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование и укрепление позиции в долгосрочном периоде. Приобретение конкурентных преимуществ – основа науки о конкуренции. |
Рост масштаба конкуренции как инструмента достижения конкурентных преимуществ способствует тому, что конкуренция приобретает глобальный характер. Инновационная деятельность, патентованная технология, дифференциация на основе уникальности товаров, репутация фирмы. |
Разработка стратегической теории конкуренции; определение ключевых компетенций, типовых стратегий конкурентной борьбы. |
Успешное ведение конкурентной борьбы; развитие внутренней конкуренции на основе кластерного анализа; использование конкурентных преимуществ; выход на глобальные рынки. |
Г. Хамел и К.К. Прахалад |
|||
Не только сохранить свои лидирующие позиции, но приложить максимальные усилия для проникновения на будущие рынки. Реализуется через наличие знаний об их состоянии. В этом состоят теоретические и практические особенности конкурентного поведения. Таким образом воплощается концепция глобального опережения. |
Интеллектуальное лидерство; новые технологии; дифференциация продукции или услуг; вертикальная интеграция; оптимизация финансовых рисков. Сочетание цены и качества продукта как способ доступа к новым рынкам. |
Ключевые компетенции и использование фактора времени, дающие безусловное конкурентное преимущество. Развитие планирования будущей деятельности; разработка конкурентной стратегии; поиск источников долгосрочной конкуренции; изучение проблем формирования нового конкурентного пространства. |
С помощью интеллектуального превосходства компании-лидеры создают новые продукты, услуги, отрасли. Таким образом, эти компании формируют новое рыночное пространство, в котором могут господствовать над конкурентами. В этом состоит возможность проникновения на рынки будущего. |