Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие теории конкуренции
1.1. Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории
1.2. Становление модели конкуренции и основные подходы к ее анализу
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИЙ, ИХ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ
2.1. Анализ теории конкурентных преимуществ М. Портера
2.2. Анализ концепции конкуренции за будущее Г. Хамела и К.К.Прахалада
Одна из первых современных концепций о лидировании компании на перспективных рынках основана на работах Г. Хамела и К.К. Прахалада. В ней раскрыты теоретические и практические особенности конкурентного поведения компаний, стремящихся не только сохранить свои лидирующие позиции в отрасли, но и прилагающих максимальные усилия для «проникновения» на рынки будущего. Одним из основных способов достижения этого является формирование в компаниях «ключевых компетенций», дающих им безусловное конкурентное преимущество, а также интеллектуальное лидерство. Большое значение в достижении лидирующих позиций на глобальном рынке имеет внедрение компаний на внутренние рынки других стран.
Современные подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке. Среди них выделяются концепции выявления преимуществ сотрудничества над конкуренцией и их взаимовыгодного сочетания. Основанные на этом стратегии компаний успешно реализуются на практике через теорию игр. Данные аспекты теории конкуренции могут представить интерес для российских компаний, находящихся на этапе укрепления своих позиций, на мировом и региональных рынках. В целом современные исследования в области теории конкуренции внесли большой вклад в ее развитие, адаптировав к условиям постиндустриального общества и глобальной экономики. Таким образом, с конца XX в., теория конкуренции проходит пятый этап своего развития, обогащаясь современными научными и практическими работами в области поиска конкурентных преимуществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Теория конкуренции прошла несколько этапов развития в истории экономической науки, обогащаясь и трансформируясь в новые модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества.
Первый - с конца XVIII до начала XIX века – связан с именами А. Смита, которые анализировал роль и значение конкуренции, механизм ее действия и Д. Риккардо, который определил идею ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, теорию сравнительных преимуществ, ставшие основными элементами теоретической концепции конкуренции.
Второй этап - середина - вторая половина XIX века, когда были определены условия возникновения конкуренции и ее роль в развитии производства (К. Маркс, Ф. Энгельс). В тот же период были заложены основы теории совершенной конкуренции (А. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Дж. Б. Кларк, Ф. Найт, Л. Вальрас). Начало изучения рыночной конкуренции на основе статической модели рынка, а затем и с учетом динамичного развития связано с работами А. Маршалла.
Переломным третьим этапом в развитии теории конкуренции стал период начала - середины XX в. Анализ действия конкуренции стал связываться с проблемами изменения сущности конкуренции под влиянием крупных монопольных компаний, а также роли государства в развитии конкуренции.
Среди теорий, которые опровергают постулаты неоклассиков, приоритет занимают теория монополистической конкуренции американского экономиста Э. Чемберлина и теория несовершенной конкуренции представительницы английской экономической школы Дж. Робинсон.
С середины прошлого столетия теория конкуренции обогатилась идеями изменения конкуренции под воздействием инноваций, знаний, экономического прогресса, предпринимательского фактора (И. Шумпетер, Дж. М. Кларк, Ф. Хайек, И. Кирцнер). Этот период можно выделить как четвертый этап в развитии теории конкуренции.
В конце XX века, когда усилились мировые интеграционные процессы, глобализация мировой экономики и развитие национальных рынков ведущих стран, вышли в свет работы по выявлению конкурентных преимуществ стран и компаний, завоеванию лидирующих позиций на рынке, отраслевого лидирования (М. Портер), стратегии «завоевания рынков будущего» (Г. Хамел, К.К. Прахалад), сочетания конкуренции и сотрудничества (Дж. Мур, А. М. Бранденбургер и Б. Дж. Нейлбафф). Данный исторический период является пятым этапом становления теории конкуренции, развивающимся до настоящего времени.
Фундаментальные основы современной теории конкуренции заложены основоположником классической экономической теории А. Смитом. Он первым в экономической науке определил ключевую роль конкуренции в функционировании рыночной экономики. Им сформулированы следующие основные условия модели совершенной конкуренции: конкуренция тем сильнее, чем больше число конкурирующих фирм; конкуренция предполагает наличие информации, знаний об условиях рыночных взаимодействий; конкуренция существует в условиях экономической свободы рыночных агентов; конкурентное равновесие на рынке устанавливается постепенно.
Существенный вклад в теорию конкуренции был внесен Д. Рикардо, который сформулировал вывод о сущности и роли свободной конкуренции, который лежит в основе современных теоретических разработок теории совершенной конкуренции. Решающее значение свободная конкуренция, по выражению Д. Рикардо, имеет в установлении баланса цен. Он выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, а также регулирование размера заработной платы.
Существенные изменения концептуальных подходов к изучению конкуренции связаны с именами основателей теории совершенной конкуренции А. Курно, У. Джевонса, Ф. Эджуорта, Дж. Б. Кларка, Л. Вальраса, Ф. Найта, которые ввели понятия абсолютно свободой конкуренции, выявили условия совершенной конкуренции. Обогатил теорию совершенной конкуренции А. Маршала, который обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Созданная им статическая модель совершенной конкуренции послужила основой развития концепции несовершенной конкуренции, признающей наличие динамики в экономике. Тем самым были заложены новые методологические основы теоретического анализа конкуренции.
Новый подход к анализу конкуренции содержала концепция дифференциации продукта Э. Чемберлина, которая заложила основы современной стратегии маркетинга. В тот же исторический период появилась концепция несовершенной конкуренции Дж. Робинсон, где с критических позиций рассматривался рост влияния монополий в экономике и их роль в процессе ценообразования.
Значительный вклад в развитие концепции конкуренции внесли сторонники политики государственного невмешательства в рыночную экономику, например представитель неолиберальной школы В. Ойкен. В противовес данному подходу сторонники регулирования рынка обращали внимание на нестабильность рыночной экономики и возрастающую роль транснациональных компаний.
Изучение взаимосвязи конкуренции и экономического прогресса явилось главным вопросом в грудах ученых неоавстрийской школы: И. Шумпетера, Дж. М. Кларка, И. Кирцнера.
Основными задачами современных подходов к исследованию теории конкуренции являются выявление конкурентных преимуществ стран и компаний, факторов развития конкурентной среды, построение стратегии опережения конкурентов (М. Портер), а также завоевание будущих рынков (Г. Хамел и К.К. Прахалад).
Среди новейших подходов к анализу конкуренции выделяются теории достижения лидерства на рынке, разработанные американской экономической школой (М. Портер). Они сочетают в себе опыт знаний о конкуренции, конкурентной борьбе и методах поведения конкурентов на рынке. Основной сферой их воплощения являются современные концепции стратегического маркетинга и менеджмента, когда разрабатываются и реализуются на практике различные способы достижения лидерства компаний на рынке.
Учеными-экономистами выявлены проблемы теории конкуренции и предложены пути их решения. Эти проблемы отражают основные задачи, которые стоят перед обществом на разных этапах его развития.
Среди актуальных проблем теории конкуренции, по нашему мнению, выделяются следующие.
1.Проблема практического применения конкуренции.
2.Проблема взаимодействия конкуренции и ценообразования является наиболее актуальной в экономике.
3.Проблема трансформации конкурентной деятельности под воздействием таких факторов, как открытия, применение новейших знаний в ходе развития научно-технического прогресса.
4.Проблема взаимосвязи конкуренции и государственного участия в экономике. Данная проблема сохраняет свою актуальность и ее решение связано с поиском оптимального сочетания конкуренции и государственного регулирования экономики.
5.Проблема достижения лидирующих позиций компаниями и странами.
Данная проблема является наиболее актуальной в современной экономике.
Теория конкуренции на определенных исторических этапах решает проблемы развития рыночных отношений и способствует появлению новых научных направлений в экономических исследованиях. Синтез основных подходов к проблемам рыночной экономики через развитие конкуренции способствует решению задач динамичного развития стран и компаний.
Развитие инструментов конкуренции прошло длительный путь в истории экономической мысли. Если классики политической экономии считали, что основным инструментом конкуренции является цена, то в настоящее время к ним относят и неценовые показатели.
Теоретические основы механизма действия того или иного инструмента конкуренции представлены в трудах ученых-экономистов неоклассической школы.
На развитие теории конкуренции существенное влияние оказало изучение роли конкуренции в развитии экономики. Основные аспекты современной интерпретации теории конкуренции представлены в Приложении 2.
Современные концепции деятельности компаний, которые направлены на достижение лидирующих позиций на рынке, предполагают выработку конкурентной стратегии. Одним из основных факторов реализации выбранной стратегии является развитие конкуренции на рынке. В условиях конкурентного рынка основной стратегической целью компании является обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование и управление.
Общие черты таких конкурентных преимуществ, проявляются в дифференциации на основе уникальных товаров, репутации фирмы, наличии знаний, обладании уникальными навыками и умениями, интеллектуальном превосходстве.
Таким образом, роль конкуренции заключается в том, что она через реализацию концепции лидерства приводит к появлению все более передовых технологий, новых видов бизнеса и достижению уникальных конкурентных преимуществ. Слабая конкуренция сдерживает экономику и способствует укреплению позиций монополий.
Накопленный мировой опыт теории конкуренции и его активное изучение, в частности развитие конкурентных преимуществ, роль государства в экономике, комбинированное использования инструментов конкуренции, способствует созданию такой стратегии, которая позволит равноправно участвовать отечественным предприятиям на внешних рынках. В настоящее время формируется долговременная тенденция развития мировой экономики, которая предусматривает конкурентную либерализацию. Она предполагает диверсификацию торговли, внутренних и внешних товарных рынков, укрепление конкурентных позиций стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 21.07.2014.
2. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) //http:// www.consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_149768/
3. Автономов В., Ананьин О., Макашева Н. История экономических учений. - М.: Инфра-М, 2015.- 784 с.
4. Благих И.А., Дубянский А.Н. История экономических учений: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 611 c.
5. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. — СПб.: Экономикус, 2018. — 384 с.
6. История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА - М., 2014. – 733 с.
7. История экономических учений: Учебник. / Под ред. А.С. Квасова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 495 c.
8. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. – М.: Гелиос АРВ, 2015.- 352 с.
9. Круглов В.В. Конкуренция. – М.: Проспект, 2016.- 296 с.
10.Носова С. С. Экономическая теория. Дистанционное обучение : учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 254 с.
11.Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 947 с.
12.Робинсон Дж. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции: пер. с анг. – М.: Прогресс, 2016. – 469 с.