Файл: Классификация маркетинговых исследований (Теоретические основы управления маркетинговыми исследованиями на предприятии).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления маркетинговыми исследованиями на предприятии
1.1 Сущность, классификация и инструменты маркетингового исследования
1.2 Управление процессом маркетингового исследования
2 Анализ проведения маркетингового исследования на предприятии на примере ТОО «Raimbek Bottlers»
2.1 Технико – экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация маркетингового исследования на предприятии
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности
Внутренняя и внешняя маркетинговая информация с помощью методов системы маркетингового анализа преобразуется в информацию пригодную для принятия управленческих решений, формирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов развития предприятия, разработки отдельных элементов маркетинговой политики, а также маркетингового комплекса в целом.
Множество целей, которые ставят перед собой маркетологи или заказчики маркетинговых исследований можно разбить на три легко идентифицируемые группы:
- поисковые (зондирующие, разведочные) – проводятся для уточнения и предварительного понимания проблемы, поиска идей или сущности событий, предусматривают сбор дополнительной информации, по поставленной проблеме и помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего исследования. В рамках таких маркетинговых исследований не ставится задача доказать правильность того или иного решения и принимать окончательные управленческие решения только на основе поискового исследования не рекомендуется;
- описательные (дескриптивные) – предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений, а также их взаимосвязей. От поисковых исследований они отличаются большей структурированностью задач, использованием формализованных методов исследования (наблюдения, опросы и т.д.);
- экспериментальные (каузальные, причинные) – предполагающие проверку маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей, например, между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) – с другой. Как правило, подобные маркетинговые исследования проводятся в условиях специально спланированного маркетингового эксперимента.[11]
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными. Прежде всего, это выявление потенциальных покупателей, изучение их потребностей, реального и потенциального спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых предприятие (организация) может реализовать свои стратегические и тактические цели. После того, как целевой рынок выбран, необходимо проводить текущие наблюдения (мониторинг) за его состоянием для того, чтобы своевременно реагировать на происходящие изменения. Исследование рынка необходимо и для прогнозирования долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явиться базой для постановки целей, разработки стратегии и планирования деятельности предприятия (организации). Особую остроту приобретает маркетинговое исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров.
Структура маркетинговых исследований определяется его целями и задачами, но всегда предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: исследование рынка и исследование возможностей собственного предприятия (организации) (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура маркетинговых исследований
Для получения первичной информации в маркетинге используются следующие методы: опрос (интервью, анкетирование), наблюдение (полевое и лабораторное; стандартизированное и свободное) и автоматическая регистрация данных (эксперимент).
1.2 Управление процессом маркетингового исследования
Управление процессом маркетингового исследования предполагает:
- постановку задач маркетингового исследования:
- определение проблемы, для решения которой требуется информация;
- определение объекта и предмета исследования;
- определение целей исследования;
- формирование рабочей гипотезы, выдвигаемой для объяснения причин возникновения проблемы;
- определение задач исследования;
- выбор метода исследования;
- планирование программы исследования:
- планирование выборки;
- планирование концепции и разработка рабочих документов;
3. определение расходов на проведение исследования;
4. реализация исследования:
- подбор и обучение персонала;
- подготовка должностных инструкций;
5. контроль и анализ результатов.
6. подготовка аналитического отчета.
Результаты маркетинговых исследований предназначены для принятия решений в области сегментирования рынка.
Сегментирование рынка – это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке.
Сегмент рынка – это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации рынка сбыта являются:
- группы потребителей;
- группы продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей – это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов – это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по ряду критериев и признаков.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
- каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности несения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Последовательность процедур сегментирования.
- Формулировка потребностей потребителей, на удовлетворение которых может быть направлена деятельность предприятия.
- Выявление и формализация особенностей потребителей, проявляющихся в специфическом спросе или поведении.
- Выбор метода сегментирования: метод последовательных группировок или метод многомерной классификации.
- Деление потребителей на сегменты.
- Составление профиля сегмента – совокупность специфических параметров продукта, которые привлекательны для данного сегмента, стимулов маркетинга, на которые реагирует потребитель.
- Оценка привлекательности сегмента.
Сегментирование рынка позволяет вскрыть возможности различных сегментов рынка. После этого фирме необходимо решить:
- сколько сегментов следует охватить;
- как определить самые выгодные сегменты.
Оценивая различные сегменты рынка, фирма должна учесть три фактора: размер и рост сегмента, привлекательность сегмента, цели и ресурсы.
Позиционирование – это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.
Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:
- во-первых, это выбор атрибута позиционирования, т.е. некоторой полезности товара для клиента, которая может стать эмоциональной причиной его покупки именно в данной фирме;
- во-вторых, позиционирование осуществляется для выбранного целевого рынка, так как для разных аудиторий наиболее привлекательные атрибуты позиционирования будут разными;
- в-третьих, позиционирование должно учитывать позицию конкурентов, которые предлагают товары для того же целевого рынка.
Все три составляющие позиции следует свести в одну лаконичную фразу, где упоминается ключевое преимущество, двумя-тремя яркими образами охарактеризован целевой рынок, а также обозначена категория, в которой товар конкурирует.
Параметры позиционирования:
- позиционирование на основе цены;
- позиционирование на основе имиджа;
- позиционирование на основе высокого качества;
- позиционирование не основе комбинации выгод;
- позиционирование на основе способа использования товара;
- позиционирование на основе решения специфических проблем.[12]
Потребитель и его покупательское поведение – объект самого пристального внимания товаропроизводителя, работающего на основе принципов и методов маркетинга. Поскольку потребитель, выражая свои симпатии и антипатии, покупательские предпочтения, может решить судьбу фирмы – товаропроизводителя. Фирма должна стремиться в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя (потенциального покупателя), включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей, принятия решений о покупке, формирование покупательских предпочтений, лояльности к марке и др.
Задача фирмы не только предвидение характера изменения потребностей потребителя, но и своевременное предложение последнему продуктов и услуг, созданных на основе такого предвидения.
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
В процессе решения вопроса о покупке поведение потребителя можно разделить на пять этапов:
- осознание необходимости покупки;
- поиск информации;
- оценка альтернатив;
- решение о покупке;
- поведение покупателя после совершения покупки.
На каждом из этапов потребитель выступает как активное лицо, принимающее решения.
Согласно одной из основных идей маркетинга покупатель осуществляет поиск не товара, а услуги или решения проблемы, которую может обеспечить товар. Это простая идея оказывает воздействие на товарную политику, что просматривается при установлении практического диапазона применения понятия «товар-решение», исходя из следующих предпосылок:
- разные товары могут удовлетворять одну и туже потребность;
- каждый товар представляет собой определенную совокупность свойств;
- один и тот же товар может удовлетворить различные потребности.[13]
2 Анализ проведения маркетингового исследования на предприятии на примере ТОО «Raimbek Bottlers»
2.1 Технико – экономическая характеристика предприятия
История Raimbek Group начинается в 1992 году с создания небольшой коммерческой фирмы «Раимбек», занимающейся оптовой и розничной торговлей электроники из Сингапура, Японии, Италии, Швейцарии и Гонконга.
В 1998 году Компанией Raimbek Bottlers была запущена линия по производству соков Juicy с тремя вкусами – апельсин, яблоко и томат.
Компания с самого начала отказалась от услуг трейдеров и наладила прямое сотрудничество с мировыми производителями концентрированных соков. Это позволило следить за качеством продукта на всех этапах его производства и давать потребителю честную цену без комиссий посредников.
В 2000 году создана компания Raimbek Alco, основное направление деятельности которой – эксклюзивные поставки в Казахстан элитных алкогольных напитков. В партнерском пакете Raimbek Alco контракты с известными во всем мире производителями алкогольной продукции: Bacardi-Martini, Brown Forman, Tommasi, Castello Banfi, Les Grands Chais de France, Concha y Toro и другие.
Raimbek Alco высоко ценит доверие казахстанского потребителя, именно поэтому является активным членом ассоциации добросовестных импортеров алкогольной продукции Республики Казахстан «АлкоИмпорт», что в очередной раз подтверждает высокий статус компании и ответственное отношение к ведению бизнеса.
С 2001 года начат запуск нового завода Raimbek Agro по выпуску молочной продукции, а именно ультрапастеризованного натурального коровьего молока. В процессе производства оно подвергается температурной обработке и разливается в пачки в стерильных условиях. Благодаря особому контролю за чистотой на всех участках производства и высоким требованиям к натуральному молоку продукция хранится в обычных условиях до 9 месяцев. В том же 2001 году Raimbek Agro начал выпускать продукцию трех торговых марок: «Айналайын», «Милоко» и «Беби Бомба».
В 2003 году «Raimbek Group» совершила рывок на внешний рынок. В Китае была создана компания Raimbek Food (XINJIANG) Co. Ltd по производству соков для китайского рынка. В КНР тогда это было первое казахстанское предприятие со 100%-ным частным капиталом. Несколько лет назад завод был продан китайским предпринимателям.