Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (Особенности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 980

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Дружба – форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. У детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения начинают складываться в процессе общения в группе детского сада. Начало детской дружбы – это ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его.

Вопросы воспитания дружественных взаимоотношений, значимость воспитания дружбы у детей дошкольного возраста освещались в трудах многих видных педагогов и психологов: Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.Д.Кошелевой, А.С.Макаренко, Д.В. Сергеевой, и других авторов, отмечавших, что воспитывать дружеские отношения у детей необходимо с дошкольного возраста. И в детском саду для этого немало возможностей: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. А воспитатели имеют возможность в играх, в труде целеустремленно развивать у ребенка дружеские качества.

Проблема воспитания дружеских взаимоотношений у дошкольников заключается в том, что, несмотря на существующие возможности, этот процесс не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Все это заставляет педагогов обращаться к поиску различных методов, которые могут быть эффективными в решении данной проблемы.

Педагоги считают, что большое значение в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми имеет наличие в группе обстановки совместной деятельности, например, трудовая деятельность.

Таким образом, проблема и актуальность вышеизложенного обусловили выбор темы исследования «Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде».

Цель исследования: изучить воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.

Объект исследования: процесс воспитания дружеских взаимоотношений у дошкольников.

Предмет исследования: труд, как средство воспитания у дошкольников дружеских взаимоотношений.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что трудовая совместная деятельность эффективна в развитии дружеских отношений между детьми дошкольного возраста, и возможна лишь при целенаправленной работе с детьми в данном направлении с учетом индивидуальных особенностей межличностных отношений детей.


Были определены следующие задачи:

1.Изучить особенности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

2.Рассмотреть труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений дошкольников.

3.Провести опытно-экспериментальное исследование по изучению роли труда в воспитании дружеских взаимоотношений дошкольников.

4.Разработать рекомендации по воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников в труде.

Методы и методики исследования: анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод анализа, синтеза и обобщения; методики: «Два домика» (Т.Д. Марциновская), с помощью которой выявлялись отношения детей к себе и к сверстнику, метод наблюдения за детьми в свободной и трудовой деятельности.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы составляет 30 страниц (без учета списка литературы и приложений).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ

1.1. Особенности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Для полноценного понимания особенностей дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, необходимо рассмотреть их возрастную психолого-педагогическую характеристику.

Анализ имеющихся в литературе данных позволяет выявить динамику развития личности дошкольника в возрастном аспекте. Дошкольный возраст можно разделить на три части [22]: возраст три-четыре года, который преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции; возраст от четырех до пяти лет - нравственная саморегуляция; возраст около шести-семи лет включает формирование деловых личностных качеств ребенка.


В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в выборе своего поведения и в оценках, которые дает себе и другим людям. У него формируются более устойчивые моральные представления, источниками которых являются взрослые и сверстники. Нравственный опыт передается детям и усваивается ими в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. В дошкольном возрасте детьми первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения и культурно-гигиенические нормы, а также нормы, которые связаны с отношением к своим обязанностям, с обращением с животными и т.п.

В младшем дошкольном возрасте дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания, то в старшем дошкольном возрасте они начинают осознавать сущность этих правил и норм, и не только сами стараются выполнить их, но и внимательно следят, чтобы и другие дети следовали этим же правилам и нормам [26, с.77-78].

В процессе возрастного развития, поведение детей выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление своими действиями и поступками, то есть возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, и к старшему дошкольному возрасту у большинства детей формируется определенная нравственная позиция.

Если в младшем дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих его людей – родителей, сверстников, воспитателей. То к старшему дошкольному возрасту это стремление вырастает в потребность к достижению успехов, к целеустремленности, к самостоятельности и т.п. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то к концу дошкольного возраста он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности [31].

Ближе к старшему дошкольному возрасту вполне способен разумно объяснить свои поступки, используя нравственно-оценочные нормы. Это говорит о том, что у него уже сформировались начала и основы нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения, хотя и не представляются еще достаточно устойчивыми. Также в возрасте 5,5 – 7 лет (старший дошкольный возраст) у детей происходит пик развития психических процессов, и перестройка нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Именно в этом возрасте происходит закладка основ личности, формируются и развиваются новые психологические механизмы поведения ребенка, его деятельности [1].


Также в старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться мотивы общения, и к их естественной любознательности и озабоченности получения одобрения со стороны взрослых, в старшем дошкольном возрасте у детей добавляются новые мотивы общения – личные и деловые. К мотивам общения присоединяются мотивы учения, которые касаются приобретения знаний, умений и навыков, приходящие на смену любопытству, свойственного детям в этом возрасте [22, с.161].

Самосознание - осознание своего «Я» - важнейшее достижение ребенка старшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, какое место он занимают в жизни, но уже начинает осознавать свое место среди других. В этом возрасте у него начинает формироваться социальная позиция, а также стремление к новой социальной роли, которая соответствует его потребностям на данном этапе развития [24].

Л.С. Выготский считает, что ближе к младшему школьному возрасту, самооценка ребенка становится более обобщенной и отношение ребенка к себе становится дифференцированным. Самооценка становится важнейшей личностной инстанцией, которая позволяет контролировать деятельность и строить поведение в соответствии с социальными нормами [цит. по: 20, с.228].

Таким образом, дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей: возраст от трех до семи лет – возраст становления будущей личности. Для личностного развития дошкольника характерны следующие особенности: возникновение самооценки, эмоционального предвосхищения последствий поведения, осознание переживаний, обогащение эмоциональной и потребностной сферы.

К старшему дошкольному возрасту, дети начинают активно проявлять интерес к коллективным формам деятельности, где стремятся показать себя лучшим, стать первым. Также появляется потребность поступать в соответствии с правилами и нормами, так как ребенок начинает усваивать систему социальных ценностей, правил поведения и моральных норм, поэтому он уже вполне может сдерживать свои желания и поступать как «надо», а не так как ему хочется. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Что касается дружеских отношений детей, то в этом возрасте они также имеют свои особенности.

Дружба - форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Таким образом, дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений.


Проблема воспитания дружеских взаимоотношений всегда была в центре внимания педагогики. Например, работы О.Д.Кошелевой, Е.О. Смирновой и других авторов, которые выявили, что психологическую основу дружеского, гуманного отношения к другому составляет сформировывающаяся в общении и совместной деятельности установленная готовность субъекта чувствовать, переживать, воздействовать так, как если бы этим иным являлся он сам.

Развитие дружеских отношений ребенка к людям начинается с раннего возраста. Основное направление - выражать по отношению к ребенку любовь, ласку, ласковые слова, поглаживание чаще применять, малыша хвалить за любое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), учить способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более эти действия позитивной оценкой подкреплять. Ребенок к оценке взрослого весьма восприимчив, он как бы «прощупывает» точность своего поведения через эту оценку и быстро осваивает, что породило позитивную реакцию, а что - негативную.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но понемногу благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо [13, с.42]. В младшем дошкольном возрасте средствами воспитания дружеских взаимоотношений является сам взрослый как носитель позитивного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

В среднем дошкольном возрасте происходит постепенное осмысление ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к простому обобщению личного опыта, скопленного в младшем возрасте. Укрепляются представления о характере и способах проявления позитивного отношения к взрослым и другим детям. Как и в младшей группе, основными остаются совместная деятельность со взрослыми, объяснения взрослого, организация практических ситуаций. Задачу воспитания благожелательного отношения к окружающим на этом периоде можно считать исполненной, если у ребенка возникают простые самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим» [10, с.55-57].

Наиболее полноценная работа по развитию дружеских взаимоотношений с окружающими проистекает в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны обобщать и анализировать свой опыт отношений дети способны, способны видеть и объяснять причины подмеченных недостатков.