Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (Особенности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 1011
Скачиваний: 19
Во время подобных занятий старались вовлечь в игру детей, которые по первому этапу эксперимента выявили отрицательные результаты.
Таким образом, нами были осуществлены все занятия, представленные в нашем перспективном плане по организации трудовой коллективной деятельности детей с целью воспитания у детей формирования дружеских взаимоотношений в труде.
2.3. Результаты и анализ эффективности исследования. Рекомендации по развитию дружеских взаимоотношений у дошкольников
Во время и после проведения формирующего эксперимента также проводились наблюдения, которые тщательно фиксировались и оценивались по тем же параметрам, что и на первом этапе эксперимента (результаты наблюдений представлены в Приложении 6).
Итак, результаты наблюдения на контрольном этапе выявили, что количество детей с нормальным и высоким уровнем дружеского отношения к сверстникам возросло и составляет абсолютное большинство – 22 детей (68%) и 8 детей (32%) – высокий уровень дружеского отношения к сверстникам. Детей с низким уровнем дружеских взаимоотношений на данном этапе эксперимента не выявлено.
Наглядно соотношения результатов наблюдений до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 3 ниже:
Рис.3 – Соотношение результатов наблюдений до и после формирующего этапа эксперимента.
После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена также повторная диагностика по методике «Два дома». Ее результаты представлены в Приложении 7.
По результатам диагностики социометрического исследования на контрольном эксперимента видим положительную динамику в отношении детей, у которых на первом этапе эксперимента был низкий статус в группе.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4 ниже, где представлено процентное соотношение социометрических статусов детей в группе:
Рис. 4 - Процентное соотношение социометрических статусов детей (на контрольном этапе эксперимента)
Общую динамику изменения социометрического статуса можно увидеть на рисунке 5 ниже, где представлено процентное соотношение результатов первого и третьего этапов эксперимента:
Рис.5 - Процентное соотношение общей динамики изменения социометрических статусов в группе по результатам эксперимента
Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования показали эффективность труда, как средства развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы нами были разработаны рекомендации по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.
1. Очень много в плане развития межличностных отношений зависит от воспитателя. Нужно стараться формировать в группе позитивный эмоциональный микроклимат. Наблюдая за детьми, застенчивых обязательно поощрять, вспыльчивых и возбудимых успокаивать. Не оставлять детей вне коллектива.
- Благоприятное положение детей в группе – необходимое условие для воспитания дружеских отношений детей. Дети, у кого в группе благополучное положение, имеют широкий круг общения, они всегда в центре внимания, принимают живое участие во всех видах детской деятельности, в том числе и трудовой. Совсем другое положение у детей с низким социометрическим статусом: они - вне общения, неохотно вступают в контакты с другими, поручения выполняют неохотно. Поэтому необходимо поощрять их похвалой к выполнению небольших заданий, дежурствам, поручений и др.
- Основными средствами воспитания гуманности у дошкольников является включение детей в различные формы детской совместной деятельности: игровой, трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.
- Важнейшим средством формирования гуманных отношений между детьми дошкольного возраста является трудовая совместная деятельность. В совместном труде у детей, помимо дружеских отношений, также активно развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь, эмоциональная сфера, и т.п.), формируются их познавательная деятельность, коммуникативные навыки и умения и др.
- Для того чтобы поднять интерес детей друг к другу, нужно предоставить детям возможность проявить себя в коллективе. Следует формировать такие трудовые ситуации, где бы наиболее ярко проявились достоинства детей, их гуманные отношения к товарищу, чувство сплоченности, ответственности за совместную деятельность, радость общения с друг другом.
Опытно-экспериментальное исследование показало, что в исследуемой группе детей существует проблема дружеских взаимоотношений между детьми, а значит дети нуждаются в целенаправленной работе по развитию у них дружеских отношений к друг другу.
Был проведен формирующий этап эксперимента, где средством воспитания у детей дружеских взаимоотношений стало привлечение детей к коллективной трудовой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность проведенной работы по развитию дружеских взаимоотношений детей в труде. Дети научились по своей инициативе принимать участие в общем труде, стали проявлять заботу о товарищах и дружно трудиться. У детей появилось чувство сопереживания коллективной радости от удачно выполненного общего дела.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений в организации работы по развитию дружеских взаимоотношений детей в труде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проделанной работы, в соответствии с целью и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выяснить, что воспитание дружеских взаимоотношений – является актуальной проблемой педагогики, так как дружба – форма межличностных отношений –ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его.
Особую значимость воспитание дружеских взаимоотношений у детей приобретает в дошкольном детстве, так как дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития подрастающей личности. Именно в этом возрасте происходит становление основных психических функций, личностных механизмов и образований. Поэтому многие исследователи считают, что воспитывать дружеские отношения у детей необходимо с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. А воспитатели имеют возможность в играх, в труде целеустремленно развивать у ребенка дружеские качества.
Но не всегда этот процесс является эффективным, что проявляется в росте числа детей с антигуманным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам.
Об этом же свидетельствуют и результаты опытно-экспериментального исследования, где была выявлена проблема не всегда доброжелательных отношениях между детьми.
Опираясь на мнение ученых, что воспитание дружеских отношений в детях будет эффективнее, если будет проводиться целенаправленная работа по ее формированию в совместной деятельности детей, был проведен формирующий этап эксперимента, где была реализована целенаправленная работа по формированию у детей дружеских взаимоотношений в коллективной трудовой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность опытно-экспериментальной работы: дети стали проявлять интерес к участию в общем труде, выражать заботу о товарищах по труду и помогать им достигать цели, если у них не получается самостоятельно добиться положительного результата. Коллектив детей стал сплоченнее и дружнее, у детей появилось чувство сопереживания коллективной радости от удачно выполненного общего дела.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Цели и задачи исследования выполнены.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений по развитию у детей дружеских отношений в труде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков//В.А. Аверин. – М.: ВЛАДОС – 2008. – 325с.
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2013. – 494с.
- Байкова, JI.A. Современные воспитательные системы / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. –2010. – № 3. – С. 9-15.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей /Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.
- Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: автореф. канд.дис./З.Н.Борисова. – Л., 1953.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
- Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 2011. – 220 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. ВЛАДОС, 2009. – 335с.
- Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим / С.А. Газлева. – М.: Ось-М, 2010. – 179 с.
- Дьюи, Д. Антология гуманистической педагогики: Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак / Сост. А.И. Салов; Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2010. – 230 с.
- Залогина, В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре //Творческие игры в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, В.Д. Татищева / В.П. Залогина. – М. : Месхин+., 2011. – 48 с.
- Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 72-79.
- Карпенко, Л.А. Словарь. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1 / Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 251с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.:Академия, 2014. – 416 с.
- Корнетов, Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2010. – 210 с.
- Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 11. – С.15-20.
- Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
- Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса./А.С.Макаренко. – М.: Педагогика, 2013. – Т.1. – С. 267-330.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн./Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
- Немов, Р. Психология. Психология образования / Р. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
- Нечаева, В.Г. Особенности труда дошкольника/под ред. В.Г. Нечаевой//Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
- Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников/ М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
- Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 10-14.
- Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.– 2008.– №12.– С. 77-80.
- Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности/Д.В.Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 314 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/Е.О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
- Шатова, А. Вне творческого труда нет созидания/А.Шатова// Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С.12-35.
- Шоломицкая, Н.Д. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста/ Н.Д. Шоломицкая, О.А. Седунова. – URL: http://www.mshu.edu.ru/files/kafpsy/Псих–пед.условия%202006.doc (дата обращения: 12.05.2017.).
- Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Список детей
Присвоенный порядковый номер |
Фамилия имя |
1 |
Илья А. |
2 |
Мария А. |
3 |
Галина Б. |
4 |
Виктор В. |
5 |
Варвара Г. |
6 |
Светлана Д. |
7 |
Коля Е. |
8 |
Петр Е. |
9 |
Максим И. |
10 |
Даниил К. |
11 |
Петр К. |
12 |
Рома Л. |
13 |
Мария М. |
14 |
Александр Н. |
15 |
Александр О. |
16 |
Николай П. |
17 |
Елизавета Р. |
18 |
Лия С. |
19 |
Гоша Т. |
20 |
Владислав Т. |
21 |
Иван Ф. |
22 |
Инна Х. |
23 |
Анастасия Я. |
24 |
Наталия Ш. |
25 |
Динара Я. |
Методика «Два дома»
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них красного цвета, другой –черного цвета.
Исследование проводили строго индивидуально.
Инструкция и организация исследования: Для проведения методики приготовили лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – дом красного цвета, а другой – черного цвета. Показали ребенку обе картинки и спросили:«Посмотри на эти домики. В красном –живешь ты, там много игрушек, можешь пригласить к себе до 5 ребят из своей группы, кого хочешь». После выбора ребенка, задаем следующий вопрос: «Кого бы ты поселил в черный дом, в котором нет игрушек?».
Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей занесли в специальный протокол (см. Приложение 2).
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Все суммы были нами распределены по баллам. Их подсчет и интерпретация проводилась следующим образом: