Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций(Теоретические основы налога на добавленную стоимость, его налогового учета и анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) является всеобщим налогом на потребление, уплачиваемый всеми предприятиями, участвующими в процессе производства, и сбыта товаров. У налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогам, особенно в части действующего механизма - исчисления и уплаты. Данные аспекты тесно связаны с вопросами налогового учета по данному налогу.

Актуальность темы налогового учета по НДС обусловлена тем, что от правильности его организации в конечном итоге зависит правильность исчисления и уплаты налога. А это, с одной стороны, затрагивает интересы бюджета страны (налог является бюджетообразующим), с другой стороны, интересы предприятий, которые заинтересованы в снижении налоговой нагрузки. Ситуация осложняется тем, что не существует отдельно выделенного нормативного акта, регулирующего вопросы налогового учета НДС.

Целью курсовой работы является теоретическое исследование и анализ практики налогового учета НДС на предприятии.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение теоретических основ налогового учета и анализа налога на добавленную стоимость;

- характеристика экономической деятельности предприятия;

- анализ практики бухгалтерского и налогового учета НДС на предприятии;

- анализ налоговой нагрузки предприятия в части НДС;

- разработка рекомендаций по снижению нагрузки в части обложения предприятия налогом на добавленную стоимость.

Предмет исследования – экономические отношения, в которых возникает необходимость бухгалтерского и налогового учета НДС.

Объект исследования – практика налогового учета по НДС в нефтегазодобывающем предприятии ОАО «Шешмаойл».

Методы исследования – эмипирический, статистический, эконо-мического анализа, сопоставления данных, наблюдения.

Теоретической основой исследования стали труды авторов в области бухгалтерского учета и налогообложения, экономического анализа, таких как Н.С. Архипов, И.А. Баймакова, Л.А. Бабина, В.Р. Воинов, А.А. Глинкин, А.Ю. Грибков, И.Н. Дроздова, А.Ю. Ежова, М.В. Ильин, О.А. Красноперова, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, Э.Ю. Каверина, В.В. Олифиров, М.Т.Панова, Т.М. Панченко, Р.А. Паресина, И.В. Прудникова, М.В. Попов, Д.В. Хачатурова и других, а также материалы периодической печати, законодательные и нормативные документы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


В первой главе рассмотрены теоретические основы налога на добавленную стоимость, его налогового учета и анализа. В ее рамках рассмотрена социально-экономическая сущность и назначение налога на добавленную стоимость, вопросы нормативного регулирования налогового учета и методы анализа и оптимизации налоговой нагрузки предприятия.

Во второй главе проведен анализ практики налогового учета по налогу на добавленную стоимость на предприятии. Вначале представлена краткая характеристика деятельности и анализ технико-экономических показателей предприятия. Проведен анализ особенностей налогового учета НДС на предприятии с конкретными примерами учетной практики. Представлен расчет и анализ динамики НДС, а также его места в структуре налоговых платежей предприятия. Разработано и экономически обосновано предложение по снижению налоговой нагрузки по НДС.

1. Теоретические основы налогового учета по налогу на добавленную стоимость

1.1. Социально-экономическая сущность и назначение налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость в современной российской налоговой системе появился после принятия Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» с 1 января 1992 года, а с 1 января 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется Главой 21 Налогового кодекса РФ [1]. Налог на добавленную стоимость – федеральный и подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме[1].

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) один из самых молодых налогов, взимаемых в налоговых системах многих зарубежных стран с товаров и услуг, в то же время это – самый распространенный налог. Французский экономист М. Лоре в 1954 году придумал и описал схему взимания НДС, и обосновал его преимущества по сравнению с ранее действовавшим налогом с оборота. В связи с тем, что НДС устранил каскадный эффект в системе ценообразования, в 1958 году налог был введен во Франции, а затем, и во многих других государствах мира[2].


Налог на добавленную стоимость, представляя собой форму изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации, является косвенным налогом. Как уже отмечалось, НДС оказывает прямое и непосредственное влияние на механизмы ценообразования, структуру потребления и спрос[3]. Таким образом, потребитель оплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, а поступление этой суммы в бюджет реализуется ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях[4].

Добавленная стоимость является универсальной и интегрированной налоговой базой, поскольку представляет собой материальную и финансовую основу налоговых доходов[5]. Добавленная стоимость – это стоимость, добавленная производителем к стоимости приобретенных материальных ресурсов. Налог на добавленную стоимость охватывает все стадии производства и продажи продукции, в том числе и розничную торговлю. Каждый продавец на протяжении всех этапов движения товара до момента продажи конечному потребителю является сборщиком налога на добавленную стоимость[6].

Из выручки продавец вычитает НДС, который был уплачен при покупке исходных товаров, а разница между налогами уплачивается государству. В обложении налогом только вновь создаваемую стоимость на каждой стадии производства заключается смысл компенсации НДС. Таким образом, продавец получает от государства возмещение на любую сумму налога, которая была уплачена поставщикам. Налог на добавленную стоимость, таким образом, обременяет конечного потребителя в виде уплаты части продажной цены товара или услуги.

Роль налога на добавленную стоимость заключается в его фискальной и регулирующей функциях. Следует отметить, что НДС представляет собой стабильный и регулярный источник доходов бюджета государства и занимает наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета.

Структура доходов бюджета Российской Федерации за 9 месяцев 2017

года показана на рисунке 1.


Рис.1. Структура доходов бюджета Российской Федерации за 9 месяцев 2017 года[7]

На основе данных рисунка 1 можно говорить о том, что НДС занимает ведущее место в формировании налоговых доходов государственного бюджета России.

НДС выступает в качестве регулятора экономических процессов. Регулирующая функция налога на добавленную стоимость осуществляется в форме стимулов через систему налоговых льгот, согласно главой 21 Налогового кодекса РФ [1][8].

Следует выделять три вида установленных по данному налогу основных льгот[9]:

1) Пониженные налоговые ставки - 10% и 0%;

2) Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика;

3) освобождение от налогообложения определенной группы операций.

Статья 145.1 Налогового кодекса РФ ярко выражает стимулирующую направленность налога в части освобождения от налогообложения, к примеру, участников инновационного центра «Сколково». Еще одним примером стимулирующего воздействия является то, что экономическим агентам установлена ставка налога в размере 0%[10]. Таким образом, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции. Также государство предоставляет возможность отечественным экспортерам возмещать из государственного бюджета суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками-экспортерами на внутреннем рынке при приобретении товаров, работ и услуг, используемых в производстве экспортируемой продукции[11].

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что налог на стоимость, добавленную производителем к стоимости приобретенных материальных ресурсов обеспечивает стабильные налоговые доходы, а его роль обеспечивается регулирующим и стимулирующим воздействием на экономическое поведение хозяйствующего субъекта.

1.2. Нормативное регулирование налогового учета

Теоретические основы бухгалтерского учета изложены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), Приказе Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», Приказе Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» и других нормативных документов с изменениями и дополнениями 2017 года[12].


Основным регулирующим налоговый учет нормативным документом является Налоговый кодекс Российской Федерации, однако, в нем уделено недостаточное внимание теоретическим основам налогового учета[13].

Понятие налогового учета изначально было введено только налогу на прибыль организаций, его теоретические основы достаточно подробно изложены в гл. 25 НК РФ.

Следует отметить, что ведение учета объектов налогообложения в части первой НК РФ установлено для всех налогоплательщиков и налоговых агентов[14]. Для экономических субъектов учет предполагает его документирование. Указания на ведение, в том числе документирование, налогового учета конкретизированы по следующим налогам и специальным налоговым режимам[15]: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (налоговый учет ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость») и ст. 169 НК РФ), налог на доходы физических лиц, упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и патентная система налогообложения.

«Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ»[16]. Это опре-

деление может быть применено ко всем налогам[17].

Налоговый учет необходим для выполнения фискальной функции налогов, а также информационной и контрольной функций бухгалтерского учета.

Функции налогового учета определяют его основную цель, сформулированную в НК РФ [1]. «Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога»[18].

Исходя из цели налогового учета основными его задачами являются[19]:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;