Файл: Размер пенсии по старости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1552

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Пенсионное обеспечение - неотъемлемая часть социального обеспечения. Правовое государство должно проявлять максимальную заботу о своих гражданах в данной области.

Пенсионное обеспечение граждан в России - комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни. Важной составляющей данной системы, является регулирование вопросов порядка назначения и выплаты гражданам трудовых пенсий по старости.

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений по ряду обстоятельств. В настоящее время пенсионная система Российской Федерации переживает серьезный кризис, так как за два последних десятилетия пенсионное обеспечение трижды претерпевало существенные изменения, в основном из-за перехода от директивной к рыночной экономике. Правоотношения, базировавшиеся на алиментарных началах, трансформировались в страховые отношения. Создание в России пенсионной системы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, является одной из наиболее сложных и важных задач. Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию, и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется повышенный интерес к теме пенсионного обеспечения.

Предметом исследования являются отношения по пенсионному обеспечению граждан в Российской федерации.

Объектом исследования являются вопросы, связанные с назначением, расчетов и особенностями пенсии по старости.

Целью данной курсовой работы является проанализировать размер пенсии по старости.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучить понятие пенсии по старости;

- описать виды пенсий по старости и условия их назначения;


- охарактеризовать сроки выплаты пенсии по старости;

- рассмотреть минимальный размер пенсии по старости;

- произвести расчет пенсий по старости;

- описать размер фиксированной выплаты и накопительной пенсии.

Теоретическую, методическую и эмпирическую базу для подготовки курсовой работы составили следующие источники: законодательные и нормативные акты РФ в области социальной защиты, открытые материалы статистической отчетности, специализированные источники, научная и методическая литература, таких авторов как: Аракчеев В. С., Галаганов В. П., Захаров М.Л., Ерофеева О. В., Сулейманова Г. В. И других.

Курсовая работа является комплексным научным исследованием проблем понятия пенсии по старости и ее размером.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе приводится общая характеристика пенсии по старости, условия ее назначения. Во второй главе рассматривается размер пенсии по старости, ее минимальное значение.

1. Общая характеристика пенсии по старости

1.1. Понятие пенсии по старости

Законодательно право на получение трудовой пенсии при уходе на отдых по старости гарантировано гражданам Российской Федерации [1], имеющим страховку согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [3], при условии соблюдения всех требований, предписанных настоящим законом. Нетрудоспособные близкие родственники вышеупомянутых лиц могут рассчитывать на получение компенсации при случаях, подробно описываемых статьей №9 Федерального закона. Граждане иностранных государств и лица без определенного гражданства, длительное время проживающие на территории одного из субъектов Российской Федерации, имеют право на получение социальных отчислений на равных условиях с гражданами России. Исключение составляют случаи, установленные другими Федеральными законами или международным соглашением РФ.

Согласно действующему законодательству, пенсия по возрасту делится на три вида:

1. Трудовая выплата по старости. Назначается физическим лицам при достижении определенного возраста, установленного государством (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин к 2019 году) [28]. Обязательно наличие официального трудового стажа не менее 5 лет. Возраст может снизиться для граждан, профессиональная деятельность которых связана с вредным производством, либо с опасными для здоровья рабочими условиями (45-55 для женщин, 45-50 для мужчин). Последнее актуально при наличии минимального рабочего стажа.


2. Государственная. Предоставляется гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф – чернобыльская авария, взрыв метана на Зыряновской шахте; жителям территорий с повышенным радиационным фоном и работникам радиоактивной промышленности. Важно, что величина трудового стажа не имеет значения при назначении данного типа выплат. Госпенсия, как правило, значительно превосходит трудовую, а часть ее получателей имеют право на досрочное назначение [24].

3. Федеральная пенсия по старости. Это отчисления, предоставляемые работникам государственных структур, со стажем не менее 15 лет в любой должности. Если стаж выше установленного минимума, уровень получаемых выплат увеличивается. Рост составляет около трех процентов от средней заработной платы за месяц. Этот тип ежемесячных выплат предоставляется госслужащим – чиновникам, полицейским, сотрудникам спецслужб и т.д.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» [3]. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части [27, c.26].

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

Во-первых, она назначается пожизненно.

Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста. С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости [18, c.32].

Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.


Разработчики Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исходили из концепции «заработанной пенсии», поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме [13, c.34].

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы [27, c.39].

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации [4]. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.

В соответствии с пенсионным законодательством РФ в 2018 году каждому человеку, проживающему на территории Российской Федерации, по достижению им определенного возраста назначается пенсионное обеспечение по старости [28]. Данный вид содержания устанавливается в целях финансовой поддержки граждан, которые в силу своего возраста ограничены в былой трудоспособности или, достигнув возрастных параметров, не могут трудиться по иным причинам.

Для получения хотя бы минимального пенсионного обеспечения помимо достижения пенсионного возраста, получателю необходимо соответствовать и другим минимальным требованиям, установленным законодательством:

1. Основным условием для назначения пенсионной выплаты является наличие определенного размера трудового стажа.

2. При этом пенсионное обеспечение предусмотрено как для граждан, заработавших требуемый стаж, так и для тех, которые его не имеют [11, c.42].

Размер пенсии по старости для каждого получателя зависит от множества обстоятельств, его можно сравнить лишь с уровнем прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания.


Россияне имеют право на получение надбавок к официальной пенсии в ряде случаев:

1) получаемая финансовая поддержка от государства ниже прожиточного уровня региона проживания;

2) пенсионер относится к одной из льготных категорий граждан (чернобыльцы, ветераны и др. подробно льготные категории населения рассмотрены Федеральным законом);

3) получатель содержит молодого ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста или нетрудоспособных родственников;

4) пенсионер относится к 1, 2 или 3 группе инвалидности, что подтверждено медико-социальной экспертизой [27, c.55].

Пенсионеры относятся к социально незащищенному классу людей, поэтому по законодательству им положены следующие льготы:

- скидки на газ и коммунальные услуги. Конкретные цифры зависят от статуса пенсионера и его возраста;

- наличие группы инвалидности уменьшает квартплату;

- освобождение от уплаты имущественного и некоторых других налогов;

- бесплатный или льготный проезд общественным транспортом. Если гражданин не пользуется метро и наземным транспортом, он может получить эквивалентную денежную компенсацию;

- бесплатное лечение в отечественных санаториях, на курортах. Дорога до места назначения оплачивается государством;

- скидки на медикаменты в государственных аптеках. При наличии у гражданина группы инвалидности, стоимость лекарств может понижаться еще больше;

- бесплатный прием терапевтом поликлиники по месту жительства;

- ежегодная диспансеризация;

- пенсионеры попадают под действие закона о здравоохранении от 2015 года;

- бесплатное протезирование зубов [26].

Также необходимо сказать о валоризации.

Валоризация - французский термин, пришедший в пенсионную сферу из экономики. Это переосмысление денежного эквивалента пенсионных прав, которые были приобретены на период действия прошлой пенсионной системы, например, гражданами в советский период [16, c.57]. В то время не существовало страховых взносов и баллов, которые играют важную роль в начислении пенсии сегодня. До 2002 года для начисления суммы пенсионной выплаты учитывались только средняя официальная зарплата за определенный срок, а также общий трудовой стаж. Эти два параметра и легли в основу системы перерасчета. Программа официально вступила в силу с 1 января 2010 года, но актуальна и сегодня. Общий смысл валоризации пенсии заключается в следующем – ПФ России вывел величину расчетного пенсионного капитала. Он увеличивается на 10% от начальной суммы, а за тем на 1% за каждый трудовой год до 01.01.1991 года [29].