Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Роль налогов, их влияния на стороны общественной жизни и государственной деятельности обуславливают процедуру реформирования экономики в России, которая направлена на развитие рыночных отношений. В данном случае налоги физических лиц являются основным весомым источником поступления доходов в консолидированный бюджет и источником формирования финансовой базы для осуществления государством своих основных функций: обеспечение обороноспособности, безопасности государства, предоставление гарантий по правам человека и гражданина. Таким образом, налоги представляют собой механизм государственного регулирования экономики, обеспечивающего развитие интересов общества.

Современное состояние налогообложения физических лиц в России характеризуется сложной организацией, которая постоянно является объектом дискуссий.

Объектом исследования является налогообложение в РФ.

Предметом исследования является налогообложение физических лиц в РФ.

Целью исследования является изучение особенностей налогообложения физических лиц в РФ.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю развития правового налогообложения физических лиц в России;
  2. Рассмотреть экономическое содержание и структуру налогов физических лиц;
  3. Рассмотреть особенности налогообложения доходов физических лиц;
  4. Изучить особенности налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;
  5. Изучить особенности налогообложение имущества физических лиц.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц

Анализ становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц, а также сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны изучения действующих норм налогообложения физических лиц в России. Также данный анализ является важным аспектом в процессе совершенствования налоговой системы как в целом, так и в частности налогообложения физических лиц.


В европейской практике существует несколько моделей, характеризующих систему налогообложения доходов. Это раздельная и глобальная.

Раздельная модель базируется на принципе разграничения доходов в зависимости от источника их получения. Глобальная модель напротив лишена дифференциации доходов по каким-либо основаниям, то есть подразумевает обложение дохода независимо от источников их образования.

Вторая модель несмотря на свою простоту остается лишь теоретической, поскольку не учитывает социальный характер налогообложения, а наделена лишь экономической функцией. Изучая системы налогообложения, мы видим, что и первого варианта налогообложения на практике нет в чистом виде и более оптимальным является использование смешенной модели, варьирующейся между раздельной и глобальной системой.

Данная модель присуща Российской налоговой системе и Великобритании. Именно исходя из этого нами будет рассмотрены и проведен сравнительный анализ налогообложения указанных стран.

Впервые подоходный налог был введен в Великобритании, ее идейным носителем стал Уильям Пит, который находился в Великобритании на посту премьер-министра 20 лет. Основной причиной введения данного налога стал дефицит бюджета страны, который не позволял отвечать по своим обязательствам по внешнему государственному долгу и финансировать армию страны. В связи с чем, с 1793 года были предприняты неоднократные попытки введения различных налогов и сборов. Касаемо подоходного налога, то в Великобритании он был введен в 1798 году и имел обличие налога на роскошь. Он представлял собой надбавку к ранее введенному налогу на роскошь, что на лицо демонстрировал двойное налогообложение одного объекта. В 1803 году все налоги были дифференцированы в зависимости от источника его получения на пять категорий или иначе «шедул». В 1973 году налоговая система меняет свои принципы и применение шедулярной модели переходит к применению глобальной модели. Так как дифференциация налогов продолжает действовать относительно льгот и вычетов, то данную модель правильнее назвать смешенной, так как часть облагаемого дохода из разных источников рассчитывалась по соответствующим шедулам, а затем суммировалась в целях глобального обложения. Так обе модели продолжали параллельное свое развитие и в 1976 году в связи с развитие рынка ценных бумаг и фондовых бирж в Англии был введен дополнительный шедул, направленный на обложение дивидендов. Так сформировавшаяся шедулярно-глобальная система личных доходов существует по настоящее время[1].


В России первые попытки введения подоходного налога были связаны с опустошением и отсутствием средств для финансирования государственного бюджета после военных действий с Наполеоном. Также важным фактором явилось падение курса рубля в 1819 году.

Однако ввод подоходного налога была временная мера и в 1820 года он был отменен.

Проект закона о подоходном налоге был в разработке вплоть до 1916 года и введен 6 апреля указанного года. Закон закреплял прогрессивные ставки в границах от 0,8 до 8%. В 1917 году данные ставки были увеличены в 1,5-2,5 раз на основании действующего Закона от 12 июня 1917 г. «О повышении прогрессивно-подоходного обложенияв России». Данный закон имел существенный недостаток, а именно не содержал положения от мере ответственности за неуплату налога. Это упущение было устранено и позже был установлен срок уплаты налога – 15 декабря текущего года[2].

Существовавшая в тот период система налогообложения физических лицвключала только государственные налоги, а именно подоходный и налог на доходы от личных промысловых занятий, множества местных налогов, взимаемых местными советами. Основным налогом являлся подоходный налог, который удерживался с заработной платы рабочих и служащих через государственные и кооперативные предприятия и организации либо частные предприятия, где они работали, причем годовая сумма налога удерживалась в течение 6 месяцев. Особый порядок взимания налога с зарплаты был установлен впервые. Ранее налог с рабочих и служащих взимался в общем порядке на основании подаваемой декларации о полученном доходе.

В период с 1921 по 1924 годы подоходный налог существовал в виде подоходно-поимущественного налога, взимаемого с городского населения. От уплаты данного налога было освобождено сельское. Налог уплачивали лица, получавшие совокупные доходы, например, от участия в торговых, промышленных и кредитных предприятиях в качестве собственников, совладельцев, арендаторов, пайщиков, вкладчиков, от занятия торговлей и т.д. Категория налогоплательщиков был расширен за счет лиц, занимавшихся свободными профессиями такими как вольнопрактикующих врачей, лиц, имевших доходы от владения зданиями и другим имуществом в городах, от аренды зданий и имущества в целях коммерческой эксплуатации. Обложению подоходным налогом подлежали совокупные доходы, полученные из всех перечисленных источников за прошедшие шесть месяцев. Полугодовой период был связан с условиями того времени: падение валюты, неустойчивость доходных источников и др. По налогу был установлен необлагаемый минимум, а ставки налога построены по принципу ступенчатой прогрессивной шкалы[3].


В 20-х года 20 века российская налоговая система была приближена к шедулярной модели, так как в основу был положен принцип двухступенчатого налогообложения. Так существовало два вида подоходного налога: основной и дополнительный. Основной налог сопровождался прогрессивными налогами, которые взимались с совокупного дохода по всем источникам его получения.

С 1927 года уплата налога с рабочих стала производится ежемесячно, а не как было принято ранее по итогам года. Для совместителей подоходный налог взымался раздельно по каждому источнику получения дохода.

Усиление основного принципа налогообложения, изменение ставок и их прогрессия произошли в 1930 году и в последующие три года было произведено снижение ставок по заработной плате рабочих.

Последующие пятьдесят лет налоговая система претерпевала изменения в отношении дифференциации ставок по различным социальным классам.

В 1943 году система налогообложения вновь меняет направления своего построения и дифференциация производится по следующими признакам: граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода независимо от места проживания; иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР. Объекты налогообложения делились в зависимости от источников получения доходов и их размеров[4].

В 1980 году наблюдается профицит бюджета и раздувание остаточного дохода организаций, а также тенденция высокого налогообложения предметов роскоши.

За счет субсидирования государства производилось выравнивание доходов разных слоев населения, применялись повышенные ставки в отношении свободных профессий, работающих по найму, творческих работников и частных предпринимателей. Таким образом, низкие заработные платы не оказывали влияния на формирование государственного бюджета[5].

Однако стремление к независимости к 1990-м года привело к проведении новой налоговой реформы. Вводимые в действие законы главным образом были направлены на осуществление более льготного по сравнению с прежними законами режима налогообложения. Были снижены ставки налога с сумм авторских вознаграждений, а также ставки налога для обложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

Одним из важных достижений Закона № 392-1 от 02.12.1990 г – явилось расширение сферы действия совокупного налогообложения. Помесячное налогообложение сохранялось только в отношении заработков по месту основной работы и по совместительству, остальные доходы были объединены в две группы: авторские вознаграждения и доходы от индивидуальной трудовой деятельности (включая все другие доходы), по каждой из которых был установлен необлагаемый размер годового дохода и ставки налога для совокупного дохода[6].


До 2000 г. включительно основная ставка подоходного налога имела прогрессивный характер, и ее размер зависел от величины совокупного дохода.

Законодателем были предусмотрены специфические характеристики обложения подоходным налогом по разным видам доходов. Так можно выделить несколько групп:

1)налогообложение доходов, полученных по основному месту работы;

2)налогообложение доходов, полученных помимо основного места работы от других хозяйствующих субъектов;

3) налогообложение доходов от предпринимательской деятельности;

4) доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в РФ;

5) доходы, получаемые лицами, не имеющими постоянного места жительства в РФ.

С 2001г. в Российской Федерации с принятием ч. II Налогового кодекса введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц. Она значительно отличается от ранее действовавшей системы подоходного налогообложения. Отличие заключается не только в новом названии налога, но ив новой концепции налогообложения доходов. Новая система налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени путем расширения налоговых льгот, отказа от прогрессивного налогообложения совокупного годового дохода

На основе вышеизложенного можно сказать, что в России в начале 20 в.обратились к глобальной системе налогообложения доходов физических лиц.

Однако в современном состоянии глобальная система взимания налога наличные доходы имеет элементы шедулярной системы налогообложения в силу существования видов доходов, облагаемых по разным ставкам.

Рассмотрим становление и развитие имущественных налогов в России и в ряде развитых стран.

Имущественные налоги возникли еще в древнейшие времена и являются формной прямого налогообложения. Данный вид налогов существует в настоящее время в 130 странах мира, однако в формировании доходной части бюджета по сравнению с подоходным налогом занимает не значительную часть. Также отметим, что доходы от поступлений поступают в местные бюджеты. Например, в Канаде доходы от имущественных налогов составляют 1/3 собственных доходов муниципальных образований. В Соединенных Штатах Америки доходы от имущественных налогов составляют 30% общих доходов и более 75% собственных налоговых доходов местных бюджетов[7].

В России первые попытки введения имущественных налогов наблюдаются в 1863 году, когда обложению подлежали все строения и земли в городской черте, за исключением малоценных имуществ. В основе всесословного налога лежалараскладочная система, а ставка налога составляла 0,3%.